Размышления о речевом развитии современных детей-дошкольников. Какие ошибки мы допускаем?
статья по развитию речи

Акифьева Наталья Владимировна

Все важнейшие качества формируются не на учебных занятиях, а в главной и ведущей деятельности дошкольника — в игре. Именно через игру в дошкольном возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Размышления о речевом развитии современных детей-дошкольников. Какие ошибки мы допускаем?

Подготовила: учитель-логопед

Акифьева Н.В.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Как только ребёнок достигает трёхлетнего возраста, главной заботой родителей становятся не игрушки, сказки и потешки и даже не укрепление здоровья, а… поступление в школу.

Система дошкольного воспитания всё более превращается в низшую ступень школьного обучения. Страх перед будущим берёт своё, и «готовность к школе» становится главной целью родителей, воспитателей и даже психологов, работающих в детских садах. Эта тенденция весьма опасна, ибо несёт непредсказуемые социальные последствия.

Дело в том, что в силу психологических особенностей дети дошкольного возраста не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Знания и умения, приобретаемые в учебных занятиях и не включённые в контекст жизненных интересов детей, не имеют для дошкольников личного смысла, а потому плохо усваиваются и не несут развивающего эффекта.

Заучив термины и формулировки, дети не понимают их и не могут использовать. К примеру, заучив названия отдельных месяцев или дней недели, они не знают, какое сейчас время года. Такие оторванные от реальной жизни детей знания остаются бессмысленными речевыми штампами, а готовность к школе весьма сомнительна. Дети не могут учиться только потому, что этого хотят взрослые. И дело здесь совсем не в том, что они ленивые и непослушные. Беда в том, что они теряют возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Дошкольный возраст — уникальный период развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развиваются воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в главной и ведущей деятельности дошкольника — в игре.

В детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры — и по количеству, и по продолжительности. Это отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов.

Итак, можно обозначить вторую причину - недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен занятиями и на свободную игру остаётся не более часа. Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются, поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом педагоги отмечают, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте негативно отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что, играя, ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам (открытым или заданным в игровой роли), причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его в волевое.

В-третьих, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. Если взрослые чем-то и занимаются с детьми, то в основном они их учат.Таким образом, современные детииграют в обучающие игры по правилам взрослых, либо часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь.В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Четвертая причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. К сожалению, это действительно так. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Пятое,существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее. Характерной особенностью субкультуры современного детства происходит под формирующим влиянием средств массовой информации. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и тд.). На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние, происходящее в окружающей действительности.  
Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным.

 Если ребёнок играл, предположим, в «плохую компьютерную» игру дома и притом она ему очень нравилась, то, конечно же, сложно перестроится на игру в детском саду, возникает просто не понимание той игры, которую предлагаем поиграть мы – педагоги! Уходит уйма времени и сил, что бы расположить ребёнка к себе и помочь детям в организации игр и объединению их в игре. 
И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит, не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего, имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности.

Игра

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры...
Ее и мудрость не заменит.
Зинаида Гиппиус, русская писательница (жена более известного писателя и поэта Дм.Мережковского).

Итак, отношение современных дошкольников к игре, а значит, и сама игровая деятельность существенно изменились. Несмотря на то, что некоторые популярные игровые сюжеты (прятки, салочки, дочки- матери) сохранились, из игры уходит «правилосообразность»: дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнять.

Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или идеалом правильного поведения. А ведь именно такое самостоятельное регулирование своих действий позволяет ребёнку превратиться в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения — бытовыми, учебными, коммуникативными, социальными и пр. Однако эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Обратимся к новому документу, который теперь регламентирует деятельность дошкольных учреждений - ФГОС ДО. Новая концепция в качестве одной из ключевых задач дошкольного воспитания определила: признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка.
Игра ребенка должна и будет строиться на знаниях, которые у них есть (вот знаниями мы должны их обогащать) и опыта, который они берут из окружающей их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие современного ребенка

Консультация для родителей "Речевое развитие современного ребенка"...

Правильное речевое развитие у детей - дошкольников.

Представлено состояние активной речи и  её понимания для дошкольников разного возраста : от 2,5  до 7 лет.Материал логопедического центра "Елена", СПб....

Статья: "Виды работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольников."

В статье подробно описаны виды работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию на тему: "Ах, какая осень!"

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Какие мы интересные".

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Какие мы интересные"....

Особенности речевого развития детей раннего возраста. Типичные ошибки родителей в разговоре в с детьми

Речевое развитие детей начинается еще за долго до произнесения первых слов в утробе матери. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова но бесконечное множество понятий, воззрений на ...