Времена года
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Филиппова Марина Геннадиевна

Тема: « Времена года»

Цель: обобщить у детей знания полученные ранее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Времена года»

Цель: обобщить у детей знания полученные ранее.

Программные задачи:

Обучающие:

  •  систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: явления природы через игры и игровые упражнения.
  • Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления.
  • Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень.
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.
  • Учить  делить слова на слоги

Развивающие: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, развивать логическое мышление, воображение. Развивать внимание, память, связную речь .Развивать познавательные интересы.

 Воспитательные: воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Предполагаемый результат: подготовка атрибутов к занятию, заучивание физкультминутки, чтение художественной литературы.

Виды деятельности: познавательная речевое, социально- коммуникативная развитие, речевое развитие.

Формы и методы организации совместной деятельности: наблюдение, чтение художественной литературы.

Демонстрационный материал: Картина « Времена года», художественная литература.

Раздаточный материал: Карточки с предметами на каждого ребенка, звуки для каждого ребенка.

Структура занятия:

  1. Вводная часть

- Беседа

  1. Основная часть (экспериментирования)

- Ответы на вопросы

- Игра « Кто больше».

- Рассказ Константина Ушинского « Четыре желания»

- Игра « Узнай время года»

- Логические задачи

-Дидактическое упражнение « Составь правильно предложения»

- Игра с карточками

- Упражнение со звуками.

               3. Заключительная часть

                        Итог занятия

Ход:

1 Вводная часть.

Дети заходят в группу здороваются с гостями.

Дети: Здравствуйте. Исэнмесез.

( дети стоят в  не произвольной форме на коврике возле воспитателя)

Воспитатель: Ребята, скажите, в какую вы ходите группу

Дети: Подготовительную группу

Воспитатель: Значит, скоро вы станете школьниками. Представите себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем им что мы знаем и  умеем?

Дети : Да

2.Основная часть.

Вчера я была в гостях у художника и попросила его нарисовать картину для нас. Вот она ( показываю картину детям). Но вот я, чем больше на нее смотрю, никак не могу понять. Как же эту картину можно назвать ? Может вы мне поможете, что здесь нарисовано?

Дети: Времена года.

Воспитатель: Да правильно здесь нарисовано все времена года, Еще можно назвать ее « Круглый год».

  1. Сколько времен года? ( 4)
  2. Назовите времена года? (зима, весна, лето, осень)
  3. Сколько месяцев в году? ( 12)
  4. Перед осенью какое время года? ( лето)
  5. После осени какое время придет? (Зима)
  6. Сколько осенних месяце?( 3)
  1. Какой сейчас месяц? ( ноябрь)
  2. Какое время года сейчас? ( осень)
  3. Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Игра «Кто больше?»

Какими словами можно сказать о зиме? Зима, какая? (Морозная, снежная, холодная, вьюжная, волшебная, сказочная, белая…).

Какими словами можно сказать о весне? Весна, какая? (Теплая, радостная, долгожданная, веселая, звонкая, цветущая, несмелая, затяжная, буйная, ранняя, поздняя, красивая …).

Какими словами можно сказать о лете? Лето, какое? (Знойное, теплое, жаркое, горячее, душное, щедрое, урожайное, засушливое, дождливое, солнечное…).

Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (Золотая, дождливая, сырая, поздняя, долгая, нарядная, ненастная, ранняя, унылая, хмурая…)

Воспитатель: Скажите, а какое время года вам нравится больше всего? (ответы детей).И это не удивительно, что вам всем нравятся разные времена года.

Вспомните рассказ К. Ушинского «Четыре желания». (прочитать рассказ еще раз, задаю вопросы детям про прочитанному).

Воспитатель: Что понравилось Мите осенью? (Осенью Мите понравилось собирать в саду плоды – румяные яблоки и желтые груши).

Что понравилось Мите зимой? (Мите зимой понравилось кататься на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке.)

Что понравилось Мите летом? (Мите летом понравилось ходить с отцом на сенокос, ловить рыбу, собирать ягоды, кувыркаться в душистом сене).

Каждое время года Мите казалось лучше, чем предыдущее. Лето было хорошее, а осень лучше.

 Воспитатель: Игра «Узнай время года?»

Один ребенок будет рассказывать, а остальные должны будут угадать, какое это время года.

Это самое холодное время года. Дни короткие, ночи длинные. Выпадает снег, стоят морозы. Растения не растут. Деревья стоят голые, без листьев. У животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее. Некоторые животные все это время года спят. Люди носят теплую одежду. Дети любят в это время года играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, на ледянках со снежной горы, на коньках по замерзшей реке. Какое это время года?

Дети: Зима

В это время года дни становятся длиннее и теплее. Природа оживает. На деревьях появляются почки, зеленеет травка, растения начинают расти. Птицы возвращаются из теплых стран. Они начинают ремонтировать свои гнезда. Медведица выходит из берлоги со своими медвежатами. Дети любят в это время года пускать кораблики в ручейки. Какое это время года?

Дети: Весна

Это самое теплое время года. Дни длинные, а ночи короткие. Все растет. Распускаются цветы, зреют фрукты, ягоды. У птиц и животных появляется много пищи. Люди проводят много времени на улице, купаются, загорают. Многие едут отдыхать на море. Какое это время года?

Дети: Лето

В это время года дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут. С деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Не только люди, но и животные готовят запасы на зиму. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные, моросящие дожди. Какое это время года.

Дети: Осень

 Физкультминутка «Прогулка под дождем»

Мы по улице гуляли
(Ходьба на месте.)
И под тучку забежали.
(Бег на месте.)
Кап-кап-кап-кап-капли,
(Руки в стороны, поочередное зажимание пальцев в кулачок.)
Мы промокли и озябли.
(Похлопывание себя по бокам, руки скрестно.)
Кап-кап-кап-кап-капельки,
(Поочередное разжимание пальцев.)
Не расстроились ни капельки.
(Махи руками над головой.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами по работаем за столами. У вас на столах полоски со звуками из этих звуков будем составлять слоги. ( воспитатель говорит звуки дети составляют слоги).

Воспитатель: Что мы составляем из звуков?

Дети: Слоги

Воспитатель: Что составляем из слогов?

Дети: Слова.

Воспитатель: Что мы составляем из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель: Молодцы мы с вами из звуков составили слоги , а сейчас мы с вами поиграем с вами « Живые слова». Вам надо правильно составить предложения которые я вам буду говорить. (сколько слов говорю столько детей выходят , дети в виде «слов»)

  1. Много, дерево, на, листья.
  2. Катание , на, дети, санки.
  3. Лето, любит, Саша
  4. Море, Витя, плавает.

Воспитатель: Молодцы , правильно составили предложения. А теперь по работаем за столами. У вас на столах карточки с разными предметами, вам надо узнать из скольки слогов состоят эти предметы.

-Юсуф что у тебя?

-Молоток

-Сколько слогов в этом слове?

-Три

-Какой первый звук?

3.Заключительная часть .

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорили о временах года. Теперь вы знаете, что все времена года приходят каждое в свое время. Все они хороши по-своему.

Много придумали определений к словам «лето», «осень», «зима», «весна».

Правильно определяли количество звуков в словах, делили слова на слоги. Правильно составляли предложения.

Воспитатель: Вам понравилось занятие. Вы справились со всеми заданиями , но нам еще многое надо узнать , чтобы хорошо учиться в школе .Кому вы расскажите об нашем занятии. Давайте вместе свами вспомним поговорки об школе.

  1. Век живи- век учись
  2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Терпение и труд все перетрут
  4. Ученье – сет, а не ученье тьма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...