родительское собрание Истоки
материал (старшая группа)

родительское собрание Истоки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_istoki.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  «Истоки»  (авторы: И.А.  Кузьмин,  профессор  Российской  Академии естественных  наук,  г.  Москва,  А.В.  Камкин,  профессор  Вологодского государственного  педагогического  университета,  г.  Вологда)  представляет  собой апробированную  образовательно-воспитательную  и  дидактическую  систему  и оригинальную педагогическую технологию. Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г.,  была  рассмотрена  и  получила  поддержку  в  июле  1998  г.  в  Комитете  по образованию и науке Государственной Думы (No 3,5-707 от 20.07.98г.).В  программе  «Истоки»  особое  внимание  уделено  системе  работы  по  духовно-нравственному воспитанию всех участников образовательного процесса (педагогов-детей-родителей) в дошкольном образовании. Программа  «Истоки»  объединяет  общественные  силы,  заинтересованные  в стабилизации  и  единении  нашего  общества  на  основе  устойчивых  ценностей  и идеалов российской цивилизации. Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы,  сопутствующие  издательские  программы  обладают  большим воспитательным  потенциалом.  По  насыщенности  духовно-нравственными  и этическими  категориями  программа  «Истоки»  не  имеет  аналогов  в  современном образовании. Основная цель программы «Социокультурные  истоки» в дошкольный период -формирование  духовно-нравственной  основы  личности,  а  также  присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

В  младшей  группе  (3 –4  года) осуществляется  первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга.

Конспект родительского собрания (Круглый стол)Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Задачи:

  • обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей;
  • способствовать формированию у родителей желания
  • работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с
  • требованиями современности.

Форма проведения: круглый стол.

Предварительная работа: анкетирование родителей

Ход собрания

Уважаемые

родители, я хочу сегодня вам рассказать одну притчу.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше

–гибель!

Как же нам быть, кто нас спасѐт? –забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасѐт вас!

–сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо

было встретить Путника Вечности.

Не он... И этот не он... И тот не он...

-говорили люди, видя ранних

спешащих. Один не был облачѐн в белые одежды

–значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды

–тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым

–значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу

–где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали?

спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного!

ответили люди.

-

Он и есть Путник Вечно

сти! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребѐнка

свою надежду.

Беседа с родителями.

-

Ребенок

это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение

человеческого рода. А почему?

-

Ведь именно ему жить в будущем.

И от нас с вами зависит, каким он б

удет и какую жизнь он п

роживет.

Представьте себе, что солнышко

это душа ребенка, а лучики

качества его

характера.

Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он

должен, по

-

вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его

наделить?

У вас н

а столах лежат « солнечные  лучики» ,

на которых

вы должны

написать

черты характера. Выберите то качество, которым вы хо

тите

наделить вашего ребенка

.

Перечисляю

качес

тва, которые написали родители

(

-

Добрым, умным,

щедрым, сильным, справедливым, здоровым,

заботливым...)

-

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно

-

нравственными ценностями.

Сегодня мы с вами и поговорим на тему: «Духовно

нравственное

воспитание ребенка, через

семейные традиции и досуг в семье».

Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы:

1.

Как вы понимаете нравственное

воспитание?

2.

Что такое духовное

воспитание?

3. П

очему они объединены через дефис?

Вывод:

Воспитание

-

навыки пов

едения, привитые

семьѐй,

средой и проявляющиеся

в общественной жизни.

Нравственность

-

правила, определяющие поведение, духовные и душевные

качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих

правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет дух

овность,

не будет нравственности

-

не будет ничего, никакого воспитания

«Духовность

-

свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных

и интеллектуальных интересов над материальными».

Семья

это фундамент, на котором строится высотный храм духов

ного мира

ребѐнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести,

благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и

самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой

достоинств личности. Ребенок не рождается на свет

нравственным или

безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое

воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку

подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у

ребенка отношения к семье, осознания ее личн

остной значимости.

Мы также должны помнить, что дети

это наше отражение. В первую

очередь мы сами должны стать носителями духовно

-

нравственной культуры,

которую стремимся привить детям.

Семейные традиции

-

это основное

средство формирования духовных

ценн

остей

, норм семьи.

Традиция

это то, что перешло от одного поколения к другому, что

унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи,

обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в

свое детство, то наряду с любимыми

людьми, родными стенами в сознании

возникнет что

-

то особенное, присущее только вашей семье. Это «что

-

то» и

есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз

повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана

с оп

ределенной реакцией на какое

-

либо событие.

Скажите, пожалуйста, какие традиции

-

в ваших семьях?

Вывод:

У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз

на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День

Победы; я

блочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все

собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки,

сделанные своими руками для членов семьи.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них

та трепетность, с которо

й все их вспоминают, желание перенести их в свою

семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу

жизнь детство ваших детей намного богаче.

-

Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и

любовь родителей в воспит

ании дете

й. Чтобы вырастить духовно богатого

человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим

родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом,

знаниями, а главное

добротой, лаской, вниманием, любовью.

Я подготовила

дл

я Вас памятку, которая поможе

т вам в этом нелегком деле.

Памятка для родителей по духовно

-

нравственному воспитанию

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у

ребѐнка складывается ощущение: «со мной всѐ в порядке», «я

-

хороший». О

т

сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной

что

-

то не так», «я

-

плохой».

Душевная копилка ребѐнка работает день и ночь. Еѐ ценность зависит от

того, что мы туда бросаем.

Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть нап

олнены

любовью и надеждой.

Научитесь слушать своего ребѐнка и в радости и в горести.

Наказывая своего ребѐнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с

ним.

Станьте для своего ребѐнка примером для подражания в проявлении

положительных эмоций по

отношению к членам семьи и другим людям.

Обнимайте и целуйте своего ребѐнка в любом возрасте.

Не разговаривайте со своим ребѐнком с равнодушным и безразличным

лицом.

Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения,

семейные

традиции,

которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребѐнка теплее и

радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

Перед уходом в детский сад получить объятие родителей и напутственное

слово или жест.

Посидеть в сумерках при свечах рядом с папой и мамой.

На ночь послу

шать сказку и быть заботливо укрытым.

В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов

семьи.

Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и

попросить

у них любимое лакомство или что

-

то такое, чего очень давно

хотелось.

А. С. Макаренко писал: "Наши дети

-

это наша старость. Правильное

воспитание

-

это наша счастливая старость, плохое воспитание

-

это наше

будущее горе, это наши слезы, наша вина перед

другими людьми

.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил д

ля

того, чт

обы вырастить духовно богатыми н

аших детей.

Приложение No1

Анкета

No1

для родителей по духовно

нравственному воспитанию.

1. Как вы считаете, существует

ли в современном обществе проблема

нравственного воспитания детей?

Да

Нет

Не знаю

2.Достаточно ли вы информированы о духовно

нравственном воспитании

дошкольников?

Да

Нет

Трудно сказать

3.На реализацию каких целей должна быть направлена работа по духовно

-

нравственному воспитанию прежде всего?

-

освоение детьми системы  социокультурных категорий и  ценностей

-

развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать

свое мнение, договариваться)

-

развитие управленческих способностей (способность

осуществлять выбор

на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать, достигать

результатов)

-

развитие мотивации к общению со взрослыми сверстниками  ( увеличение

числа позитивных контактов)

-

создание предпосылок для успешной адаптации в нач

альной школе

-

другое ____________________________________

Приложение No 2.

Анкета No2  по духовно

нравственному воспитанию детей

дошкольного возраста для родителей .

1. Считаете ли вы свою семью православной?___

2. С какого возраста, по вашему мнению,

должно начинаться

духовно

-

нравственное воспитание?___

3. Крестили ли Вы ребѐнка в Церкви?___

4. Посещаете ли Вы православный Храм?___

5. Знаете и отмечаете ли вы православные праздники?___

6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с

воспитателями?___

7. Знаете ли Вы историю, традиции своего станицы?___

8. Какую информацию по теме духовно

нравственного воспитания Вы

хотели бы получить?___

9. Читаете ли Вы ребѐнку русские народные сказки, пословицы, поговорки?

___

10. Воспитываете ли

Вы у детей нравственные чувства?___

11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:

-

плохой поступок?___

-

хороший поступок?___

12. Часто ли Ваш ребѐнок смотрит телевизор? ___

13. Играет ли Ваш ребѐнок в компьютерные игры?___

Благодарим за сотрудничество!

Приложение No3

Анализ анкет по духовно

нравственному воспитанию

дошкольников

Анализ анкет показал, что основная масса опрошенных родителей являются

православными, их дети, крещѐнные в Церкви, опрошенные все знакомы с

главными православными праздниками

и их традициями.

Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети

были знакомы с традициями,

и выросли с четкими представлениями о морали

и нравственности.

Практически все опрошенные положительно относятся к тому, чтобы их

ребѐнок с

тал участником встреч с православным священником, вместе с

воспитателем ходил на экскурсию в Храм, к тому же, хотели бы получить

список литературы для детей по данной теме.

Порадовало, что адекватно отреагировали на вопросы о плохих и хороших

поступках, а

также то, что дети не засиживаются за телевизором и

компьютерными играми.

Все родители согласны с тем, что работа по духовно

-

нравственному

воспитанию должна быть направлена  на развитие коммуникативных умений,

мотивации к общению со взрослыми, сверстниками

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Тема: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Родительское собрание "Истоки доброты".

Приобщать родителей к добру, чтобы они служили примером доброты....

Сообщение к родительскому собранию "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Русский народ не должен забывать своей культуры, литературы, живописи, памятников, своего прошлого. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, пользоваться уважением окружающих, надо зн...

Педагогические ситуации для родителей и педагогов к родительскому собранию "Истоки нравственного воспитания детей"

Предлагаю две ситуации дя рассмотрения и обсуждения родителям и педагогам на родительсом собрании, посвященном нравственному воспитанию подрастающего поколения. Реальные ситуации, которые часто возник...

конспект родительского собрания на тему "Приобщение детей к истокам семейской культуры"

Данный конспект проведения родительского собрания в нетрадиционной форме.Что способствует приобщению детей к истокам народной  семейской культуры.Также  позволяет формировать у дошкольников ...