Воспитательное значение народного искусства (старшие дошкольники и школьники младших классов)
статья (подготовительная группа)
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление ,воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, необходимых для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, на основе которых формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Известно, что восприятие детей(зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт. На этой основе формируются представления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное значение народного искусства
При работе со старшими дошкольниками и школьниками младших классов.
Статья
Культуру России невозможно представить без народного искусства, раскрывающего исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующего его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являющегося частью его истории.
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.
Источником творчества народного мастера являются родная природа и окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни.
Деревянная посуда из липы расписанная мастерами Хохломы по красоте и убранству ровня драгоценной посуде; «Золотая Хохлома».
По всей России славились прялки из Городца, нарядно украшенные народными мастерами.
Прялку в доме берегли, она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке.
Богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева.
Дымковские глиняные расписные игрушки создавались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или доченьку. Крестьянские дети воспитывались в строгости, но и одарить их игрушкой родители не забывали.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества,- одно из главных условий полноценного интеллектуально-эстетического воспитания и развития его художественно-творческих способностей.
Коллективность творчества- важное качество, так как труд носит коллективный характер; изделия создаются целыми коллективами.
Существенная черта народного искусства- его гуманность, человечность. Русское народное творчество очень содержательно и направленно на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, вера в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет приобщать детей к духовной культуре народа, частью которой является.
Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, испытывают чувство радости, удовольствия от ярких и жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру. У ребят возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Строя педагогическую работу на основе народного искусства используется, что должно быть включено в быт и деятельность дошкольников и младших школьников. Обучая детей декоративному рисованию, следует использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения.
Народное искусство в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми используется в интегрированной форме:
-творческая игра
-беседа
-мини спектакль
-досуг
-тематические праздники
-экскурсии
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление ,воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, необходимых для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, на основе которых формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Известно, что восприятие детей(зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опыт. На этой основе формируются представления детей.
Работу по народному искусству в русле интеграции следует строить, основываясь на следующих основных принципах.
-тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства( художественно-речевое, декоративно-прикладное, музыкальное)
-соблюдение принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком.
В работе с детьми необходимо использовать взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с художественным видом другого.
Например:
-Знакомство с дымковской игрушкой.
-Лепка по мотивам дымковской игрушки.
-Рисование силуэтов дымковской игрушки.
-Рисование дымковских узоров
-Рисование дымковских узоров с натуры.
-Рисование дымковских игрушек по замыслу.
-Развлечение «Веселая ярмарка»
Например:
-Поэзия А.С. Пушкина
-А.С.Пушкин и русская музыка
-Памятник А.С.Пушкину (скульптор А.Опекушин) (подготовительная группа и 1-2 класс нач.школы).
-Рисование на тему: «Зимний вечер»
-Море и поэзия А.С.Пушкина
-Викторина «Творчество А.С.Пушкина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-377013-1394033061.jpg)
Статья на тему: "Значение народного искусства в воспитании дошкольников".
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но у нашего народа главным в воспитании будущих поколений всегда было широта русской души, любо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-725895-1450281414.jpg)
Консультация для родителей "Воспитательное значение народной игрушки"
Консультация для родителей "Воспитательное значение народной игрушки"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/22/picture-816072-1474567069.jpg)
Воспитательное значение народных подвижных игр в гармоничном развитии личности дошкольника.
Статья о значении татарских народных подвижных игр в гармоничном развитии дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/18/picture-806801-1471530522.jpg)
Консультация для родителей на тему: Воспитательное значение народных сказок.
Воспитательное значение народных сказок...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/19/picture-1048029-1697712065.jpg)
Презентация "Ханс Кристиан Андерсен" для старших дошкольников и учащихся младших классов
Данная презентация является частью проекта "Творчество Х. К. Андерсена" для старших дошкольников или учащихся младших классов. Так как наши дети как раз только что ставили спектакль "Сн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-1192388-1574676950.jpg)
Консультация для родителей : «Значение народного искусства в воспитании детей»
Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству....