Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГД-ейка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ряшенцева Татьяна Валерьевна

Дополнительная общеразвивающая программа «АБВГД-ейка» способствует воспитанию у детей интереса к осознанному чтению и формирование готовности к усвоению грамоты в начальной школе. Она направлена на развитие звуковой культуры речи, обучение навыкам анализа речи и формирование правильных графических навыков, умения координировать движения руки и глаз дошкольников. В процессе её освоения дети смогут лучше владеть навыками звуковой аналитико-синтетической деятельности (различат понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», вычленят и определят последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении, место заданного звука и ударения в слове) и хорошо будет развита мелкая моторика пальцев рук, сформированы правильные графомоторные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovka_detey_k_shkole.docx93.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Принята на заседании педагогического совета                           «Утверждаю»

Протокол № _____ от «______» ___________2021 г.                 Директор филиала Детского сада «Алёнушка»,

                                                                                     филиал Детского сада «Светлячок»

        _________________________ Р. В. Худышкина

                                                                                                          «_______»_______________________2021 года

                   

                                                                       

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«АБВГД-ейка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Нормативный срок реализации программы: 1 год

Форма обучения: очная

                                   Автор-составитель:

Ряшенцева Татьяна Валерьевна, воспитатель

г. Заводоуковск

2021 г.

Содержание                                             

1.Аннотация

3

2.Пояснительная записка

3

3. Учебный план

5

4. Календарный учебный график

9

5. Программа 

9

5.1. Календарно-тематическое планирование

9

5.2. Содержание программы  

14

6. Методические материалы

32

7. Оценочные материалы

33

8. Информационное и материально-техническое обеспечение

35

9. Используемая литература

36

10. Приложение

37


  1. Аннотация

Дополнительная общеразвивающая программа «АБВГД-ейка» способствует воспитанию у детей интереса к осознанному чтению и формирование готовности к усвоению грамоты в начальной школе. Она направлена на развитие звуковой культуры речи, обучение навыкам анализа речи и формирование правильных графических навыков, умения координировать движения руки и глаз дошкольников. В процессе её освоения дети смогут лучше владеть навыками звуковой аналитико-синтетической деятельности (различат понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», вычленят и определят последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении, место заданного звука и ударения в слове) и хорошо будет развита мелкая моторика пальцев рук, сформированы правильные графомоторные навыки.

Программа «АБВГД-ейка» рассчитана на 1 год.   Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 68 часа, целевая аудитория –воспитанники в возрасте 6-7 лет. Форма обучения по программе – очная.

При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.

  1. Пояснительная записка

Речь – важная составляющая жизни, которая заключается в получении передаче нами информации другим людям. Вся информация, которой мы пользуемся в деятельности, состоит из условных знаков или кодов (М.Р. Львов). В устной речи используется звуковой код – каждое слово состоит определённого набора звуков. В письменной речи соответственно используется буквенный код. Для перехода с одного кода на другой, т.е. распознавания и воспроизведения вслух написанного или, наоборот, написания сформулированного и высказанного вслух, используется процесс перекодирования. Этот процесс достаточно трудоёмкий и требует формирования определённых навыков чтения и письма.

Важно понимать, что письмом и чтением как видами речевой деятельности нельзя овладеть в полной мере, если ограничиться простым заучиванием звуковых и буквенных кодов. Эти процессы требуют развитого аналитико-синтетического мышления, фонематического слуха, речевого восприятия, координации движений как важных предпосылок обучения грамоте.

В связи с этим, в рамках преемственности с начальной школой, подготовку к обучению грамоте следует начинать на этапе дошкольного детства как сенситивного периода развития речи. Ведь фундаментом для обучения грамоте и родному языку в школе должны стать сформированное слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение, умение анализировать звуковую сторону речи, связно говорить.

Актуальность программы. Практика показывает, что у детей, не прошедших программу дошкольного образования, адаптация к школе проходит намного труднее. Они дольше приспосабливаются к условиям учебной деятельности, у них слабо развита связная речь, а в познавательной деятельности долго преобладают произвольность и неконтролируемость.

Учитывая важность проблемы развития речи детей по подготовке детей к школе, мною была разработана программа «АБВГД-ейка».

Новизна программы. Программа предполагает использование интерактивных образовательных платформ («Учи.ру», «KidsSmart») позволяющих в онлайн режиме подготовить ребёнка к обучению грамоте в интерактивной интересной форме.

Педагогическая целесообразность. Программа «АБВГД-ейка» разработана с учетом основных принципов:

  • последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  • доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  • наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  • индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  • результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения).

Цель данной программы: воспитание у детей интереса к осознанному чтению и формирование готовности к усвоению грамоты в начальной школе.

Задачи программы:

 развитие звуковой культуры речи (слухового внимания, фонематического

слуха, правильного звукопроизношения);

 обучение навыкам анализа речи (звуковому анализу и синтезу слов,

слоговому анализу и синтезу, анализу и синтезу предложения);

 формирование правильных графических навыков, умения координировать

движения руки и глаз;

 формирование интереса к процессу обучения в целом и изучению родного

языка в частности.

Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года в

подготовительной к школе группе.

Ожидаемые результаты:

Целевые ориентиры реализации программы «АБВГД-ейка» отражают характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Среди них:

- проявляют интерес к речевой деятельности и активность при изучении особенностей русского языка;

- сформирована звуковая культура речи (владеют правильным звукопроизношением, умеют выразительно и интонационно правильно высказывать свои мысли, правильно воспринимают на слух и дифференцируют звуки речи);

- хорошо владеют навыками звуковой аналитико-синтетической деятельности (различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», вычленяют и определяют последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении, место заданного звука и ударения в слове);

- развита мелкая моторика пальцев рук, сформированы правильные графомоторные навыки.

Организационно-педагогические условия.

Программа «АБВГД-ейка» рассчитана на 1 год.   Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество 68 часов, целевая аудитория –воспитанники в возрасте 6-7 лет. Форма обучения по программе – очная.

При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.

  1. Учебный план

№ 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Обследование уровня развития речи и графических навыков

2

1

1

Педагогическое наблюдение

2

Обследование уровня развития речи и графических навыков

2

1

1

Педагогическое наблюдение

3

Мир звуков (развитие

Фонематической стороны речи) с использованием планшетов и платформы «Учи.ру»

2

1

1

опрос

4

«Знакомство со словом»

САД. ЛЕС. ЗВУКОВЫЕ ЗАМКИ

2

1

1

опрос

5

Закрепление понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клетку

2

1

1

Педагогическое наблюдение

6

Секреты слов

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

7

«Слова-действия»

ИГРУШКИ. ЖИВОТНЫЕ

2

1

1

Педагогическое наблюдение

8

«Слова-признаки» овощи

2

1

1

Беседа

9

Игрушки (знакомство с

понятиями «слова- названия», «слова- действия», «слова-

признаки»)

2

1

1

открытая деятельность

10

Короткий и длинный (развитие навыка составлять

короткие и длинные слова)

2

1

1

квест

11

Секреты слов (знакомство с

понятием «ударный слог»)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

12

Дружная семейка

(знакомство с понятием

«предложение») с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

13

Порядок во всем (развитие умение определять порядок слов в предложении)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

14

Когда приходит Осень (обучение моделированию

предложений)

2

1

1

опрос

15

Друзья (знакомство с «гласным звуком», буквами А, О)

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

16

«Звуки речи» Звук А и буква А

2

1

1

Беседа

17

Где же вы, ау?! (знакомство со

звуком [у], буквой У)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

18

Едем в отпуск к бабушке Оле (знакомство со звуками [о], буквой О)

2

1

1

опрос

19

Семья (знакомство со звуками [м], [мь], буквой М)

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

20

Полет на Марс (знакомство со звуками [с], [сь], буквой С)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

21

Вдоль по улице идем (подбор слов заданным звуком)

2

1

1

опрос

22

Соединение буквы А и У

2

1

1

Беседа

23

Читаем буквы, читаем слоги. АУ, УА, АО, ОА

2

1

1

Педагогическое наблюдение

24

Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, МА, УМ, УА, АУ.

2

1

1

опрос

25

Соединяем буквы, читаем слоги. Звуковой анализ слогов АУ, УА, АМ, УМ.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

26

Каждому звуку –  своё место (знакомство со слова) с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

27

Дружба начинается с улыбки (знакомство  со звуком [и], буквой  И)

опрос

28

Таинственный голос (знакомство со звуком [ы], буквой Ы)

2

1

1

опрос

29

Наш гость Пых (закрепление буквы и звука [ы])

2

1

1

Педагогическое наблюдение

30

Хомяк-хвастун (знакомство со звуками [х], [хь], буквой Х)

2

1

1

Беседа

31

Закрепление буквы и звука [х]

2

1

1

Педагогическое наблюдение

32

Соединяем буквы, читаем слоги. Звуковой анализ слогов АУ, УА, АМ, УМ.

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

33

Новогодние приключения

(составление повествовательных

и вопросительных

предложений)

2

1

1

Беседа

34

Старший и младший

Братья (развитие умения

различать твёрдые и мягкие согласные звуки)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

35

У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок (знакомство со звуками [п], [пь], буквой П)

2

1

1

опрос

36

Яркие истории (знакомство со звуком [я], буквой Я)

2

1

1

Беседа

37

Новости в лесу (знакомство со

звуками [н], [нь], буквой Н)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

38

Необыкновенные истории в лесу

2

1

1

Беседа

39

Зимние забавы (упражнение чтении слогов простых слов) с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

40

Зима (знакомство со

звуками [з], [зь], буквой З)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

41

Детский сад всем ребятам очень рад (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

2

1

1

опрос

42

Клоуны Бим и Бом (знакомство со звуками [б], [бь], буквой Б)

2

1

1

квест

43

Продолжаем учиться читать.

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

44

Чередование букв Л-Р

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

45

Закрепление буквы

Рр (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

2

1

1

опрос

46

Зимушка-зима, что ты нам принесла? (упражнение в словах чтении слов)

2

1

1

открытая деятельность

47

Сказка про невидимку (закрепление знаний об «ударном слоге») с использованием планшетов и  платформы «QRCode Monkey»

2

1

1

Педагогическое наблюдение

48

Молоток стучит:  «Тук-тук» (знакомство со звуками [т], [ть], буквой Т)

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

49

Продолжаем учиться читать

слоги из двух и трёх букв,

опрос

50

Страна Жужжандия (знакомство со звуками [ж], [жь], буквой Ж)

2

1

1

Беседа

51

Кит и Кот (знакомство со звуками [к], [кь], буквой К)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

52

Незнайка-фотограф (знакомство со звуками [ф], [фь], буквой Ф)

Беседа

53

Фирменный магазин

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

54

Лети, лети, лепесток

(дифференциация звуков [р], [рь] и [л], [ль])

2

1

1

квест

55

У нас в гостях гномы Гога и Гена (знакомство со звуками [г], [гь], буквой Г)

2

1

1

опрос

56

Кто вопросы задает?

(построение вопросительных

предложений)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

57

Почтальон Печкин принёс посылку (знакомство со звуком [ч],  буквой Ч)

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

58

Наши друзья – Домовой и Домовенок (знакомство со звуками [д], [дь], буквой Д)

2

1

1

Беседа

59

Похищение буквы В (знакомство со звуками [в], [вь], буквой В)

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

60

Цыплёнок Цып (знакомство

со звуком [ц], буквой Ц)

2

1

1

опрос

61

В горнице

2

1

1

Педагогическое наблюдение

62

Весна-красна (составление коротких рассказов по серии

сюжетных картин)

2

1

1

открытая деятельность

63

Как змея шипит? (знакомство со звуком [ш], буквой Ш)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

64

Приключения Зайчишки-Трусишки

Педагогическое наблюдение

65

Поспешишь - людей насмешишь (дифференциация

звуков [с] и [ш])

2

1

1

Решение проблемных ситуаций

66

Вместе с Незнайкой (знакомство со звуком [щ], буквой Щ)

2

1

1

Педагогическое наблюдение

67

Поездка в цирк

2

1

1

опрос

68

Освободим Говоруна

(закрепление понятий

«звук», «слог», «слово») с использованием планшетов и платформы «Учи.ру»

2

1

1

квест

  1. Календарный учебный график

Продолжительность обучения: 1 год.

Продолжительность занятий: 30 минут

Наименование/год обучения

Срок учебного года(продолжительность обучения)

Количество занятий в неделю

Всего учебных недель

Количество часов

Режим занятий

«АБВГД-ейка»/

2021-2022

с 01.09.2021 по 31.05.2022

2 занятия

37 недель

68 часов

Вторник/пятница

15.30/16.00

  1. Программа

  1.         Календарно-тематическое планирование

Месяц

Номер занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Сентябрь, 2021

1

1

Обследование уровня развития речи и графических навыков

Дидактическое упражнение

Педагогическое наблюдение

2

1

Обследование уровня развития речи и графических навыков

Дидактическое упражнение

Педагогическое наблюдение

3

1

Мир звуков (развитие

Фонематической стороны речи) с использованием планшетов и платформы «Учи.ру»

Игра

опрос

4

1

«Знакомство со словом»

САД. ЛЕС. ЗВУКОВЫЕ ЗАМКИ

Игры-занятия

опрос

5

1

Закрепление понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клетку

Практикум

Педагогическое наблюдение

6

1

Секреты слов

Занятие

Путешествие

Решение проблемных ситуаций

7

1

«Слова-действия»

ИГРУШКИ. ЖИВОТНЫЕ

Игры-занятия

Педагогическое наблюдение

8

1

«Слова-признаки» овощи

Занятие – беседа

Беседа

Октябрь, 2021

9

1

Игрушки (знакомство с

понятиями «слова- названия», «слова- действия», «слова-

признаки»)

Презентация

открытая деятельность

10

1

Короткий и длинный (развитие навыка составлять

короткие и длинные слова)

Квест

квест

11

1

Секреты слов (знакомство с

понятием «ударный слог»)

Игры-занятия

Педагогическое наблюдение

12

1

Дружная семейка

(знакомство с понятием

«предложение») с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

Практикум

Решение проблемных ситуаций

13

1

Порядок во всем (развитие умение определять порядок слов в предложении)

Игра

Педагогическое наблюдение

14

1

Когда приходит Осень (обучение моделированию

предложений)

Виртуальная экскурсия

опрос

15

1

Друзья (знакомство с «гласным звуком», буквами А, О)

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

16

1

«Звуки речи» Звук А и буква А

Практикум

Беседа

Ноябрь, 2021

17

1

Где же вы, ау?! (знакомство со

звуком [у], буквой У)

Презентация

Педагогическое наблюдение

18

1

Едем в отпуск к бабушке Оле (знакомство со звуками [о], буквой О)

Занятие – беседа

опрос

19

1

Семья (знакомство со звуками [м], [мь], буквой М)

Практикум

Решение проблемных ситуаций

20

1

Полет на Марс (знакомство со звуками [с], [сь], буквой С)

Игры-занятия

Педагогическое наблюдение

21

1

Вдоль по улице идем (подбор слов заданным звуком)

Занятие

Путешествие

опрос

22

1

Соединение буквы А и У

Беседа

23

1

Читаем буквы, читаем слоги. АУ, УА, АО, ОА

Презентация

Педагогическое наблюдение

24

1

Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, МА, УМ, УА, АУ.

Экскурсия

опрос

Декабрь, 2021

25

1

Соединяем буквы, читаем слоги. Звуковой анализ слогов АУ, УА, АМ, УМ.

Педагогическое наблюдение

26

1

Каждому звуку –  своё место (знакомство со слова) с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

Практикум

Решение проблемных ситуаций

27

1

Дружба начинается с улыбки (знакомство  со звуком [и], буквой  И)

Игра

опрос

28

1

Таинственный голос (знакомство со звуком [ы], буквой Ы)

Презентация

опрос

29

1

Наш гость Пых (закрепление буквы и звука [ы])

Экскурсия

Педагогическое наблюдение

30

1

Хомяк-хвастун (знакомство со звуками [х], [хь], буквой Х)

Игры-занятия

Беседа

31

1

Закрепление буквы и звука [х]

Занятие – беседа

Педагогическое наблюдение

32

1

Соединяем буквы, читаем слоги. Звуковой анализ слогов АУ, УА, АМ, УМ.

Игра

Решение проблемных ситуаций

Январь, 2022

33

1

Новогодние приключения

(составление повествовательных

и вопросительных

предложений)

КТД

Беседа

34

1

Старший и младший

Братья (развитие умения

различать твёрдые и мягкие согласные звуки)

Презентация

Педагогическое наблюдение

35

1

У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок (знакомство со звуками [п], [пь], буквой П)

Практикум

опрос

36

1

Яркие истории (знакомство со звуком [я], буквой Я)

Диалог

Беседа

37

1

Новости в лесу (знакомство со

звуками [н], [нь], буквой Н)

Педагогическое наблюдение

38

1

Необыкновенные истории в лесу

Виртуальная экскурсия

Беседа

Февраль, 2022

39

1

Зимние забавы (упражнение чтении слогов простых слов) с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

40

1

Зима (знакомство со

звуками [з], [зь], буквой З)

Игра

Педагогическое наблюдение

41

1

Детский сад всем ребятам очень рад (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Практикум

опрос

42

1

Клоуны Бим и Бом (знакомство со звуками [б], [бь], буквой Б)

Презентация

квест

43

1

Продолжаем учиться читать.

Игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

44

1

Чередование букв Л-Р

Диалог

Решение проблемных ситуаций

45

1

Закрепление буквы

Рр (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Занятие – беседа

опрос

46

1

Зимушка-зима, что ты нам принесла? (упражнение в словах чтении слов)

Квест

открытая деятельность

Март, 2022

47

1

Сказка про невидимку (закрепление знаний об «ударном слоге») с использованием планшетов и  платформы «QRCode Monkey»

Игра

Педагогическое наблюдение

48

1

Молоток стучит:  «Тук-тук» (знакомство со звуками [т], [ть], буквой Т)

Презентация

Решение проблемных ситуаций

49

1

Продолжаем учиться читать

слоги из двух и трёх букв,

Игры-занятия

опрос

50

1

Страна Жужжандия (знакомство со звуками [ж], [жь], буквой Ж)

Диалог

Беседа

51

1

Кит и Кот (знакомство со звуками [к], [кь], буквой К)

Экскурсия

Педагогическое наблюдение

52

1

Незнайка-фотограф (знакомство со звуками [ф], [фь], буквой Ф)

Презентация

Беседа

53

1

Фирменный магазин

Виртуальная экскурсия

Решение проблемных ситуаций

54

1

Лети, лети, лепесток

(дифференциация звуков [р], [рь] и [л], [ль])

Игра

квест

Апрель, 2022

55

1

У нас в гостях гномы Гога и Гена (знакомство со звуками [г], [гь], буквой Г)

Практикум

опрос

56

1

Кто вопросы задает?

(построение вопросительных

предложений)

Презентация

Педагогическое наблюдение

57

1

Почтальон Печкин принёс посылку (знакомство со звуком [ч],  буквой Ч)

Занятие

Путешествие

Решение проблемных ситуаций

58

1

Наши друзья – Домовой и Домовенок (знакомство со звуками [д], [дь], буквой Д)

Экскурсия

Беседа

59

1

Похищение буквы В (знакомство со звуками [в], [вь], буквой В)

Занятие – беседа

Решение проблемных ситуаций

60

1

Цыплёнок Цып (знакомство

со звуком [ц], буквой Ц)

Игра

опрос

61

1

В горнице

Педагогическое наблюдение

62

1

Весна-красна (составление коротких рассказов по серии

сюжетных картин)

Виртуальная экскурсия

открытая деятельность

Май, 2022

63

1

Как змея шипит? (знакомство со звуком [ш], буквой Ш)

Диалог

Педагогическое наблюдение

64

1

Приключения Зайчишки-Трусишки

Презентация

Педагогическое наблюдение

65

1

Поспешишь - людей насмешишь (дифференциация

звуков [с] и [ш])

Игры-занятия

Решение проблемных ситуаций

66

1

Вместе с Незнайкой (знакомство со звуком [щ], буквой Щ)

Игра

Педагогическое наблюдение

67

1

Поездка в цирк

Занятие

Путешествие

опрос

68

1

Освободим Говоруна

(закрепление понятий

«звук», «слог», «слово») с использованием планшетов и платформы «Учи.ру»

Итоговое занятие

квест

Итого

68

68

  1. Содержание программы

п/п

Тема

Программные задачи

Игры и игровые упражнения

Развитие фонематической стороны речи

Ознакомление со знаковой  системой языка

Подготовка руки к письму

Сентябрь

1-2

Обследование уровня развития речи и графических навыков

Д/и «Определи место звука в слове», «Подбери слово с заданным звуком», «Выдели в слове заданный звук», «Угадай, сколько звуков». Гр/у «Речка», «Узоры».

3

Мир звуков

(развитие

фонематической

стороны речи) с использованием планшетов и платформы «Учи.ру»

Развивать внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Формировать умение различать

На слух и интонационно выделять звуки в слове. Закрепить умение передавать звуки природы фонетическими

средствами языка.

Учить заштриховывать в

пределах контура, не

выходя за линию,

разными видами

штриховки Гр/у «Штриховка».

Д/и «Кто, как кричит»,

«Весёлые флажки».

П/и «Дождик».

Гр/у «Штриховка».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

4

«Знакомство со словом»

САД. ЛЕС. ЗВУКОВЫЕ ЗАМКИ

Познакомить с понятием «слово».

Упражнение «Подними пальчики»

Развитие ручной умелости; развития пространственной ориентации

Психогимнастика «Лягушка».

П/и «Дождик».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

5

Закрепление понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клетку

Закрепить знание детей о слове.

Формировать понимание того, что слово состоит из звуков, его можно слушать и произносить.

Формирование знания о том, что слов много;

Познакомить с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, поля, клетки), правилами работы с ней, учить ориентироваться в

тетради. Учить писать в тетради простым мягким

карандашом с коротким острием.

П/и «Осенний букет».

Гр/у «Графические диктанты».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

6

Секреты слов

Формировать понимание того, что слово состоит из звуков, его можно слушать и произносить.

Закрепить понятие «звук».

Формирование знания о том, что слов много; знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Рисуем узоры по клеточкам.

Учить составлять разнообразный узор по клеточкам развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация

Д/и «Какое слово потерялось?», «Сколько слов».

П/и «Осенний букет».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

7

Тема «Слова-действия»

ИГРУШКИ. ЖИВОТНЫЕ

Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

Формирование знания о том, что слов много;

Рисуем узоры по клеточкам.

Учить составлять разнообразный узор по клеточкам развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация

Психогимнастика «Заводные игрушки».

Дифференциация понятий «звук — слово»

Игра «Угадай-ка».

8

«Слова-признаки»

овощи

Развитие речевого внимания. Закрепление понятия

«слово»

Ознакомление со словами—признаками предметов

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию

Цель: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Пантомима «В огороде».

Игры «Что в мешочке?», «Узнай по вкусу».

Вопросы детей по сюжетной картинке «На огороде»

Октябрь

9

Игрушки

(знакомство с

понятиями «слова-

названия», «слова-

действия», «слова-

признаки»)

Учить ставить вопрос к словам:

Кто? Что? Что делает? Какой? Какая? Какое? Познакомить с

понятиями «слова - названия»,

«слова-действия», «слова-

признаки», развивать умение

классифицировать по этим

категориям знакомые слова.

Познакомить со слогом как частью слова. Упражнять в  послоговом проговаривании  считалок, потешек, стихотворений.

Учить проводить прямые, наклонные, длинные и короткие, ломаные линии составлять несложные рисунки из них.

Д/и «Короткие и длинные

слова».

П/и «Я с игрушками

играю».

Гр/у «Дорисовывание».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

10

Короткий и

длинный (развитие

навыка составлять

короткие и длинные

слова)

Дать представление о коротких и длинных словах. Учить образовывать новые слова

(заяц-зайчик-зайчонок).

Закрепить понятие «слог».

Формировать навык

деления на слоги слов из

двух и трёх открытых

слогов, односложных слов с закрытым слогом,

многосложных с закрытыми

и открытыми слогами.

Закрепить умение

заштриховывать в

пределах контура, не

выходя за линию,

разными видами

штриховки.

Д/и «Прошагаем слово»,

«Чьи игрушки?»,

«Волшебный мешочек».

П/и «Дождик».

Гр/у «Штриховка».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

11

Секреты слов

(знакомство с

понятием «ударный слог»)

Закрепить умение различать на слух и интонационно выделять звуки в слове.

Познакомить с ударением. Учить правильно определять место ударного слога в слове (устно).

Учить проводить прямые, наклонные, длинные и короткие, ломаные линии.

Д/и «Найди пару»,

«Поймай рыбку».

П/и «Дружба»

Гр/у «Рисование линий. Проведи дорожку».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

12

Дружная семейка

(знакомство с

понятием

«предложение») с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

Познакомить с понятием «предложение». Учить узнавать

предложения в связных высказываниях, состоящих

из двух-трёх предложений.

Формировать умение слышать и выделять отдельные слова в

предложениях, состоящих из

двух-четырёх слов.

Закрепить умение правильно определять место ударного слога в слове (устно).

Развивать умение

проводить прямые,

наклонные, длинные и

короткие, ломаные линии, составлять несложные рисунки из них.

Д/и «Подсчёт предложений», «Сплетём

венок из предложений».

П/и «Отличные

пшеничные». Гр/у «Дорисовывание».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

13

Порядок во всем

(развитие умение

определять порядок слов в предложении)

Развивать умение определять последовательность слов в предложении, подсчитывать их количество. Учить составлять предложения по сюжетным картинкам; с заданным количеством слов

Упражнять в послоговом проговаривании считалок, потешек, стихотворений.

Закрепить правила работы с тетрадью, умение ориентироваться в ней.

Д/и «Объедини три слова», «Расставь слова по порядку». П/и «Осенний букет». Гр/у «Графический диктант».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

14

Когда приходит

Осень (обучение

моделированию

предложений)

Познакомить детей со схемой предложения. Стимулировать к самостоятельному составлению предложений по схеме. Учить составлять предложения по сюжетным картинкам; с заданным количеством слов.

Закрепить навык деления на слоги слов из двух-трёх открытых слогов, односложных слов с закрытым слогом.

Учить проводить полуовальные, овальные линии, рисовать предметы округлой формы, заштриховывать предметы полуовальными линиями.

Д/и «Осенние слова», «Живые слова». Гр/у «Зарисовка слов»

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

15

Друзья

(знакомство

с «гласным звуком»,

буквами А, О)

Познакомить с понятиями «гласный звук», «согласный звук». Учить распознавать и выделять в слове звуки на слух, определять их место в слове (в начале, в конце, в середине). Познакомить со звуками [а], [о].

Познакомить с буквами, обозначающими гласные А, О. Развивать умение различать звук и букву. Закрепить умение правильно определять место ударного слога в слове (устно)

Закрепить умение заштриховывать в пределах контура, не выходя за линию.

Д/и «Поймай звук». Гр/у «Штриховка»

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

16

«Звуки

речи» Звук А и

буква А

Выявить умение

Детей выделять, воспроизводить и различать звуки речи.

Знание о понятиях «Звуки» и «Буквы».

Познакомить с буквой А, упражнять в вычленении звука в словах.

Знать, что буква А - гласная буква.

Учить

распознавать

графическое

изображение буквы.

Учить печатать букву А

Д/и «Кто внимательный»

Показ буквы графического изображения буквы А.

Чтение по книжке, передвигая пальчик от красной линии.

Физминутка «Хома - хомячок»

Штриховка буквы, печатание.

Ноябрь

17

Где же вы, ау?!

(знакомство со

звуком [у], буквой У)

Познакомить со звуком [у]. Продолжать учить распознавать и выделять в слове звук на слух, определять его место в слове (в начале, в конце, в середине).

Познакомить с буквой, обозначающей гласную У. Формировать навык слитного прочитывания двух букв (слоги «уа», «ау»).

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики -способствовать развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму; Развитие тонкокоординированных движений рук; 

Д/и «Назови гласные».

П/и «Засолка капусты»

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

18

Едем в отпуск к бабушке Оле (знакомство со звуками [о], буквой О)

Учить вычленять звуки в словах. Звук О

Познакомить с буквой О. Знать, что буква О – гласная.

Учить распознавать

графическое

изображение

Учить печатать букву О (изображения

на доске)

Игра «Будь внимательным»

Упр. Придумать слова, начинающиеся на А и У.

Загадка (Ослик, Осы) Определение первого звука.

19

Семья (знакомство со звуками [м], [мь], буквой М)

Учить, различать графическое

изображение буквы, вычленять их в словах в разных позициях на слух.

Закрепить знание букв А.У, О

Познакомить с буквой М.

Знать, что звук М согласный, но может

быть мягким и твёрдым

Учить обозначать печатной буквой.

Работа с трафаретами животных, фруктов, овощей и других фигурок - способствовать развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

Повторить буквы А, У, О (найти в конвертике)

Игра с мячом «Назови слова на букву «О»

Физминутка «Мы читали, мы читали»

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

20

Полет на Марс (знакомство со звуками [с], [сь], буквой С)

Учить, различать графическое

изображение буквы, вычленять их в словах в разных позициях на слух.

Закрепление звука М и буквы М.

Познакомить со звуком и буквой С.

Учить обозначать печатной буквой.

Упр. Найти в конвертике букву М.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Камень – вата».

21

Вдоль по улице идем

(подбор слов заданным звуком)

Учить подбирать слова с заданным звуком (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти.

Закрепить буквы А, О, У. Учить находить знакомые буквы в разрезной азбуке.

Развивать умение проводить полуовальные, овальные линии, рисовать предметы округлой формы.

Д/и «В лес за грибами», «Назови гласные». П/и «Хозяйка однажды с базара пришла». Гр/у «Рисование линий. Обведи по точкам».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

22

Соединение буквы

А и У

Закрепление звука С и буквы С.

Учить детей слиянию букв в один слог, самостоятельно

Обучение чтению слогов Гл. + гл.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Поймай звук». Гр/у «Штриховка»

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

23

Читаем буквы,

читаем слоги. АУ,

УА, АО, ОА

Учить детей анализировать прочитанные слоги.

Знать какая буква первая, какая вторая.

Продолжать учить читать слоги Гл. + Гл.

Дорисовывание   недостающей половины рисунка  - способствовать развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму; Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия

Хоровое чтение букв у доски (появляются буквы по очереди).

Чтение слогов в букваре (хоровое и индивидуальное).

Анализ прочитанных слогов.

Физ. минутка «Хомячок»

24

Соединяем

буквы, читаем

слоги: АМ, МА,

УМ, УА, АУ.

Учить выполнять звуковой анализ слогов: АМ, УМ;

Учить читать слог, первую букву  немного протягивая,

а вторую произнося коротко.

Работа в тетрадях, печатание слогов.

Чтение слогов по букварю.

Звуковой анализ слогов АМ, УМ

Складывание слогов из

Разрезной азбуки.

Физ. минутка «Ветер дует нам в лицо»

Декабрь

25

Соединяем буквы,

читаем слоги.

Звуковой анализ

слогов АУ, УА,

АМ, УМ.

Продолжать учить выполнять звуковой анализ слогов АУ, УА, АМ, УМ,

Учить складывать слоги из разрезной азбуки.

Продолжать учить читать

слоги, находить картинки на соответствующие буквы

Выкладывание из спичек фигур и узоров- развитие мелкой моторики, глазомера, аккуратности

Упр. Немая артикуляция воспитателем АУ,УА, АМ,УМ.

Составление слогов из

Разрезной азбуки

Игра «Хлопушки» (слова со звуком М)

Чтение по букварю

26

Каждому звуку –  своё место (знакомство со слова) с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

Познакомить со схемой слова, учить устанавливать по ней последовательность звуков в слове, отмечая их нейтральным цветом

Продолжать учить делить на слоги многосложные слова с закрытыми и открытыми слогами.

Учить рисовать узор из округлых, овальных, полуовальных линий.

Д/и «Слог-шаг», «Сказочный домик». П/и «Помощники». Гр/у «Дорисовывание. Дорисуй и раскрась».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

27

Дружба начинается с улыбки (знакомство  со

звуком [и], буквой  И)

Познакомить со звуком [и]. Продолжать учить подбирать слова с заданным звуком на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти. Закрепить умение устанавливать последовательность звуков в слове по схеме.

Познакомить с буквой, обозначающей гласную И. Учить находить знакомые буквы в разрезной азбуке.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Приглашаем в круг», «Кто с кем дружит». П/и «Дружба».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

28

Таинственный голос (знакомство

со звуком [ы], буквой Ы)

Познакомить со звуком [ы]. Продолжать учить подбирать слова с заданным звуком (в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти.

Познакомить с буквой, обозначающей гласную Ы. Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Найди звук». П/и «Птички».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

29

Наш гость Пых (закрепление буквы

и звука [ы])

Продолжать учить подбирать слова с заданным звуком (в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти.

Продолжать учить

распознавать графическое изображение буквы Ы

Конструирование из мелких деталей - пособствовать развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму; Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации;

Д/и «Найди звук». П/и «Птички».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

Игра «Хлопушки»

30

Хомяк-хвастун (знакомство со звуками [х], [хь], буквой Х)

Учить различать изображение, вычленять их в словах в

разных позициях на слух.

Познакомить детей с буквой Хх

Учить правильно произносить и читать изображением буквы Х

букву.

Штриховка буквы, печатание большой

и маленькой буквы

Отгадайте: Хлеб, хомяк, петух, хорошо.

Упр. Угадайте какой звук я выделяю (петух, храбрец, хор)

Чтение в букваре

Физ.минутка «Хомячок»

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

31-32

Закрепление буквы и звука [х]

Продолжать учить детей составлять из разрезной азбуки слоги из двух и трёх букв.

Закреплять умение узнавать

графическое изображение буквы Х.

Развивать мелкую моторику пальчиков.

Работа в тетрадях – печатание слогов

ХА,ОХ, УХ

Игра «Прятки»

Составление слогов из

Разрезной азбуки САМ, САМА СОМ, АХ, ХО

Чтение по букварю

Физ. минутка «На речке»

Январь

33

Новогодние приключения

(составление повествовательных

и вопросительных

предложений)

Познакомить с интонированием предложений. Учить составлять самостоятельно повествовательные и вопросительные предложения, изображать их при помощи схемы.

Закрепить умение правильно определять место ударного слога в слове (по схеме).

Развивать умение проводить полуовальные, овальные линии, рисовать предметы округлой формы.

Д/и «Придумай предложение», «Кто в каком вагоне?». П/и «Зима». Гр/у «Дорисуй и раскрась».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

34

Старший и младший

Братья (развитие умения

различать твёрдые и

мягкие согласные

звуки)

Учить различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки. Познакомить с условным обозначением цветом (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный). Развивать навык обозначения звуков цветом, учить составлять цветную схему слова

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закрепить умение заштриховывать в пределах контура, не выходя за линию, разными видами штриховки

Д/и «Найди пару», «Весёлые квадратики», «Посчитай и покажи». П/и «Отличные пшеничные». Гр/у «Штриховка»

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

35

У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок

(знакомство со звуками [п], [пь], буквой П)

Познакомить со звуками [п], [пь]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти. Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную П. Формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным).

Учить вырезать букву по контурному изображению и разукрашивать её.

Д/и «Где живёт буква?», «Катание с горки». П/и «Дружба».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

36

Яркие истории (знакомство со звуком [я], буквой Я)

Познакомить со звуком [я].

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Я.

Развивать умение рисовать узор из округлых, овальных, полуовальных линий.

Игра «Исправь ошибку».

Д\и «Назови слова».

П/и «Отличные пшеничные».

36

Новости в лесу (знакомство со

звуками [н], [нь], буквой Н)

Познакомить со звуками [н], [нь]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти. Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Н. Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным)

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Приглашаем в круг», «Весёлые квадратики», «Домик весёлых песен». П/и «Отличные пшеничные».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

38

Необыкновенные истории в лесу

Продолжать знакомить со звуками [н], [нь].

Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным)

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Приглашаем в круг», «Весёлые квадратики», «Домик весёлых песен». П/и «Отличные пшеничные».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

Февраль

39

Зимние забавы (упражнение чтении слогов простых слов) с использованием планшетов и платформы «Kids Smart»

Продолжать формировать умение различать на слух и интонационно выделять звуки в слове, определять последовательность звуков в словах разной слоговой структуры (по схеме).

Упражнять в чтении слогов (слов) усложненной структуры (гласный-согласный, согласный-гласный-согласный-гласный, гласный-согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, мягкий согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный-согласный)

Развивать умение проводить прямые, наклонные, длинные и короткие, ломаные линии, составлять несложные рисунки из них.

Д/и «Домик весёлых песен», «Скороговорки». П/и «Зимние забавы». Гр/у «Рисование линий».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

40

Зима (знакомство со

звуками [з], [зь], буквой З)

Познакомить со звуками [з], [зь]. Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную З. Закрепить умение выкладывать слова из букв разрезной азбуки

Нанизывание бусин- способствовать развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму

П/и «Зимние забавы».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart

41

Детский сад всем

ребятам очень рад (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

Познакомить со звуками [р], [рь]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти. Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Р. Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным).

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Чистоговорки», «Найди свою пару». П/и «Ступеньки».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

42

Клоуны Бим и Бом (знакомство со звуками [б], [бь], буквой Б)

Познакомить со звуками [б], [бь]. Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Б. Закрепить умение выкладывать слова из букв разрезной азбуки

Учить вырезать буквы по контурным изображением и разукрашивать.

Д/и «Карусель», «Весёлые квадратики». П/и «Зимние забавы».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

43

Продолжаем

учиться читать.

Развивать внимательность,

умение читать слоги слитно,

не дорожки.

Продолжаем учить распознавать слова

начинающихся на Б.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Упр. «Хлопушки»

Придумывание, предложения из двух,

трёх слов.

Складывание из разрезной азбуки.

Чтение предложений в букваре

44

Чередование букв

Л-Р

Развивать внимательность, умение правильно видеть и читать букву.

Осмысливать прочитанное.

Развивать умение рисовать узор из округлых, овальных, полуовальных линий.

Д/и «Чистоговорки», «Найди свою пару». П/и «Ступеньки».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

45

Закрепление буквы

Рр (знакомство со звуками [р], [рь], буквой Р)

 Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти. Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Продолжать учить детей распознавать графическое

Изображение буквы Р,

составлять слоги.

Складывание из бумаги - развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, Умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация.

Игра «Прятки» (М,С,О,Р,Х,У)

Чтение слогов с доски (РА, СУ, ХОР)

Чтение в букваре

Физ. минутка «Яблоко»

46

Зимушка-зима, что ты нам принесла?

(упражнение в словах

чтении слов)

Закрепить умение определять последовательность звуков в словах разной слоговой структуры (по схеме).

Упражнять в чтении слогов (слов) усложненной структуры (согласный-гласный-согласный-гласный, гласный-согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, мягкий согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный-согласный).

Развивать умение рисовать узор из округлых, овальных, полуовальных линий.

Д/и «Цепочка слогов», «Домик весёлых песен». П/и «Зима». Гр/у «Дорисуй узор».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

Март

47

Сказка про невидимку

(закрепление знаний об «ударном слоге») с использованием планшетов и  платформы «QRCode Monkey»

Продолжать формировать умение различать на слух и интонационно выделять звуки в слове.

Формировать понимание того, что от места расположения ударения в слове, может изменяться его смысл. Учить правильно определять место ударного слога в слове (по схеме слова, устно).

Учить безотрывному проведению волнообразных, цельных округлых линий, рисованию узоров из волнообразных, спиралевидных линий, крючков, прямых и наклонных линий с петлями.

Д/и «Сохраним урожай», «Кто в каком вагоне?». П/и «Зимующие птицы». Гр/у «Безотрывное рисование».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

48

Молоток стучит:  «Тук-тук» (знакомство со звуками [т], [ть], буквой Т)

Познакомить со звуками [т], [ть]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Т. Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным).

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Где живёт буква?», «Покажи букву», «Скороговорки». П/и «Весна».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

49

Продолжаем

учиться читать

слоги из двух и

трёх букв,

Продолжать учить читать слоги из двух и трёх букв и предложений из двух слов.

Развивать внимание, умение видеть и правильно читать буквы.

Продолжать, учить не разрывать дорожку, читать слоги слитно.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

«Хлопушки»

Чтение с доски

Чтение в букваре.

Физ. минутка «Хома хомячок»

50

Страна Жужжандия (знакомство

со звуками [ж], [жь],

буквой Ж)

Познакомить со звуками [ж], [жь]. Провести сравнительный анализ слов «жук» и «сук». Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным).

Выкладывание узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов - развитие тонкокоординированных движений рук;

Упр. «Дополни слог».

Игра «Жуки».

Чтение Г.Юдина «Жадная жаба»

51

Кит и Кот (знакомство

со звуками [к], [кь],

буквой К)

Познакомить со звуками [к], [кь]. Провести сравнительный анализ слов «кит» и «кот». Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную К. Закрепить умение выкладывать слова из букв разрезной азбуки.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Приглашаем в круг», «Весёлые квадратики». П/и «Дождик».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

52

Незнайка-фотограф (знакомство

со звуками [ф], [фь], буквой Ф)

Познакомить со звуками [ф], [фь].

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Ф. Закрепить умение выкладывать слова из букв разрезной азбуки.

Шриховка - способствовать развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму

Д/и «Развяжи слово», «Цепочка слогов». П/и «Весна». Гр/у «Штриховка».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

53

Фирменный магазин

Продолжать знакомить со звуками [ф], [фь].

Закрепить умение выкладывать слова из букв разрезной азбуки.

Развивать мелкую моторику пальчиков. Штриховка в тетрадях.

Д/и «Развяжи слово», «Цепочка слогов». П/и «Весна». Гр/у «Штриховка».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

54

Лети, лети, лепесток

(дифференциация

звуков [р], [рь] и [л], [ль])

Учить дифференцировать звуки [р], [рь] и [л], [ль] в словах, преобразовывать слово в другое путём замены звука. Продолжать учить составлять цветную схему слова.

Учить детей преобразовывать слово путем изменения буквы.

Продолжать учить рисовать узор из округлых, овальных, полуовальных линий.

Д/и «Карусель», «Путаница». П/и «Весна». Гр/у «Дорисуй узор».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

Апрель

55

У нас в гостях гномы Гога и Гена (знакомство со звуками [г], [гь], буквой Г)

Познакомить со звуками [г], [гь]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Г. Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным).

Учить вырезать букву по контурному изображению и разукрашивать её.

Д/и «Приглашаем в круг», «Буквы около нас». П/и «Помощники».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

56

Кто вопросы задает?

(построение вопросительных

предложений)

Закрепить умение составлять вопросительные предложения, изображать их при помощи схемы. Учить ставить вопрос к словам: Кто? Что? Что делает? Какой? Какая? Какое?

Формировать навыки элементарного звуко-буквенного анализа слов (последовательно называть звуки в слове, выкладывать слова из букв разрезной азбуки, называть буквы алфавитными названиями).

Продолжать учить безотрывному проведению волнообразных линий, составляя узор из волнообразных, спиралевидных линий.

Д/и «По следам потерянной буквы», «Цепочка слогов». П/и «Дождик». Гр/у «Безотрывное рисование»

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

57

Почтальон Печкин принёс посылку (знакомство

со звуком [ч],  буквой Ч)

Познакомить со звуками [ч]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Ч. Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв (слияние согласного звука с гласным).

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Где живёт буква?», «Карусель». П/и «Отличные пшеничные».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

58

Наши друзья – Домовой и Домовенок (знакомство

со звуками [д], [дь], буквой Д)

Познакомить со звуками [д], [дь]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Д.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Выкладывание слов из

Разрезной азбуки (дом,дым,душ)

Д/и «По следам потерянной буквы», «Цепочка слогов». П/и «Дождик». Гр/у «Безотрывное рисование»

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

59

Похищение буквы В (знакомство

со звуками [в], [вь], буквой В)

Познакомить со звуками [в], [вь]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти

Познакомить с буквой, обозначающей согласную В.

Продолжать учить безотрывному проведению волнообразных линий

Чтение по букварю слогов

Выкладывание слогов из разрезной умение азбуки (ва.во.вы,ви)

Игра «Хлопушка» (В)

Физ. Минутка «Буратино»

60

Цыплёнок Цып (знакомство

со звуком [ц], буквой Ц)

Познакомить со звуком [ц]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине).

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Ц.

Развивать мелкую моторику пальчиков. Штриховка в тетрадях.

Загадки

Звуковой анализ звука Ц.

Показ графического

изображения буквы Цц

Физ. минутка «По дорожке»

Чтение в букваре.

61

В горнице

Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.

Продолжать знакомить с буквой, обозначающей согласную Ц.

Развивать мелкую моторику пальчиков. Штриховка в тетрадях.

Придумывание слов, в составе которых

разрывая есть звуки г,к,в.

Чтение в букваре

Физ. минутка «К речке быстрой»

62

Весна-красна (составление коротких рассказов по серии

сюжетных картин)

Учить составлять и записывать условной схемой короткие рассказы по серии сюжетных картин.

Продолжать упражнять в чтении слогов (слов) усложнённой структуры (согласный-гласный-согласный-гласный, гласный-согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, мягкий согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный-согласный).

Закрепить умение проводить полуовальные, овальные линии, рисовать предметы округлой формы, заштриховывать предметы полуовальными линиями.

Д/и «Развяжи слово», «Цепочка слогов». П/и «Весна». Гр/у «Штриховка».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

Май

63

Как змея шипит? (знакомство со звуком [ш], буквой Ш)

Познакомить со звуком [ш], закрепить его звукопроизношение. Учить подбирать слова с заданным звуком по памяти.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Ш. Закрепить умение выкладывать слова из букв разрезной азбуки.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Приглашаем в круг», «Покажи букву». П/и «Хозяйка однажды с базара пришла».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

64

Приключения Зайчишки-Трусишки

Продолжить знакомство со звуком [ш]. Продолжать учить подбирать слова с заданными звуками (в начале, в конце, в середине) на основе предлагаемых предметных рисунков, по памяти.

Продолжать формировать навык слитного прочитывания двух букв. Учить читать короткие слова.

Учить обводить букву по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Приглашаем в круг», «Буквы около нас». П/и «Дождик».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

65

Поспешишь -

людей насмешишь

(дифференциация

звуков [с] и [ш])

Учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в словах и фразах, преобразовывать слово в другое путём замены звука.

Закрепить навыки элементарного звуко-буквенного анализа слов (последовательно называть звуки в слове, выкладывать слова из букв разрезной азбуки, называть буквы алфавитными названиями).

Продолжать учить рисовать узор из округлых, овальных, полуовальных линий.

Д/и «Развяжи слово», «По следам потерянной буквы». П/и «Овощи». Гр/у «Дорисуй узор».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

66

Вместе с Незнайкой (знакомство со звуком [щ], буквой Щ)

Познакомить со звуком [щ], закрепить его звукопроизношение. Учить подбирать слова с заданным звуком по памяти.

Познакомить с буквой, обозначающей согласную Щ. Закрепить умение выкладывать слова из букв разрезной азбуки

Развивать мелкую моторику

пальчиков.

Работа в тетрадях печатание слогов

Игра «Запомни и повтори»

П/и «Овощи». Гр/у «Дорисуй узор».

Выполнение упражнений на платформе «Kids Smart»

67

Поездка в цирк

Развивать внимательность, умение читать слоги слитно, не разрывая дорожки.

Развивать умение отвечать на вопросы.

Закрепить навыки элементарного звуко-буквенного анализа слов (последовательно называть звуки в слове, выкладывать слова из букв разрезной азбуки, называть буквы алфавитными названиями

Штриховка в тетрадях.

Изготовление коллажей

- способствовать развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму:

вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций)

Д/и «Приглашаем в круг», «Буквы около нас». П/и «Дождик».

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

68

Освободим Говоруна

(закрепление понятий

«звук», «слог», «слово») с использованием планшетов и платформы «Учи.ру»

Закрепить понятия «звук», «слог», «слово». Продолжать учить определять последовательность звуков в словах разной слоговой структуры (устно). Учить детей образовывать новое слово путём перестановки слогов.

Закрепить навыки элементарного звукобуквенного анализа слов (последовательно называть звуки в слове, выкладывать слова из букв разрезной азбуки, называть буквы алфавитными названиями). Закрепить навыки чтения слов по слогам.

Закрепить умение обводить буквы по контуру в рабочей строке тетради.

Д/и «Живые звуки». П/и «По заданию Космозоо»

Выполнение упражнений на платформе «Учи.ру».

Сокращения:

Д/и - Дидактическая игра

Г/у -Графическое упражнение

П/и -Пальчиковая игра

  1. Методические материалы

Программа «АБВГД-ейка» строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у воспитанников познавательный интерес, формировать ключевые компетенции.  

При обучении используются следующие методы:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение;

- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;

- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;

- работа с книгой, интерактивными образовательными платформами, слоговыми таблицами, мнемотаблицами.

  • Предметные картинки;
  • Разрезная азбука;
  • Демонстрационное пособие «Окошки» (автор Д.Б. Эльконин);
  • Письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик.
  • Набор букв, разрезные карточки с изображением частей букв
  • Разрезной, магнитный алфавит, алфавит на «липучках».
  • Алфавит на кубиках.
  • Слоговые таблицы.
  • Счетные палочки, яркие шнурочки, палочки Кюизенера для конструирования букв.
  • Природный материал (камушки, листочки, шишки, желуди, каштаны и т. п.) для конструирования букв.
  • Пластилин для лепки букв.
  • Материалы для звукового анализа и синтеза слов.
  • Материалы для слогового анализа и синтеза слов.
  • Материалы для анализа предложений.

  1. Оценочные материалы

Перед началом работы по программе «АБВГД-ейка» следует установить уровень развития речи и мелкой моторики рук у детей подготовительной группы. В соответствии с задачами программы определения требуют: уровень развития звуковой культуры речи, навыки анализа речи, графические навыки. Обследование детей группы лучше проводить индивидуально или небольшими подгруппами по 3-4 человека. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: детей следует поощрять, оказывать им эмоциональную поддержку. Педагогическая диагностика проводится при помощи методов наблюдения, игры или беседы. 

Показатель «Развитие звуковой культуры речи»

Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, в названии которых одинаковые звуки стоят в начале, в середине и в конце слова).

Содержание диагностического задания. Ребенок рассматривает предметные картинки, называет их вслух и раскладывает так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой – со звуком [а] в середине слова. После ответа ребёнка педагог задаёт дополнительный вопрос: «Почему остались лишние картинки?». Ребенок должен обосновать свои действия.

Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком» 

Содержание диагностического задания. Педагог предлагает ребёнку задания:

1. Придумать слово на любой заданный звук, например, звук [м].

2. Придумать слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова.

Ориентировочные критерии оценивания:

0 баллов – ребёнок не выполняет задание.

1 балл – ребёнок допускает большое количество ошибок.

2 балла – без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

3 балла – безошибочно определяет место звука в слове.

Показатель «Развитие навыков анализа речи» 

Дидактическое упражнение «Выдели в слове заданный звук» 

Содержание диагностического задания. Педагог просит ребёнка назвать слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении «Настя поливает цветы» назвать слово, в котором звук [н] стоит в начале и т. п.

Дидактическое упражнение «Угадай, сколько звуков».

Содержание диагностического задания. Педагог называет ребенку слово предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». Например, «дом». При затруднениях взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

Ориентировочные критерии оценивания: 

0 баллов – ребёнок не выполняет задание.

1 балл – ребёнок имеет слабое представление о понятиях «звук», «слово». Не может выполнить ни одного задания без помощи педагога. Допускает ошибки.

2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слово». Безошибочно выделяет звук в начале слова. Но с трудом выделяет звуки в середине или в конце слова.

3 балла – хорошо различает понятия «звук», «слово». Называет в последовательности звуки в словах.

Показатель «Развитие графических навыков»

Графическое упражнение «Речка»

Материал: тетрадный лист в клетку с проведёнными на нём двумя горизонтальными линиями, что обозначают «речку».

Содержание диагностического задания. Педагог показывает ребёнку рисунок со словами: «Вот река, нужно нарисовать на ней мостики – от одного берега к другому. Только рисовать нужно аккуратно, не выступая за линии. Каждую линию ты будешь рисовать тогда, когда я буду хлопать в ладоши». Затем педагог показывает порядок нанесения штрихов и просит ребёнка провести пробную линию. Он проверяет правильность этой линии, поправляет, если ошибся. По сигналу ребёнок должен сделать 20-30 штрихов сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа под хлопки воспитателя. После 20-30 хлопков ребёнку даётся команда поднять руки вверх, а затем отпустить их и положить карандаш на стол.

Графическое упражнение «Узоры». 

Материал: мягкий карандаш и лист нелинованной бумаги.

Содержание диагностического задания. Педагог рисует на листе начальную часть узора, а ребенок продолжает.

Ориентировочные критерии оценивания: 

0 баллов – ребёнок не выполняет задание.

1 балл – задания выполнены не полностью и со значительными ошибками.

2 балла – задания выполнены полностью, но со значительными искажениями, либо задания выполнены без ошибок, но только наполовину.

3 балла – задания выполнены полностью, без искажения линий и захождения за «берега реки», узоры соответствуют образцу по величине, ритму, элементам.

Оценки, полученные ребенком по всем показателям, позволяют определить итоговый показатель (И. п.) уровня развития речи и мелкой моторики рук.

Он рассчитывается по формуле:

И.п. = Сумма оценок показателей / 3

 

Полученному итоговому показателю соответствует такая характеристика:

 3 балла – сформировано (С) – ребёнок хорошо понимает, осознаёт и применяет систему представлений, умений и навыков из данной области;

 2 балла – достаточно сформировано (Д) – достаточно владеет системой представлений, умений и навыков из данной области, при выполнении заданий иногда нуждается в помощи взрослого или сверстников;

 1 балл – частично сформировано (Ч) –слабо ориентируется в данной области, при выполнении заданий постоянно требует помощи взрослого или сверстников.

 0 баллов (Н) – данное качество не сформировано.

Особое внимание педагог должен обращать на уровень развития фонематического слуха как одного из компонентов звуковой культуры речи. Именно от него в дальнейшем будет зависеть успешность процесса овладения устной и письменной речью в школе. При выявлении у ребёнка большого количества ошибок по данному показателю, работу с ним стоит выстраивать индивидуально, вводя дополнительные упражнения и задания. Необходима консультация логопеда.

8.Информационное и материально-техническое обеспечение

  • Планшеты;
  • Ноутбук;
  • Проектор;
  • Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру», «Kids Smart»;
  • Конструктор Лего, робот Matata Lab, Cubetto;
  • Картотека предметных и сюжетных картинок на каждую букву алфавита;
  • Серии сюжетных картинок;
  • Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Синий — красный», «Утенок гуляет», «Разноцветные корзинки», «Кто в домике живет?», «Кто едет в поезде?» и т. п.);
  • Сенсорные подносы с тонким слоем песка, манки для печатания букв;
  • Магнитная доска;
  • Наборное полотно;
  • Рабочие тетради для печатания по числу детей;
  • Буквари по числу детей;
  • Картотека ребусов, кроссвордов, изографов.

  1. Используемая литература

  1. Гербова В.В Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 6-7 лет.- 2-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 104 с.
  2. Обучение дошкольников грамоте по методике Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой: Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. – УМК «Обучение дошкольников грамоте». – М.: - Школьная книга, 2020. -192 с.
  3. Крупенчук О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2020. – 64 с.
  4. Алябьева Е.В. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
  5. Алябьева Е.В. Грамматика для дошколят. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов – М.: Гуманит. Изд. .центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
  7. Кыласова Л.Е. Развитие речи : конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – Изд. 3-е. – Волгоград : Учитель. – 258 с.
  8. Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму и счёту. – М.,- 2001. Мозаика-Синтез, 384 с.
  9. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном – Пресс», 2000. – 64 с.
  10. Журова Р. А. Грамота. Подготовительная группа. Разработки занятий. I часть./ Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
  11. Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. / Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «АБВГД-ейка»

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительных групп дошкольного учреждения (5 – 7 лет) и построена на принципах развивающего обучения, пр...