Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития творческих способностей детей
консультация

Латыпова Эльвира Рафаиловна

В статье рассматривается тема взаимодействия дошкольной организации и семьи в вопросах развития творческих способностей детей Определяются основные условия работы. Раскрываются формы совместной работы педагога с родителями, направленные развитие творческих способностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития творческих способностей детей

В современном обществе активно идет процесс качественного обновления образования. В настоящее время одним из ключевых звеньев в системе образования является формирование и развитие творческой личности. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования, к результатам освоения основой образовательной программы на этапе завершения дошкольного образования, в целевых ориентирах представлены особенности личности: потребность в творчестве, любознательность; мотивация в достижении успеха; быстрая ориентации и адаптации к новым условиям; творческий подхода к решению различных проблем [1]. Основы личности начинают закладываться в дошкольном возрасте, поэтому перед дошкольным учреждением стоит важная задача формировать и развивать творческие способности детей.

Сравнительный анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого подхода к проблеме развития творческих способностей дошкольников. Исследователи, изучая творческие способности, рассматривают творческое развитие детей в разных видах деятельности: познавательной (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков); игровой (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко); художественной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина); литературной (О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова); театральной (О.В. Акулова, Л.С. Фурмина); конструктивной (Л.А. Парамонова).

Н.Н. Поддъяков, в своих исследованиях утверждал, что «творчество детей носит глубоко индивидуальный характер – оно определяется особенностью личности ребенка, своеобразием нажитого опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка» [2]

Большое значение на развитие творческих способностей детей влияет эмоциональный климат семьи (благоприятная атмосфера дома, доброжелательные и доверительные отношения). Поэтому для полноценного развития творческих способностей детей, педагогу необходимо уделять внимание не только взаимодействие с детьми, но и на взаимодействие с семьей.

Многие родители уделяют большое внимание развитию определенных навыков у ребенка (умение читать, писать, считать), но при этом совсем не уделяют внимание развитию творчества и воображения. Мы считаем, что развитие творческих способностей детей, не должно отходить на второй план, а должно активно двигаться вперед с остальными направлениями развития дошкольников. Результатом развития творческих способностей детей не всегда является то, что ребенок станет известным художником, артистом или певцом, а то, что у него появиться творческий взгляд, подход к решению определенных жизненных ситуаций. Из этого следует, что главная задача педагога грамотно выстроить с семьей ребенка взаимопонимание, взаимоотношение и донести до родителей эту информацию.

Необходимо установить доверительные отношения между родителями и педагогами, относиться к ним как к равноценным партнерам Важно уметь выстраивать взаимообратную связь между ребенком, педагогом и родителем, помочь родителям стать активными участниками образовательного процесса и осознанно относится к детскому творчеству.

В своем исследовании О.В. Солодянкина определяет принципы, положенные в основу конструктивных взаимоотношений между педагогом и родителями:

- в воспитании и обучении детей, родители и педагоги являются партнерами;

- единое понимание целей и задач воспитания и обучения;

- уважение, доверие и помощь ребенку, как педагогов, так родителей;

- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей детского сада и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОО, его

промежуточных и конечных результатов [3].

В образовательных учреждениях взаимодействие педагога с родителями осуществляется через различные формы и направления совместной работы. Деятельность по взаимодействию с родителями имеет несколько направлений: просветительская и развивающая деятельность.

Целью просветительской деятельности является повышение психолого- педагогической культуры родителей в вопросах творческого развития детей

К просветительской деятельности относятся следующие формы работы:

- информация в родительском уголке;

- анкетирование родителей;

- консультирование родителей;

- родительские собрания;

- индивидуальные беседы с родителями;

- памятки, брошюрки для родителей.

Целью развивающей деятельности является создание условий для совместного творчества детей и родителей, к ним относятся следующие формы:

- организация совместных творческих выставок;

- развлечения;

- открытое занятие;

- мастер-класс;

- семинар-практикум.

Мы считаем, что развивающая деятельность, в частности формы работы, где родители могут принимать активное участие, позволяют прочувствовать всю тонкость и ранимость детской души. Вовлекаясь в творческий процесс, родители вместе с детьми начинают переживать: все ли получиться? Какой способ, материл или средство выбрать? Как поступить дальше? Что будет если сделать по-другому? В эти моменты ребенок становиться им ближе, весь процесс доставляет искренний восторг и радость. Полученные эмоции благоприятно влияют на дошкольников, и служат важным стимулом развития творческих способностей.

Применение педагогом в своей деятельности всех представленных форм, способствует повышению теоретических знаний по вопросу развития творческих способностей, побуждает пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, сформировать у родителей умения правильно организовывать разностороннюю деятельность, повышающий творческий потенциал детей.

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya. (дата обращения 02.12.2018)

2. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект /Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 1994. - 47 c.

3.Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей - М.: АРКТИ, 2004. – 77 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей раннего возраста

Организация  непосредственно образовательной  деятельности по развитию творческих способностей детей раннего возраста на тему:«Нет, напрасно мы решили…»Цель: развитие творческих способностей...

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»

Консультация для воспитателей «Роль музыкального руководителя в ДОУ и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей»...

"Создание в семье условий в развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Данная консультация для родителей содержит информацию по вопросу создания в семье условий в развитии дестких способностей, как важно правильно  поддерживать детскую творческую активность....

«Роль музыкального руководителя в ДОО и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей».

Основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве...

"Формы взаимодействия детской дошкольной организации и семьи в вопросах социально-коммуникативного развития детей"

Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости. Поэтому необходимо стало использование ...

Педагогическая мастерская «Арт – лаборатория как средство повышения уровня родительской компетенции в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная тема в нынешнем обществе приобретает актуальность в связи с тем, что быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и новых идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижнос...