Формирование навыков устного счёта у детей средней группы
консультация (средняя группа)

Павленко Елена Александровна

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raz_stupenka_dva_stupenka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Раз ступенька, два ступенька»

Формирование навыков устного счёта у детей средней группы

Введение ФГОС в образовательные учреждения, существенные изменения программы начальной школы, в том числе по математике, повышают соответственно и требования к подготовке детей к школе в условиях дошкольного учреждения. Поэтому обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи и т.д.,

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, логического мышления, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

 

Многие психологи и педагоги считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно – чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, т.е. приобрести прочную основу ориентировки в общих математических представлениях. В средней группе детского сада эта основа преподносится курсом «Формирование навыков счета у дошкольников посредством использования дидактических игр».

К пятому году жизни в результате целенаправленного воспитания, обучения и обогащения детского опыта у детей накопился определенный запас конкретных представлений о количестве, величине и форме предметов окружающего мира. Дети способны выслушать объяснение, выполнить более сложное поручение, решить более сложную умственную задачу. Создаются предпосылки для систематизации некоторых математических представлений.

В средней группе закладываются основы счета. Знакомство со счётом в пределах от одного до пяти предпосылка к сознательному счету в пределах десяти.

В формировании математических представлений у детей средней группы большое значение имеют эмоциональный настрой и заинтересованность детей, поэтому на занятиях необходимо использовать красочные наглядные пособия и дидактические материалы, а в повседневной жизни - хорошо знакомые предметы, назначение которых понятно детям.

Учитывая особенности возраста, быструю утомляемость, еще небольшой объем внимания, подвижность детей занятия строятся так, чтобы после показа и упражнений на мелком счетном материале, дети применяли счет в играх. В качестве счетного материала можно использовать крупные игрушки, различные предметы, картинки. Кроме этого, в индивидуальное использование детям можно дать мелкие игрушки: кубики, палочки, шишки, камушки, колечки и другой мелкий счетный материал.

При обучении детей счету хорошо зарекомендовали себя следующие дидактические игры:

  • «Найди столько же»
  • «Парные картинки»

Необходимо учитывать, что процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь – это игра, труд, занятия. Опираясь на высказывания ученых и свои рассуждения, считаю, что дидактическая игра идеально подходит для формирования устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности, к математическим представлениям. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Дидактическая игра "Найди столько же"

В разных концах комнаты расставлены различные группы однородных предметов (две пирамидки, четыре мяча, три зайчика и т.д.). Взрослый держит веером в руках карточки с кружками и предлагает ребёнку вытащить одну.

Ребенок, выбрав карточку, находит в комнате столько игрушек, сколько кружков на карточке.

Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Парные картинки»

Это уже игра для детей более старшего возраста, при помощи которой дети развивают зрительное восприятие, произвольное внимание и логику, учатся относить предметы к определенной группе.

Оборудование: карточки с героями из сказок, карточки с волшебными предметами. Задание: выбрать карточку с волшебным предметом и определить, какому герою или какой сказке он принадлежит.

Вариант игры: найти пары своим картинкам и, рассказать из какой сказки эти герои и предметы. Выигрывает тот, кто соберет больше парных картинок и сделает это правильно.

Помимо подобных дидактических игр, необходимо постоянно тренировать зрительную память ребёнка на цифры. Игра «назови цифру» по дороге домой или в детский сад как нельзя лучше подойдёт для такой тренировки.

Дома ребёнку всегда есть, что посчитать. Можно следить за стрелками часов, превратить в игру измерение веса и роста. Надолго занимает детей отрывной календарь или календарь-игрушка, в котором нужно каждый день переворачивать кубики с цифрами.

Кубики, магниты, карточки, счётные палочки — самые что ни на есть стандартные материалы для обучения счёту. Но они быстро наскучат ребёнку. Гораздо интереснее ему будет играть с тем, что он сделает своими руками. Можно пофантазировать вместе с ребёнком и смастерить собственные игры для изучения чисел и отработки простейших математических действий.

Интересное применение найдётся ракушкам, привезенным с моря. Такая игра поможет младшим дошкольникам быстрее научиться складывать и вычитать. Абстрактные арифметические действия ребёнок сможет увидеть на наглядном примере.

Не менее увлекательными для ребёнка будут иллюстрированные книги с забавными историями или стихами о цифрах. Их можно пересказывать или учить наизусть.

Просто и наглядно научат ребёнка считать развивающие видео и мультфильмы. Серии про устный счёт можно найти почти во всех популярных мультсериалах. Можно подыскать песенки-считалочки, которые запоминаются детьми как дважды два.

Исходя из своего опыта работы в дошкольном учреждении, хочу подчеркнуть, что формирование навыков счета с помощью игровых приемов математике должно осуществляться не только на занятиях в детском саду, но также в индивидуальной работе с детьми в их повседневной жизни.

Проведение такой работы по математике способствует умственному развитию детей, формированию памяти, внимания, мышления, а также накоплению навыков и опыта для обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков фонетико - фонологической компетенции в средней группе ОНР

Формирование навыков звукового анализа и синтеза (По методике Т.А. Ткаченко)...

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста "Петрушка на улице"

занятие по ознакомлению с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте....

НОД по формированию навыков безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Толстопятова Олеся Александровна – воспитатель I квалификационной категории МАДОУ «Сказка» г. Лабытнанги, ЯНАО...

ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

ОТЧЕТ по самообразованию  на тему:  «Формирование навыков пожарной безопасности  у детей среднего дошкольного возраста»...

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «Я не попаду в беду!»

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....

Проект: "Формирование у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности для детей средней группы"

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья – одна из важнейших практических проблем человечества с древних времен до наших дней. В условиях современного общества вопросы безопа...

Формирование представлений о количестве и счёте у детей средней группы посредством использования дидактической игры.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Одним из традиционных направлений формирования элементарных математических представлений у дошк...