Конспект занятия по экологии в старшей группе «Пернатые друзья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Абрамова Наталья Сергеевна

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Пернатые друзья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_abramova_n.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Пернатые друзья»

Возраст: 5-6 лет

Цель: формирование знаний и представлений детей о птицах. 

Задачи: 

Образовательные: учить детей отличать птиц от других животных, а именно дать знания об отличительных особенностях (в данном занятии – это перья). Развивающие: развивать интерес к миру пернатых, а также мышление, внимание, память, речь.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Материалы:

 карточки с изображением птиц, маски птиц, разрезные картинки, пуховые и маховые перья птиц, веер.

Предварительная работа:

Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть:

 В: Ребята почтальон принес нам  неизвестное письмо. На письме есть адрес получателя г. Нерюнгри д/с «Веселый дельфин» старшая группа №9. А адрес отправителя неизвестен. Вскроем конверт, может там отгадка (Воспитатель показывает детям разрезные картинки).

В: Какие – то картинки, а что нам с ними делать?

В: Кто получился? Из какой сказки этот герой?

В: Здесь письмо от лебедя: Ребята вы правильно вспомнили сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я вырос на птичьем дворе вместе с домашними птицами и все про них знаю, а сейчас возвращаясь из теплых краев, я встретил стаи перелетных диких птиц, я ничего о них не знаю, помогите мне расскажите о них.




Отвечают, собирают картинку  на которой нарисованы Гадкий утёнок и Лебедь

Отвечают

Основная часть:

В: Ребята, поможем  лебедю? Давайте вспомним диких перелетных птиц. Поиграем в игру.

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)

Воспитатель говорит слова: Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка, и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы:

(сова, кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист)

В: Предлагаю поиграть в игру «Назови лишнюю птицу» (дети сидят на стульях)

(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц:

Ласточка, грач, кукушка, сова, соловей, курица

В: Какая птица лишняя? Почему?

А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).

Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).

В: ребята закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо курицы ставлю ворону)

В: Какая птица лишняя? Почему?

Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)

В: Закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо вороны ставлю орла)

Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными, у него  загнутый клюв и длинные, острые когти).

Упражнение с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.

В: Я буду говорить предложение, а вы заканчиваете предложение называя причину того, о чем я буду говорить.

Воспитатель читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Отвечают





Угадывают









Отвечают, обосновывая свой ответ

Отвечают

Отвечают


Отвечают






Отвечают






Заканчивают предложения

Заключение: Поиграем в игру «Птицелов»

Игра  «Птицелов»

Птицелов подходит к ребенку, который говорит:

Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)

Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)

Я пою лучше всех птиц (Соловей)

Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из глины под крышами домов. (Ласточка)

Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)

Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)

Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).

В: Молодцы! Вы много рассказали лебедю о диких перелетных птицах, а он расскажет, почему птицы умеют летать.

В: Лебедь приготовил для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни — мягкие, маленькие, другие — твердые, длинные)

Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены?

А другое —  называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где  расположены маховые перья?

Чтобы понять, как птицы летают,  давайте вспомним,  какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

Возьмите карандаш. Какой он легкий или тяжелый?

Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

 Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью воздух может ненадолго удержать?

 Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

 Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

На примере веера показываю,  как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается то воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Покажите на веере.

Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

С масками птиц на голове становятся в круг, в центре круга стоит птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг птицелова со словами:

В лесу, во лесочке

На земле, на дубочке,

Птицы весело поют

 Ай, птицелов идет

Он в неволю нас возьмет












Отвечают



Берут карандаш

Подбрасывают






Делают выводы, делятся ими с воспитателем

Берут лист бумаги и подбрасывают вверх, потом подбрасываю пёрышко


Отвечают

Показывают

Отвечают






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия по экологии в младшей группе « Наши друзья - комнатные растения».

. Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамине, китайском розане) и их существенных признаках ( корнях, листьях, стеблях, цветках). Учить сравнивать растения по их признакам, выделяя сход...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Наши младшие друзья»

Цель данного конспекта -Уточнить представления о классификации животных (звери, птицы, насекомые, земноводные). Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложноподчинённых предложений. Способств...

Занятие по экологии в подготовительной группе «Пернатые друзья»

Занятие по экологии в подготовительной группе «Пернатые друзья»...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...