Статья: "Виды работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольников."
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Сироткина Лилия Анатольевна

В статье подробно описаны виды работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

Виды работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольников.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.

При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.

При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:

1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения.

2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Рекомендуется начать с непроизвольных и забавных для ребёнка игровых упражнений.

1. Дутьё через соломинку в стакан с водой.

2. Надувание воздушных шаров.

3. Дутьё на разноцветные вертушки.

4. Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.

Пускание мыльных пузырей.

4. Дутьё на одуванчики весной

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

Игры для развития выдоха можно сделать своими руками. Например, сезонные игрушки: зимой - снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам, осенью - листочки, падающие на корзинки с грибами, летом - бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами, лёгкие птички, летающие над облачками из ваты.

Работая над развитием непроизвольного выдоха, мы постепенно подводим ребёнка к осознанию акта дыхания.

Примерный перечень игр для развития речевого дыхания:

1.Игра  «Осенний туман »

Даём ребёнку маленькое зеркальце и предлагаем, дыша на него, сделать:

1. Вдох и выдох через нос

2. Вдох и выдох через рот.

3. Вдох через нос, выдох через рот.

4. Вдох через рот, выдох через нос.

2. Игра  «Поём гласные звуки»

Просим ребёнка сделать вдох носом и начинать пение на выдохе сначала по одному гласному звуку, а потом сочетания из гласных АО, УЫ, ЭОА, УАО.

Нужно следить, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи...

3. Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую» (гудит). Загудел, как пароход. Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка, струя воздуха должна быть длительной и идти по середине языка.

4. Игра  «Чей одуванчик улетит раньше?»

Игра проводится во время прогулки. Дети по - очереди дуют на цветок так, чтобы слетели все пушинки.

5.Игра «Пускание корабликов»

Дети сидят полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Названные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук [Ф] или  [П]. Нужно следить за тем, чтобы при произнесении звука [Ф] дети не надували щеки; чтобы произносили звук [П] на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

6. Игра «Пузырь»

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя пузырь лопнул, дети идут к центру круга, произнося звук [Ф] и подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука [Ф] дети не раздували щеки.

7. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Воспитатель показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

8. Игра «Пароход»

Воспитатель показывает картинку и говорит: «Наступило лето, и дети поехали на прогулку на пароходе. Прежде, чем отплыть, пароход дает сигнал: ЫЫЫ. Поплыли по реке, а навстречу пароходу по реке плывет лодка. Чтобы не столкнуться с ней, пароход дает сигнал: ЫЫЫ. Воспитатель спрашивает: «Как пароход дает сигнал?». Дети произносят: «ЫЫЫ». Нужно следить, чтобы дети произносили звук [Ы] длительно, на одном выдохе.

9. Игра« Кто дальше загонит мяч»

Нужно улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и, как бы произнося длительный звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нужно следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы и не надувались щеки.

10. Игра «Ныряльщики»

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая ( «опускаясь под воду»), делают выдох носом.

11 Игра «Птицеферма»

Воспитатель показывает детям игрушке и три раза воспроизводит их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам … (показывает курицу). Как она здоровается с нами?» . Дети: «Ко-ко-ко». Воспитатель: «Пошли дальше. Навстречу нам … ( показывает гуся). Как он здоровается с нами? ».Дети: «Га-га-га». и т.д.

12. Игра Свеча

Ребенок делает ровный медленный вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: « ФУ-ФУ-ФУ».

При использовании педагогами игр на развитие правильного речевого дыхания всегда следует помнить, что данные упражнения нужно обязательно чередовать с другими заданиями, соблюдая дозировку. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова. Это основное требование к проведению игр и упражнений на развитие речевого дыхания.

Список литературы: Фомичёва М. В. «Воспитание у детей правильного произношения»

                                    Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»

                                    Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей

Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания.2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.3. Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для раз...

Нетрадиционные методы развития речевого дыхания у детей в работе логопеда. Пранаямы в работе с дошкольниками.

   Дети с тяжелыми речевыми нарушениями отличаются повышенной эмоциональностью, рассеянным вниманием, быстрой утомляемостью. Они требуют повышенного внимания со стороны взрослых, им т...

Приемы работы по развитию речевого дыхания у детей раннего возраста

Каждый из органов имеет свою функцию. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одно...