«Обеспечение психологической безопасности»
методическая разработка

Гонтарь Ирина Петровна
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи санатория — охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья маленьких пациентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_documentstrukt.komponenty.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Обеспечение психологической безопасности»

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи санатория — охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья маленьких пациентов.

Мы, психологи выступаем механизмом обеспечения психологической безопасности детей и фактором позитивных изменений педагогов.

Под психологической безопасностью понимается защищенность

- от угроз,

- психологического насилия,

- унижения и оскорбления,

- от заброшенности,

- пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

Психологическая безопасность это:

  •  система организации режима жизнедеятельности воспитанников;
  •  система организации межличностных отношений в санатории.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

  • установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
  • создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т.д.

У ребенка есть потребность в двигательной активности, и он должен ее реализовать.

  • организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей, проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение детей в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в санатории:

Вы их знаете, но я еще раз на них остановлюсь:

  • влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); как владеет педагогическим мастерством и что может предложить детям.
  • психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
  • психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера). Желание помочь детям.

Особенно хочу остановиться на адаптации ребенка.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной деятельности.

 Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в детских коллективах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

Поступление в детский сад на длительный срок, изменение привычного уклада и ритма жизни, лишение привычного окружения близких и знакомых, потеря возможности пользоваться любимыми вещами и игрушками является критическим моментом для ребенка.

Одно из направлений работы психолога в санатории - помощь в организации образовательной среды и жизненного пространства, адекватного нарушениям развития, сохранения, повышения психического и социального здоровья детей.

Адаптация может привести к позитивным результатам или негативным (стресс). Одни дети бурно реагируют на пребывание в санатории, плачут, протестуют, другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны.

Но внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Если такого ребенка вы заметили, обязательно сообщите нам.

Оказавшись в незнакомом детском коллективе, ребенок вынужден подчиниться режиму, ряду требований совместного проживания, должен считаться с новым окружением, общаться с другими, может быть, не всегда приятными ему взрослыми людьми и детьми. Перед ним стоят серьезные проблемы: преодоление «синдрома страха», вхождение в новую социальную общность. Все это создает некий психологический дискомфорт, а нередко сопровождается и болезненным состоянием, которое протекает как реакция дезадаптации.

Новые жизненные ситуации заставляют ребенка не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Одним из главных свойств детей является психологическая уязвимость. Поэтому зачастую процесс адаптации проходит очень болезненно и сложно, особенно если ребенок психологически не готов к жизни в условиях детского санатория.

 В этой связи существенное значение играют мероприятия, направленные на информирование о традициях санатория, правилах пребывания и снятие отрицательного отношения детей к лечению в условиях детского сада, на создание обстановки домашнего комфорта и уюта.

Что можем мы, как психологи? В своей работе с детьми проводим групповую психотерапию, которая показана детям, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми или конфликты с окружающими. В таких случаях параллельно проводится индивидуальная психотерапия, позволяющая преодолеть сопротивление ребенка.

Чтобы ребенка включили и приняли в свое сообщество другие дети, он или она тоже должны «включать» и «принимать».

Ребенка важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашивание помощи и т.д.

И мы психологи и вы педагоги эти навыки формируем в групповой работе: - игры-драматизации,

- разыгрывание ситуаций взаимодействия,

- игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступление в контакт.

Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем «Я», что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не только сам сверстник сам по себе сколько его отношение к ним.

Поэтому задача психолога – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном «Я» и сосредоточенности на отношении к себе сверстников и обратить внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Предлагаем детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам.  Используем известные игры, которые вам тоже знакомы: «Ладушки», «Кто тебя позвал?», «Зеркало», «Кого не стало?»…

Если выявлены дети с эмоциональными нарушениями и трудностями в адаптации, мы свою работу начинаем с диагностики: «Метод незаконченных предложений», методика исследования самооценки, опросник А.И.Захарова «Страхи в домике, проективные методики «Моя семья». «Рисунок человека», «Несуществующее животное».

С одной стороны, проводим диагностику эмоционального состояния, а с другой коррекцию его состояния.

«Каждый день с ребенком начинай с радостью, а заканчивай миром!» Владимир Леви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр в адаптационной работе с детьми, как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника.

В создании психологически комфортной среды для детей можно и нужно использовать игры, игровые моменты, игрушки, облегчающие период адаптации ребенка. Адаптационные мероприятия  не должны проводит...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...

Информационный блок для родителей "Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка"

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором....

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности. Их можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...

Использование игр как одна из предпосылок обеспечения психологической безопасности ребенка-дошкольника

Основной вид детской деятельности – игровая. Целесообразно использовать игры и игровые моменты, которые предлагаются для работы...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

Данный презентационный материал позволяет педагогоам ДОУ спланировать свою профессиональную деятельность с учетом мотивов и желаний к развитию профессиональных навыков....