Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Свет жизни»
рабочая программа (подготовительная группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

Основы православной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АКАТЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

_________________________________________________________________________________

Тел. 6-171-269                                                                                 140478, МО, Коломенский район,

E-mail:Oka2017@ mail.ru                                                             с. Акатьево, ул. Школьная, д.11

Рассмотрена

на педагогическом совете

Протокол №1   от  .08.2021 г.

Утверждаю                                                                            Директор МОУ Акатьевской ООШ                                                                            

_______________Гаврилина И.В.

Приказ №  – ОД  от .08.2021 г.

                                                                             

        Дополнительная общеобразовательная программа

социально-гуманитарной  направленности

«Свет жизни»

Возраст обучающихся: 6 -7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:                                                                                                                                                                          Григорьева Татьяна Алексеевна,

 воспитатель

Г. о. Коломна

2021г

                                                                                             

                                                                                             

Содержание:

1. Пояснительная записка……………………………………………... 3

2. Учебный план………………………………………………………..  7

3. Содержание учебного плана………………………………………..   7

5. Список литературы…………………………………………………. 13

6. Календарный учебный график……………………………………... 15  

7. Приложение…………………………………………………………. 18

Пояснительная записка

Программа «Свет жизни» (далее – Программа), разработанная на основе программы «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор – составитель Л. Л. Шевченко, опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, имеет социально-педагогическую направленность и дополняет существующую основную общеобразовательную программу МОУ материалами духовно-нравственного характера.

Актуальность программы.

Актуальность изучения основ  православной культуры  обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций в новых социокультурных условиях. В современной России во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.

Педагогическая целесообразность.

 Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.  Стартовый уровень реализации Программы, предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программа составлена с учетом ФГОС ДО, в основе которого  лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).

Цель: формирование и развитие личности ребенка дошкольного возраста  посредством приобщения к традиционным духовно - нравственным ценностям  Российской культуры.

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей морально-нравственные идеалы и нормы;

-расширять  кругозор  детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о православной  культуре, способствуя  удовлетворению познавательных потребностей детей в процессе занятий  православного  кружка;

-учить детей понимать и  воспринимать  специфику  языка  православной  культуры,  его  выразительные  и  изобразительные  возможности.

Развивающие:

- развивать  духовно-нравственный потенциал детей через приобщение к традиционным духовным ценностям России;

- развивать  эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, нравственные  чувства  сопереживания,  благодарения,  ответственности  за  другого  человека;

- развивать  познавательные  и  интеллектуальные   способности  детей  в  процессе  совместной  со  взрослыми  музыкальной  и  художественной   деятельности  на  основе  образцов  православного  искусства.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, семье;

 - вызывать  у  детей  интерес  к  миру  православной  культуры, поддерживая  детскую любознательность и активность;

- формировать опыт нравственного поведения  во  взаимодействии  с  окружающим  миром  людей  и  природы, воспитывать культуру общения.

Отличительные особенности данной Программы.

Программа поможет старшим дошкольникам увидеть в окружающем мире проявление Божественного присутствия, расширит кругозор детей в области православной культуры, заложит основу нравственной культуры.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Краткая характеристика обучающихся:

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. На этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Срок реализации Программы: 1 год

Программа реализуется через организацию кружка «Свет жизни».

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса.

 Программа реализуется через организацию кружка. Обучение детей в кружке осуществляется по соглашению (Приложение №1)  между родителями (законными представителями) и МДОУ. Обучение проводится на безвозмездной основе. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации Программы целесообразно объединение обучающихся в группы численностью от 10 до 15 детей одного возраста; состав группы постоянный. Возможно  обучение  детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 

общее количество часов в год - 36 часов,

количество часов и занятий в неделю - 1 час, 1 занятие,

продолжительность занятий - 25 минут во второй половине дня.

Планируемые результаты:

1. К периоду начальной школы у ребенка сформируются положительные нравственные ориентиры, способность общения, самооценка, показателями которых являются такие духовно-нравственные качества как совесть, стыд, долг, милосердие.

2. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, что существенно повысит уровень общей культуры и позволит в будущем лучше понять мировую историю и мировое искусство.

3.Предполагается развитие всех компонентов устной речи, творческого подхода к различным видам деятельности.

Формы аттестации: творческая работа, выставка.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

аудиозапись,  видеозапись,  дневник наблюдений, журнал посещаемости, методическая разработка, фото, отзыв детей и родителей, статья.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, открытое занятие, праздник, диагностическая карта (Приложение №2).

Материально-техническое обеспечение Программы

   Реализация Программы не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в групповых комнатах, спальных комнатах, физкультурно-музыкальном зале, на прогулочном участке.

п/п

Наименование

Количество

1

Программа дополнительного образования «Свет жизни»

1шт.

2

Учебно-методическая литература

См. Методическое обеспечение

3

Музейная комната «Горенка»

1шт

5

Уголок православной культуры

1 шт

6

Набор для рукоделия

1 шт.

7

Детская познавательная игра «Пасха»

1 шт.

8

Театральные атрибуты

9

Репродукции икон

     к каждому празднику

10

Детский православный календарь

1 шт.

11

Макеты праздников «Рождество Христово», «Пасха»

2 шт.

12

Муляжи писанок

10 шт.

13

Пособие «Рождественская звезда»

1 шт.

14

Игрушка «Рождественский колокольчик»

1 шт.

15

Книжка – раскраска «Пасхальная радость»

1 шт.

16

Наборы открыток

5 шт.

17

Настольная игра «Построй храм», «Семья», «Народы России»  

3шт.

18

Различные  виды бумаги, ткани

1 комплект  на каждого

обучающегося  

19

Карандаш простой

           10 шт.

20

Карандаши цветные

1 п. на каждого обучающегося

21

Линейка сантиметровая

10 шт.

22

Природный материал

на каждого обучающегося

23

Клей ПВА

1 п. на каждого

           обучающегося

Технические средства обучения

1

Мультимедийное интерактивное оборудование  с выходом в Интернет

1 шт.

2

Проектор

1 шт.

3

Телевизор

1 шт.

4

Фотоаппарат

1 шт.

5

Ноутбук

1 шт.

Информационное  обеспечение:

Фото-источники: Презентации: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «День славянской культуры и письменности», «Древние монастыри», «Покормите птиц зимой», «Праздник Пасха».

Аудио-источники: Сказание о Святом Серафиме Саровском; Сказание о св. вмч. и целителе Пантелеимоне; Сказание о Казанской иконе Богородицы; Сказание о св. Пророке Илии; Детство и юность св. мч. Трифона; Сказание о св. вмч. Георгии Победоносце ;Детство св. преп. Сергия Радонежского; Сказание о Владимировской иконе Богородицы; Сказание о Святом Великом Чудотворце Николае; Чудо о Петре и Февронии; Сказки о Рождественской ёлочке.

Видео - источники: «Истории Ветхого Завета», «Рождественские истории», Мультфильмы из серии «Гора самоцветов»:

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&lr=10734&clid=2233626&src=suggest_T

Первоисточник программы «Добрый мир» Л.Л.Шевченко:

https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%C2%AB%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80.%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B9%C2%BB%2C%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%20%E2%80%93%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%9B.%20%D0%9B.%20%D0%A8%D0%B5%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%2C&path=wizard&wiz_type=v4thumbs

Коллекция ссылок на православные ресурсы сети Интернет для детей:

http://georgievka.cerkov.ru/

http://www.eroshka.ru/

https://radostmoya.ru/

https://happy-school.ru/publ/14-1-2

https://solnet.ee/index

http://proza-pravoslavie.narod.ru/detskie/

https://rusbatya.ru/?option=com_content&task=view&id=328&Itemid=61

http://bogoblog.ru/audio-bible-mp3-detskaya-audio-bibliya/

http://detiradio.org.ru/internet-veschanie/internet-veschanie.html

https://skazki.clan.su/publ/pravoslavnye_skazki/3

https://www.portal-slovo.ru/vinograd/

Кадровое обеспечение:   Программу реализует педагог, имеющий  высшее педагогическое образование, ВКК, курсовую подготовку по направлению    «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях» (курс Л. Л. Шевченко).

                                                             

Учебный  план

п/п

Название разделов, тем

         Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Устроение отношений в мире. Добродетели и пороки

20

15

5

творческая работа, выставка,

2.

Устроение мира.

Ветхий  Завет

5

2

3

творческая работа, выставка,

3.

Новый  Завет

11

6

5

творческая работа, выставка,

Содержание учебного плана

Раздел 1. Устроение отношений в мире. Добродетели и пороки

Тема 1.1. «Беседа «Хвастовство. Самоуверенность. Легкомыслие». Чтение: В. Сутеев «Цыпленок и утенок»

Теория: познакомить детей с понятиями: хвастовство, самоуверенность, легкомыслие. Анализ художественного произведения

Практика: рисование «Цыпленок».

Тема 1.2. «Непослушание. Своеволие.  Чтение: Якутская притча  «Карасишка - хвастунишка»

Теория: познакомить детей с понятиями: непослушание, хвастовство, своеволие, самоуверенность. Анализ художественного произведения.

Практика: аппликация из природного материала «Рыбка».

Тема 1.3. «Нетерпеливость. Болтливость.  Чтение: Е. Яновский  «Болтливая черепаха»

Теория: познакомить детей с понятиями: нетерпеливость, болтливость, хвастовство. Анализ художественного произведения.

Практика: заучивание стихотворения «Уши и язык». Е. Бахдуренко.

Тема 1.4. «Упрямство. Вздорность. Вредность. Смирение. Милосердие. Раскаяние.  Чтение: О. Кузнецова «Сказка об упрямом медведе»

Теория: познакомить детей с понятиями: упрямство, вздорность, непокорность, вредность, смирение, милосердие, раскаяние. Анализ художественного произведения.

Практика: Игра «Медведь и пчелы».

Тема 1.5.  «Гордость. Глупость. Терпение. Чтение: С. Михалков «Два барана»

Теория: познакомить с понятиями: упрямство, гордость, глупость. Анализ художественного произведения.

Практика: заучивание пословиц.

Тема 1.6. «Злодейство. Хитрость. Обман. Терпение. Смирение. Честность. Вера в справедливость. Чтение: рассказ адмирала А. Шишкова «Злодействующий кот и невинно страдающая шавка»

Теория: познакомить с понятиями: злодейство, хитрость, обман, терпение, смирение, честность, вера в справедливость. Анализ художественного произведения.

Практика:   предложить детям придумать завершение рассказа, где бы кот повел себя иначе.

Тема 1.7. «Гнев. Злоделание. Добро. Кротость. Смирение. Чтение: К. Ушинский «Ветер и Солнце»

Теория: познакомить с понятиями: гнев, злодеяние, добро, кротость, смирение. Анализ художественного произведения.

Практика: драматизация художественного произведения.

Тема 1.8. «Гордость. Скромность. Чтение: Д. Тихомиров «Два колоска»

Теория: Знакомить с понятиями: гордость, скромность, смирение. Анализ художественного произведения.

Практика: рисование «Хлебный колос».

Тема 1.9. «Самомнение. Зазнайство. Высокомерие. Чтение: О. Филиченко «Червячок»

Теория: познакомить с понятиями: самомнение, зазнайство, высокомерие, гордость. Анализ художественного произведения.

Практика: заучивание пословиц.

Тема 1.10. «Жадность. Зависть. Эгоизм. Уныние. Страх. Щедрость. Доброта. Милосердие. Чтение: Неизвестный автор «Мальчик и орехи» Теория: познакомить с понятиями: жадность, зависть, эгоизм, уныние, страх, щедрость, доброта, милосердие. Анализ художественного произведения.

Практика: заучивание пословиц.

Тема 1.11. «Мироздание. Чтение: Л. Котляр «Мир – Божьих рук создание»

Теория: познакомить с понятием – мироздание.

Практика: рисование «Мир, в котором я живу».

Тема 1.12. «Мирность. Чуткость. Рачительность. Чтение: В. Семернин «Прислушайтесь»

Теория: познакомить с понятиями: мирность, чуткость, рачительность. Анализ художественного произведения.

Практика: аппликация из природного материала «Живая картина».

Тема 1.13. «Жестокость. Доброта. Любовь. Чтение: Н. Юркова «Злая шалость»

Теория: познакомить с понятиями: жестокость, доброта, любовь. Анализ художественного произведения.

Практика: игра «Загадай животное».

Тема 1.14. «Любовь. Забота. Доброта. Чтение: А. Яшин «Покормите птиц»

Теория: познакомить с понятиями: любовь, забота, доброта. Анализ художественного произведения.

Практика: заучивание потешки «Птичка».

Тема 1.15. «Почитание родителей. Чтение: И. Косяков «Все она», У. Раджай «Мамочка»

Теория: познакомить с понятием «почитание». Анализ художественных произведений.

Практика: ручной труд «Подарок для мамы».

Тема 1.16. «Семья. Чтение: К. Чуковский «Федотка»

Теория: познакомить с понятием «семья». Анализ художественного произведения.

Практика: рисование «Семья».

Тема 1.17. «Лень. Трудолюбие. Чтение: немецкая народная песня «Без чего не проживешь» 

Теория: познакомить детей с понятиями: лень, трудолюбие. Анализ литературного произведения.

Практика: заучивание пословицы.

Тема 1.18. «Трудолюбие. Чтение: А. Апухтин «Кузнечик»

Теория: познакомить с понятием «трудолюбие». Анализ художественного произведения.

Практика: игра «Холодно – горячо».

Тема 1.19. «Лень. Трудолюбие. Чтение: В. Плудон «Пчелка – труженица»

Теория: познакомить с понятиями: лень, трудолюбие. Анализ художественного произведения.

Практика: аппликация «Пчелка».

Тема 1.20. «Лень. Чтение: русская народная сказка «Как Отеть с Ленью зимовали»

Теория: познакомить с понятием «лень». Анализ литературного произведения».

Практика: заучивание пословиц.

Раздел 2. Устроение мира. Ветхий  Завет.

Тема 2.1. «Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе»        

Теория: ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник; развивать творческие способности – умение отражать в своих работах красоту мира.

Практика: Рисование «Мир, в котором я живу».

Тема 2.2. «Ангельский мир. Ангел - Хранитель. Молитва к Ангелу - Хранителю. Рисование «Ангел - Хранитель»

Теория: рассказать об Ангельском мире, Ангеле – хранителе; развивать познавательные интересы у детей, детское творчество.

Практика: Рисование «Ангел - Хранитель».

Тема 2.3. «Сотворение мира»

Теория: ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник; развивать творческие способности – умение отражать в своих работах красоту мира.

Практика: рисование плаката «Берегите природу».  Коллективная работа.                          

Тема 2.4. «Сотворение Адама и Евы. Человек - венец творения. Жизнь первых людей в Раю»

Теория: рассказать о сотворении человека; обсудить с детьми «Для чего?»;  совершенствовать способность к творческой деятельности; развивать задатки, таланты детей как Божественный дар.

Практика: аппликация «Райские цветы» нетрадиционным способом (сминание бумаги; закручивание бумаги).

Тема 2.5. «Изгнание из Рая. Обещание Бога. Игра «Что для чего годится?»

Теория: познакомить детей со Священной историей;  развивать воображение, конструктивное мышление, наблюдательность, активизировать и уточнять знания об окружающем мире, расширять кругозор, формировать речь.

Практика: игра «Что, для чего годится?»

Раздел 3. Новый  Завет

Тема 3. 1. «Рождение и Благовещение Пресвятой Девы Марии»

Теория: рассказать детям о Рождестве Девы Марии; знакомить с религиозным искусством; развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание.

Практика: Рассматривание репродукции иконы «Рождество Пресвятой Богородицы».

Тема 3.2. «Рождество Христово. Рассматривание репродукции иконы «Рождество Христово»

Теория: рассказать детям о Рождении Иисуса Христа; знакомить с религиозным искусством; развивать детское творчество, совершенствовать изобразительные навыки.

Практика: Рисование «Ёлочка» нетрадиционным способом («Тампонирование», «Набрызг»).

Тема: 3.3. «Детство Иисуса Христа»

Теория: рассказать детям о детстве Иисуса Христа; развивать речь как средство общения; побуждать детей размышлять по нравственным темам и высказывать свои суждения.

Практика: составление рассказ из личного опыта на тему «Как я помогаю своим родителям».

Тема 3.4. «Крещение и проповедь на горе. Таинство Крещения»

Теория: познакомить детей с событиями Священной Истории; помогать детям, соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни детей.

Практика: Рассматривание с детьми репродукции иконы «Крещение Господне»,  изображения крестов».

Тема 3.5. «Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Вербное Воскресение в России»

Теория: познакомить детей с событиями Священной Истории; рассказать о смысле православного праздника; развивать умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности.

Практика: Аппликация в нетрадиционной форме «Веточки вербы».

Тема 3.6. «Распятие и смерть Иисуса Христа»

Теория: рассказать о страшных событиях и мученической смерти Господа Иисуса Христа.

Практика: рассматривание репродукции икон «Распятие Господа Иисуса Христа», «Снятие Господа Иисуса Христа», «Положение Господа Иисуса Христа во гроб».

Тема 3.7. «Воскресение Христово»

Теория: рассказать о смысле праздника для всего христианского мира; развивать творчество; воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками, поделиться радостью праздника.

Практика: Лепка «Пасхальные яйца».

Тема 3.8. «Путешествие на корабле «Спасение»

Теория:  обобщить и закрепить знания детей о жизни Иисуса Христа; закрепить знание правил поведения, которым учил Спаситель.

Практика: игра «Зашумленный» рисунок - молоток».

Тема 3.9. «Что такое Храм? Храмы Коломны»

Теория: познакомить детей с историей создания храма, его внешним видом;

сформировать умение отличать храм от других зданий.

Практика: игра  «Собери картину». Рисование «Храм».

Тема 3.10. «Колокола. Колокольные звоны»

Теория: закрепить представления о первых храмах и о внешнем виде храма;

познакомить с историей создания колокола, с его назначением, основными колокольными звонами.

Практика: рисование «Колокол». Прослушивание аудиозаписи колокольных звонов.

Тема 3.11. «Экскурсия в храм св. преп. Серафима Саровского. Правила поведения в храме»

Теория: познакомить детей с внутренним устройством храма, с правилами поведения в нем; закрепить представления о колоколах, колокольном звоне;

воспитывать толерантность и уважение к верующим людям и к вере.

Практика: составление по фотографиям фильма о храме. Прослушивание аудиозаписи песнопений.

Методическое обеспечение программы 

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Форма организации образовательного процесса - групповая, категория обучающихся - воспитанники  муниципального общеобразовательного учреждения Акатьевской основной общеобразовательной школы (Возможно  обучение  детей-инвалидов, детей с ОВЗ).

Форма организации  занятия: беседа, игра, посиделки, праздник, практическое занятие, спектакль, экскурсия.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия

Основная структура занятия составлена  на основании системно - деятельностного подхода.

Основная структура практического занятия

Этапы занятия

Цель данного этапа, действия педагога

Организационный этап

Главная цель данного этапа  переключение или привлечение внимания детей. Для привлечение внимания детей педагог может использовать различные методы:

- педагог может в устной форме ненавязчиво предложить детям чем-нибудь заняться

- -педагог может использовать «эффект неожиданности» (сюрприз) заранее спланированная ситуация.

Мотивационно - ориентировочный этап

Цель данного этапа  - создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.

Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы).

 Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития).

Поисковый этап

 Цель данного этапа - создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблем :

- равноправные участники деятельности дети педагог выдвигают различные варианты решения проблемы

 (Что сделать?);

-  принимает любые ответы детей, не оценивая их;

-  предлагает свою идею для детской критики;

- создает ситуацию, при которой дети могут осуществить самостоятельный выбор того или иного варианта решения проблемы.

Практический этап

Цель данного этапа - достижение цели через совместную и самостоятельную умственную и практическую деятельность. Данный этап  включает:

- актуализацию ранее приобретенных знаний;

- добывание (сообщение и приятие) нового знания;

- самостоятельную деятельность детей по закреплению новых  знаний.

- осуществляет индивидуализацию обучения - минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение и др.

- поощряет содержательное общение;

Рефлексивно-оценочный этап

 Цель данного  - сопоставление результата деятельности с целью. На данном этапе педагог: высказывает одобрение по поводу дружной работы детей, находит, кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе). Педагог и  дети совместно обсуждают возможности использования результата деятельности, в том числе приобретенных новых знаний, использование изготовленных поделок в самостоятельной игровой деятельности; составление тематического фото альбома (в том числе с привлечением родителей) и т.д.

Беседа

Беседа традиционно в педагогике и дидактике - это диалогический обучающий метод, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники.   Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае, использовать имеющийся опыт детей. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.

 В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, уточняет представления детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.

В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.

Дидактические материалы:

   При реализации Программы используются следующие дидактические материалы:

1. Конспекты занятий

2. Видеоматериалы, аудиоматериалы

3. Набор для рукоделия

4. Детская познавательная игра «Пасха»

5. Театральные атрибуты

6. Репродукции икон

7. Детский православный календарь

8. Макеты праздников «Рождество Христово», «Пасха»

9. Муляжи писанок

10. Пособие «Рождественская звезда»

11. Игрушка «Рождественский колокольчик»

12. Книжка – раскраска «Пасхальная радость»

13. Наборы открыток

14. Настольная игра «Построй храм», «Семья», «Народы России»  

Список литературы

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. ООП Муниципального общеобразовательного учреждения Акатьевской основной общеобразовательной школы, 2021.

2.Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

4. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

5.Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

6.Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

7.Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

8.    Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

9.Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

10.   Добрый мир. Православная культура для малышей. CD - диск. Музыкальное сопровождение занятий. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 

11.Священник П. Н.  Воздвиженский  Детская Библия. Изд. «Содействие».

12.Сост. О. К. Харитонова под редакцией прот. В. Дорофеева Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. М.:  Изд. «Покров», 2002.

13.Р. Ю. Киркос Православное воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург.: Изд. «Сатисъ Держава», 2005.

14. Д. Маханько, О. Дворнякова Воскресная школа. Детский православный календарь. М.: Изд. «Благо», 2004.

15. Детская Библия. М., Российское Библейское общество, 1995.

16. Н. В. Будур Православные праздники. М.: Изд. «Олма – Пресс», 2002.

17. Т. И. Шевцова Спаситель мира. Образ Христа Спасителя в православной культуре. М.: Изд. « Олма – Пресс» , 2002.

18. Л. П. Гладких, О. М. Потаповская Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сборник практических материалов. М.: Изд. «Планета 2000», 2002.

19. Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева, О. Г. Сазонова Правила поведения для воспитанных детей. М.: Изд. «Слово», 2006.

20. П. Н. Воздвиженский Священная История М.: Изд. «Белый город», 2005.

21. Православные праздники. Тверь, Изд.: «АСТ», 2004.

22. Православие. В помощь верующему человеку. С. П.: «Весь», 2006.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по Программе

1. Книжка – малышка («Ветхий Завет», «Десять Заповедей», «Исход из Египта», «Всемирный потоп», «Моисей», «Переселение в Египет», «Возвышение Иосифа», «Израиль и его дети», «Вавилонская башня», «Всемирный потоп»;

2. Священник Сергей Николаев Летнее чудо. М.: «Святитель Киприанъ», 2003, 102 с.;

3. Священник Сергей Николаев Символ чистоты. М.: «Святитель Киприанъ», 2003, 102 с.;

4.Ю. Насветова Кукла Рождественской девочки. М.: Приход храма Святого Духа Сошествие, 2008, 22 с.;

5. Серия для детей. Из рассказов о. Павла (Груздева) «Будь счастлив, родной!». Я.: «Китеж», 2006, 13 с.;

6.  С.О.Никулина Добрый батюшка саровский. Р.: «Зерна», 2000, 63 с.;

7. С. Рыбакова Серия «Святой родник». Светлая радость. Сборник христианских сказок. М.: Церковь Живоначальной Троицы, 2001, 57 с.;

8. Борис Ганаго Детям о душе. Рассказы для детей. Минск: «Белорусский Экзархат», 2007, 70 с.;

9. Е.Поселянин Кто первым вошел в рай? М.: Приход храма Святого Духа Сошествие, 2008, 25 с.;

10. Н. Рудометкина Маленькие рассказы о большой любви. М.:  Приход храма Святого Духа Сошествие, 2008, 30 с.;

11. А.С.Шишков Собрание рассказов и стихов «Много гостинцев детям».

С. – Петербург: Издательство Л.С.Яковлевой, 2002, 160 с.;

12.Галатий Григориаду – Сурели Завтра Воскресенье! Рассказ – толкование о Божественной литургии. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008, 80 с.;

13. П.Н.Воздвиженский Священная история в рассказах для детей. М.: Белый город, 2005, 120 с.;

14. И. Шахматова Библейские истории. Семейное чтение. М.: Сретенский монастырь, 2006, 158 с.;

15.Е.Рощина Подарок. Рождественские истории. М.: Приход храма Святого Духа Сошествие, 2005

творческая работа, выставка, коллективная работа

                                                                         

                                                  Утверждаю

                                                                                             Директор МОУ Акатьевской ООШ                                                                            

                                                                                             _______________Гаврилина И.В.

                                                    .08.2021 г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная программа

социально-гуманитарной  направленности

«Свет жизни»                                                      

                                                                       

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

1.

Сентябрь

03.09.21

15.10

Беседа

1

«Хвастовство. Самоуверенность.

Легкомыслие. Чтение: В. Сутеев «Цыпленок и утенок»

Музейная комната «Горенка»

2.

Сентябрь

10.09.21

15.10

Беседа

1

 «Непослушание. Своеволие. Чтение: Якутская притча «Карасишка - хвастунишка»

Музейная комната «Горенка»

3.

Сентябрь

17.09.21

15.10

Беседа

1

 «Нетерпеливость. Болтливость. Чтение: Е. Яновский  «Болтливая черепаха»

Музейная комната «Горенка»

4.

Сентябрь

24.09.21

15.10

Беседа

1

 «Упрямство. Вздорность. Вредность. Смирение. Милосердие. Раскаяние. Чтение:О. Кузнецова «Сказка об упрямом медведе»

Музейная комната «Горенка»

5.

Октябрь

01.10.21

15.10

Беседа

1

«Гордость. Глупость. Терпение. Чтение: С. Михалков «Два барана»

Музейная комната «Горенка»

6.

Октябрь

08.10.21

15.10

Беседа

1

«Злодействие. Хитрость. Обман. Чтение: А. Шишков «Злодействующий кот и невинно страдающая шавка»

Музейная комната «Горенка»

7.

Октябрь

15.10.21

15.10

Учебное занятие

1

«Знакомить с понятиями: гнев, злодеяние, добро, кротость, смирение. Чтение: К. Ушинский «Ветер и Солнце»

Музейная комната «Горенка»

8.

Октябрь

22.10.21

15.10

Учебное занятие

1

 «Знакомить с понятиями: гордость, скромность, смирение. Анализ художественного произведения»

Музейная комната «Горенка»

9.

Октябрь

29.10.21

15.10

Беседа

1

«Самомнение. Зазнайство. Высокомерие.

Чтение: О. Филиченко «Червячок»

Музейная комната «Горенка»

10.

  Ноябрь

05.11.21

15.10

Беседа

1

«Жадность. Зависть. Страх. Щедрость. Добро. Милосердие. Чтение: Неизвестный автор «Мальчик и орехи»

Музейная комната «Горенка»

11.

Ноябрь

12.11.21

15.10

Беседа

1

«Мироздание. Чтение:

Л. Котляр «Мир – Божьих рук создание»

Музейная комната «Горенка»

12.

Ноябрь

19.11.21

15.10

Беседа

1

«Мирность. Чуткость. Чтение: В. Семернин «Прислушайтесь»

Музейная комната «Горенка»

13.

Ноябрь

26.11.21

15.10

Беседа

1

«Жестокость. Доброта. Любовь. Чтение: Н. Юркова «Злая шалость»

Музейная комната «Горенка»

14.

Декабрь

03.12.21

15.10

Беседа

1

«Любовь. Забота. Чтение: А. Яшин «Покормите птиц»

Музейная комната «Горенка»

15.

Декабрь

10.12.21

15.10

Учебное занятие

1

«Почитай родителей. Чтение: И. Косяков «Все она», У. Раджай «Мамочка»

Музейная комната «Горенка»

16.

Декабрь

17.12.21

15.10

Беседа

1

Семья. Чтение: К. Чуковский «Федотка»

Музейная комната «Горенка»

17.

Декабрь

24.12.21

15.10

Практическое занятие

1

 «Лень. Трудолюбие. Чтение: Немецкая народная песня «Без чего не проживешь».

Взаимодействие  с детьми  младших групп

(помощь в одевании, уборке игрушек)

Музейная комната «Горенка»

18.

Январь

14.01.22

15.10

Беседа

1

«Трудолюбие. Чтение:

А. Апухтин «Кузнечик»

Музейная комната «Горенка»

19.

Январь

21.01.22

15.10

Беседа

1

«Лень. Трудолюбие. Чтение: В. Плудон «Пчелка-труженица»

Музейная комната «Горенка»

20.

Январь

28.01.22

15.10

Беседа

1

 «Лень. Чтение: Русская народная сказка «Как Отеть с Ленью зимовали»

Музейная комната «Горенка»

21.

Февраль

04.02.22

15.10

Практическое занятие

1

«Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе. Рисование «Мир в котором я живу»

Музейная комната «Горенка»

22.

Февраль

11.02.22

15.10

Беседа

1

«Ангельский мир. Ангел-хранитель. Молитва к Ангелу-хранителю. Рисование «Ангел-Хранитель»

Музейная комната «Горенка»

23.

Февраль

18.02.22

15.10

Беседа

1

«Сотворение мира»

Музейная комната «Горенка»

24.

Февраль

25.02.22

15.10

Беседа

1

 «Сотворение Адама и Евы. Человек-венец творения. Жизнь первых людей в Раю. Аппликация «Чудесный цветок»

Музейная комната «Горенка»

25.

Март

04.03.22

15.10

Беседа

1

«Изгнание из Рая. Обещание Бога. Игра «Что для чего годится?»

Музейная комната «Горенка»

26.

Март

11.03.22

15.10

Беседа

1

 «Рождение и Благовещение Пресвятой Девы Марии. Рассматривание репродукции иконы «Рождество Пресвятой Богородицы»

Музейная комната «Горенка»

27.

Март

18.03.22

15.10

Беседа

1

«Рождество Христово. Рассматривание репродукции иконы «Рождество Христово». Рисование «Елочка »

Музейная комната «Горенка»

28.

Март

25.03.22

15.10

Беседа

1

«Детство Иисуса Христа. Рассказ детей из личного опыта на тему «Как я помогаю своим родителям»

Музейная комната «Горенка»

29.

Апрель

01.04.22

15.10

Посиделки

1

«Крещение и проповедь на горе. Таинство крещения. Рассматривание с детьми изображения крестов »

Музейная комната «Горенка»

30.

Апрель

08.04.22

15.10

Беседа

1

«Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Вербное Воскресение в России. Аппликация в «Веточки вербы»

Музейная комната «Горенка»

31.

Апрель

15.04.22

15.10

Беседа

1

«Распятие и смерть Иисуса Христа»

Музейная комната «Горенка»

32.

Апрель

22.04.22

15.10

Праздник/

Практическое занятие

1

 «Воскресение Христово. Лепка «Пасхальные яйца» Выставка «Пасхальная радость»

Музейная комната «Горенка»

33.

Май

06.05.22

15.10

Беседа

1

Беседа «Путешествие на корабле «Спасение». Игра «Зашумленный рисунок»

Музейная комната «Горенка»

34.

Май

13.05.22

15.10

Практическое занятие

1

Беседа «Что такое Храм? Храмы Коломны». Рисование «Наш храм»

Музейная комната «Горенка»

35.

Май

20.05.22

15.10

Практическое занятие

1

«Колокола. Колокольные звоны». Рисование «Колокол»

Музейная комната «Горенка»

36.

Май

27.05.22

15.10

Экскурсия

1

«Экскурсия в храм св. преп. Серафима Саровского. Правила поведения в храме»

Территория с.Акатьево

Приложение к Программе

Приложение №1

                                                   СОГЛАШЕНИЕ

 

 Я,  (ФИО  родителя, законного представителя) _________________________________ _______________________________________________________________________                                                        

даю свое согласие на воспитание и обучение моего ребенка  

        ___________________________________________________________________

                                                          ФИО ребенка

в кружке «Свет жизни» в духе исконных исторических, православных, национальных традиций, что включает: проведение занятий по истории Древней Руси и государства Российского, Священной истории, основам духовной жизни, народному декоративно-прикладному искусству; посещение храма.

Со своей стороны подтверждаю готовность принимать активное участие в воспитании и обучении моего ребенка в данном направлении и выполнять рекомендации педагогического коллектива МОУ Акатьевской основной общеобразовательной школы.

                                                                                       

                                                                                                           Дата:

                                                                                                           Подпись:

Приложение №2

Диагностическая карта (Мониторинг знаний основ православной культуры)

                         

                   Результаты освоения Программы за 202..-202… учебный год

           

 Критерии

            детского

                     развития

Ф И ребенка

Представления о православных праздниках

Представления о Священной истории

Представления о защитниках Отечества

Представления о жизни святых Земли русской

Проецирование поведения на основе нравственных представлений о дружбе, честности, культуре поведения

Итог

(оценивается в баллах)

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1.

Оценка ответов:

3 балла – средний уровень развития;

4 балла – уровень развития выше среднего;

5 баллов – высокий уровень развития.