Конспект ООД – познавательное развитие. Тема: «Ранняя весна»
план-конспект занятия (старшая группа)

Бурмистрова Елена Николаевна

Цель: расширить и систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной.
Задачи:
 Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды;  способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.
Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач;  содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.
Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Предварительная работа:

- Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

- Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

- Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»;  Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

- Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды»,  «Весна».

- Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rannyaya_vesna.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД – познавательное развитие.
Тема: «Ранняя весна»
Цель:
 расширить и систематизировать знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной.
Задачи:
 Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды;  способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.
Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач;  содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас. 
Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Предварительная работа:

- Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

- Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

- Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»;  Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

- Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды»,  «Весна».

- Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».

Ход занятия

В: послушайте стихотворение

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла ……весна.
В:
а сейчас какое время года?

Д: весна.
В: а как вы догадались, что сейчас весна?
Д: называют признаки весны.
В: правильно ребята молодцы -  все, что вы назвали – это признаки весны.
В: сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. 
-
Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их.
Д:  март, апрель, май.
В: сейчас какой весенний месяц? (ответы детей- март)

В: весну в природе называют «все благодатной»«все оживляющей» – это значит, в природе все оживает, пробуждается.

В: весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весныранний или поздний(ранний)

В: погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей) это означает, что погода может быть теплой, светит солнышко, тает снег, а может резко изменится, пойдет снег, наступят заморозки.
В: ребята вы сказали, что сейчас – месяц март, ранняя весна – давайте с вами обсудим, как меняется природа в марте.

Д: ответы детей

В: ребята вы сказали,  что весной солнышко светит ярче и все пробуждается – выходите, поиграем в игру «Солнышко»:
-Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше
 (Поднимают руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже
 (Присесть на корточки. Руки опустить на пол).
Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется. 
А под солнышком нам                                                                                                Весело живется. (хлопать в ладоши. Улыбаться).

В: ребята снег в марте еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.
В: Что сейчас происходит со снегом? (снег становится ноздреватым и темным)
В: хотите посмотреть как это происходит?

Проводится опыт «Почему снег ноздреватый?» (Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом, воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.)

В: Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)

- Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.
---------------------------------------------------------------------------------
В: теперь мы поговорим о живой природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей- птиц животных)
В: что происходит с птицами? (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов)
В:
есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное
Проводится дид. игра
 «Птицы»  
В:
ребята а что происходит у зверей весной? (ответы детей)                                              В: в марте начинается линька у зверей. (линька – это когда зимний густой мех с наступлением весны выпадает, начинает появляться редкий летний мех)                                                                                                                                               В: а заяц не только линяет, но меняет цвет шерсти.
В: есть такая примета: если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно еще выпадет.
В: медведь просыпается от зимней спячки. У многих зверей в марте появляются детеныши.                                                                                                           В: у зайцев появляются - зайчата.
В: у барсуков появляются – барсучата. 
В: у лосей появляются – лосята. Обычно рождается два рыжих лосенка – бычок и телочка.                                                                                                                       В: вот такие изменения происходят в живой природе.
ИТОГ
В: а сейчас мы с вами закрепим все то, что мы узнали на занятии с помощью игры, которая называется – «Весенние признаки».                                                                             1. В марте становится значительно теплее, солнце поднимается все выше, прогревая землю. День постепенно прибавляется.
2. Появляются первые проталины, радуя животных в лесу.
3. На крышах домов образуются сосульки.
5. На реках, озерах лед покрывается трещинами и постепенно начинает таять. 6. В лесу на проталинах появляются первые первоцветы – подснежники и мать и мачеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Ранняя весна".

Цели: закрепить время года-весна;вспомнить характерные признаки весны;закрепить умение подбирать признаки к словам;образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;образовыв...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию. Тема:"Звуки весны"

В данном конспекте представлен вариант экологической игры.Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цвет...

Конспекты занятий по лексической теме "Ранняя весна. Мамин праздник"

Конспекты занятий на март 1 неделя: 2 занятия по лексической теме и 1 занятие по обучению грамоте....

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию экскурсия ранней весной в «Березовую рощу»

Организация наблюдений и экскурсий позволяла не только создавать условия для деятельности детей в естественной обстановке, но также обновлять, обогащать их сенсорные впечатления, расширять практически...

Конспект непрерывной образовательной деятельности (подгрупповой) образовательная область «Познавательное развитие» тема «Поздняя весна. Цветы луговые, полевые лесные»

Конспект непрерывной образовательной деятельности (подгрупповой) образовательная область «Познавательное развитие»тема «Поздняя весна. Цветы луговые, полевые лесные»...

Конспект по познавательному развитию детей раннего возраста на тему: «Лупа».

Цель: Знакомство с научным прибором лупой.Задачи: Расширять представление детей об окружающем нас мире, развивать мышление, память, мелкую моторику рук....