НОД «Теремок. Счёт до 5» (средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Цель: Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_matem._teremok_2018.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД «Теремок. Счёт до 5»

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Открытие тренировочного знания

Тема НОД

Счёт до 5  . Теремок

Цель

Формирование математических представлений, умений мыслить и логически рассуждать

Задачи

  1. закреплять счет в пределах 5 и отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету»;
  2. закреплять знание геометрических фигур, упражнять в составлении одной фигуры из нескольких (теремок),закреплять понятия: сначала – потом, узкий – широкий, длинный – короткий;
  3. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самостоятельного контроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;
  4. тренировать учетные умения, умения определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями «слева – справа», «вверху – внизу»;

Развивающие:

  1. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию, синтез;
  2.  развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности;
  3. развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

  1. воспитывать познавательный интерес к занятиям математикой; активность, инициативность, самостоятельность.
  2. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал

Демонстрационный:

- мольберт, к нему прикреплены силуэтные изображения, лягушки, зайца, лисицы, медведя.

-геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник.

-деревья – три елочки, одна березка. Цифры один, два, три, четыре, пять. Кочки – геометрические фигуры круг. Набор геометрических фигур. Флажки красный, желтый, зеленый, синий.

-набор «Строитель» для строительства терема для мишки.

 Раздаточный:

- геометрические фигуры (на каждого ребенка по 3 круга, квадрата и треугольника одного размера трех цветов – красного, желтого и зеленого);

- карточки с изображением определенного рисунка (по 1 на каждого ребенка);

-

Предполагаемый результат

Умеют считать до пяти, отвечать на вопросы «Сколько»,»Который по счету»

Умеют определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигурУмеют пользоваться пространственными отношениями «слева – справа», «вверху – внизу».

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

Дети сидят на стульях полукругом, перед ними мольберт,теремок.
Воспитатель:

Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю,  Мышка бежала,
Теремок увидала (достаю демонстративную распечатанную мышку).
К теремку дорожка ведет. Это дорожка заколдована, и, чтобы мышке попасть в теремок, нужно выполнить задание.

-Вы сможете помочь мышке попасть в теремок?

Используется прием внутренней потребности ребенка включиться в деятельность.

Словесные методы: вопросы, отрывок из сказки, сюрпризный момент

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская»  цель

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Визуальный контроль

Этапные (дидактические) задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

II. Актуализация знаний

Задание № 1.

«Расколдуй геометрическую фигуру»

так, чтобы она стала похожа на какую-либо вещь (круг и треугольники – солнце, прямоугольник - картина.Квадрат –  стол. Треугольник - пирамидка, овал - батон) .

-Молодцы ребята, с заданием справились, теперь мышка может бежать по дорожке.

Воспитатель: Побежала Мышка по дорожке, а вдоль нее деревья растут (3 елочки, 1 березка) .

Вопрос: Сколько елочек?

Сколько березок?

Забежала мышка в теремок и стала там жить- поживать, да песни распевать (Ставлю мышку в теремок) .
-Сколько зверей стало жить в теремке? (одна). Найдите цифру «один» и покажите ее.

Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
(достаю лягушку)

Давайте попрыгаем с ней по кочкам.
Один, два, 3, 4, 5,

Лягушка начала скакать (прыжки на месте).
С кочки на кочку прыгает (прыжки по кочкам,
Лапками весело двигает (разводя руки в стороны,
И говорит нам простые слова:
КВА–КВА–КВА.

Практический, наглядный метод

Дети активно участвуют в беседе, соотносят фигуру с предметом из окружающего пространства

Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется соотносительная (предмет и фигура) деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

Наблюдение за процессом деятельности (считают)

Выполнение заданий

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) Актуализировать представления детей о геометрических фигурах;  2) Тренировать счетные навыки, мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание.

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи кочки? (на круг)
Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: беда! Помогите, детвора! Поможем Лягушке бусы собрать?
Задание № 2.Практическая работа

На тарелочках у каждого ребенка набор геометрических фигур. Поочередно называю фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Показываю образец, и дети сравнивают с ним свои работы.
Воспитатель: пока вы собирали бусы, Лягушка нашла прямоугольник.
Вопрос: Посмотрите, что нарисовано в прямоугольнике? (кружки)

Сколько кружков в верхнем ряду прямоугольника? (3)Сколько кружков в нижнем ряду прямоугольника( 3)Что можно сказать о количестве кружков? (в верхнем и нижнем ряду  прямоугольника кружков поровну по 3)
А что нужно сделать, чтобы в верхнем ряду прямоугольника стало кружков на один больше, чем в нижнем ряду? (Надо добавить еще 1 кружок).
Прискакала к теремку Лягушка. Пустила ее Мышка-норушка, стали они вместе жить, песни петь и не тужить (В теремок поселяемлягушку).

И вы не скучайте,Зверей сосчитайте (2) .

Найдите цифру 2, покажите ее.

Как по полю, полю, Зайка бежит (достаюзайку,

У дверей остановился и кричит:
Ой, беда, беда, беда,Шубку я порвал вчера.Вы пустите меня в теремок
Обогреться – я весь продрог.

Давайте поможем Зайке заплатку к шубке подобрать (подбирают заплатки).
Задание № 3 Дидактическая Игра «Подбери заплатку»

Молодцы, ребята, починили шубку Зайке.
Воспитатель:
Зайка, зайка не зевай,
С детворою поиграй.
Давайте попрыгаем с зайкой.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

(поселяем зайца в теремок).

-Сколько зверей в теремке живет? (3)
-Найдите цифру 3. Покажите ее.

Тихо, тихо, не шумите,

Кто-то к нам идет сюда.

Ну, конечно же, лиса.

(достаю лису)

Что за чудо теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вы пустите в теремок меня.
Будем с вами мы друзья.

Пустили и Лисичку в теремок жить (поселяем лисичку в теремок).

-Сколько зверюшек в теремке живет? (4). -Покажите цифру 4.

Задание № 4.

Лисичка предлагает поиграть в игру «Чего не стало». Она приготовила для игры флажки разных цветов.
Какого цвета флажки? (красный, зеленый, желтый, синий).

Наступила ночь, все закрыли глаза (убираю один флажок). Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не стало. Какого флажка не стало? (игра повторяется)

А по лесу уж Медведь идет.
Вдруг увидел теремок – как заревет.
Хочет Мишка к теремку подойти,
Да болото у него на пути.
Фиксация затруднения:

А через болото проложены 2 дороги (на другом мольберте картинка с изображением теремка и двух дорог)
Вопрос: Какого они цвета (желтого и зеленого).Подскажите Мишке, какая дорога короткая? (Зеленая).

А желтая какая? (длинная)
А какая зеленая дорога по ширине? (Широкая).А желтая? (Узкая)

Подошел Медведь к теремку и ревет: «Вы пустите меня в теремок! »
Испугались звери.

-Ребята, влезет ли Медведь в теремок? (нет) Почему (ответы детей). Что же делать? Ведь Мишке плохо будет на улице! (Дети предлагают разные варианты).
Сможет ли мишка поселиться в теремок? (Нет.) Выявление причины затруднения:      – Почему не сможет? (Потому что он очень большой , а теремок маленький)  

Словесный, практический и наглядный методы

Дети участвуют в практической работе, отвечают на вопросы воспитателя.   Раскладывают геометрические фигуры

Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему.

Дети сталкиваются с затруднением: как поселить мишку в теремок.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                          

1) Создать мотивационную ситуацию для решения обозначенной проблемы;   2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;   3)Тренировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.

IV.Тренировочное знания

– Значит, что нам надо сделать? (Как сделать так , чтобы мишка мог жить в теремке.)

- Как будет выглядеть  теремок , в котором будет жить мишка?

Давайте вместе строить дом.

Воспитатель: Ребята, поможем построить дом для мишки?

Дети: Поможем.

Дети строят теремок из модулей.

Словесный, наглядный, игровой метод

Участвуют в диалоге.

Дети находят ответ.

Дети должны помочь жителям теремка построить новый теремок.

Дети работают самостоятельно и выполняют задание .

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельности

Этапные (дидактические) задачи:

 1) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление;                                                                  2) Развивать конструктивные способности и счетные умения;                                                                                                                                                                              3) Развивать коммуникативные способности.

V. Включение  в тренировочную систему знаний ребенка

-Скажите, в какой сказке мы побывали?
-Понравилась вам сказка? (ответы детей)
-
Смотрите, нас встречают все жители Теремка. Давайте их сосчитаем.

Сколько всего жителей?

Кто стоит 3 по счету?

Кто стоит 5?

Лиса, какая по счету? Лягушка?

Воспитатель: Ребята, чем заканчивается сказка? Давайте поможем героям сказки построить новый дом.

Словесный, наглядный, игровой метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

Ситуативный контроль за ответами детей.

Контроль визуальный за работой детей в подгруппах

Этапные (дидактические) задачи:     1) Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

VI.Осмысление (итог)

Воспитатель собирает детей около себя.                                     – Где мы сегодня были?

– Кому и чем смогли помочь?

– Как вы думаете, почему вы смогли помочь жителям теремка?

Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь животным (жителям теремка), потому, что они по-доброму относятся к животным , которые очень хотели жить дружно в теремке.

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Теремок" интегрированное занятие в средней группе

Способствовать укреплению дружбы между детьми, развитию воображения, образного мышления....

Новогодний теремок (сценарий праздника в средней группе)

Новогодний теремок(новогодний праздник в средней группе)...

Учебно-методическое пособие "ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА «ТЕРЕМОК» ДЛЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУПП"

Учебно-методическое пособие по мотивам русской народной сказки ТЕРЕМОК предназначено для проведения весенних утренников для младшего дошкольного возраста...

Сказка "Теремок" (на новый лад) средняя группа

Если понравилось видео еашей сказке могу предложить сценарий...

Музыкально-дидактическая игра "Теремок" 2-я младшая, средняя группы

Музыкально-дидактическая игра на развитие певческих навыков....

Формирование навыков устного счёта у детей средней группы

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудност...

Формирование представлений о количестве и счёте у детей средней группы посредством использования дидактической игры.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Одним из традиционных направлений формирования элементарных математических представлений у дошк...