Воспитательное значение народного искусства (старшие дошкольники и школьники младших классов)
статья (подготовительная группа)

Кудрявцева Евгения Анатольевна

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление ,воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, необходимых для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, на основе которых формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Известно, что восприятие детей(зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются  и составляют сенсорный опыт. На этой основе формируются представления детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Воспитательное значение народного искусства

При работе со старшими дошкольниками и школьниками младших классов.

                                       Статья

Культуру России  невозможно представить без народного искусства, раскрывающего исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующего его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являющегося частью его истории.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.

Источником творчества народного мастера являются родная природа и окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей  жизни.

Деревянная посуда из липы расписанная мастерами Хохломы по красоте и убранству ровня драгоценной посуде; «Золотая Хохлома».

По всей России славились прялки из Городца, нарядно украшенные народными мастерами.

Прялку в доме берегли, она переходила из рук в руки, от матери  к дочери или  к  внучке.

Богородские  мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева.

Дымковские глиняные расписные игрушки создавались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или доченьку. Крестьянские дети воспитывались в строгости, но и одарить их игрушкой родители  не забывали.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества,- одно из главных условий полноценного интеллектуально-эстетического воспитания и развития его художественно-творческих способностей.

Коллективность творчества- важное качество, так как труд носит коллективный характер; изделия создаются целыми коллективами.

Существенная черта народного искусства- его гуманность, человечность. Русское народное творчество очень содержательно и направленно на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

Народное искусство обладает  большими  воспитательными возможностями, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, вера в торжество прекрасного, в победу добра  и справедливости, позволяет приобщать детей к духовной культуре народа, частью которой является.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, испытывают чувство радости, удовольствия от ярких и жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия  видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру. У ребят возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Строя педагогическую работу на основе народного искусства используется, что должно быть включено  в быт и деятельность дошкольников и младших школьников. Обучая детей декоративному рисованию, следует использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети  овладевают разнообразными  способами создания изображения.

Народное искусство в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение  их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических  корнях.

Народное искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми используется в интегрированной форме:

-творческая игра

-беседа

-мини спектакль

-досуг

-тематические праздники

-экскурсии

Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление ,воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, необходимых для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, на основе которых формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Известно, что восприятие детей(зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое) обладает существенными индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются  и составляют сенсорный опыт. На этой основе формируются представления детей.

Работу по народному искусству в русле интеграции следует строить, основываясь на следующих основных принципах.

-тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства( художественно-речевое, декоративно-прикладное, музыкальное)

-соблюдение принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком.

 В работе с детьми необходимо использовать взаимосвязь художественных образов  одного вида  народного искусства  с художественным видом другого.

Например:

-Знакомство с дымковской игрушкой.

-Лепка по мотивам дымковской игрушки.

-Рисование силуэтов дымковской игрушки.

-Рисование дымковских узоров

-Рисование дымковских узоров с натуры.

-Рисование дымковских игрушек по замыслу.

-Развлечение «Веселая  ярмарка»

Например:

-Поэзия   А.С. Пушкина

-А.С.Пушкин и русская музыка

-Памятник А.С.Пушкину (скульптор А.Опекушин) (подготовительная группа и 1-2 класс нач.школы).

-Рисование на тему: «Зимний вечер»

-Море и поэзия А.С.Пушкина

-Викторина «Творчество А.С.Пушкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Значение народного искусства в воспитании дошкольников".

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Но у нашего народа главным в воспитании будущих поколений всегда было широта русской души, любо...

Консультация для родителей "Воспитательное значение народной игрушки"

Консультация для родителей "Воспитательное значение народной игрушки"...

Воспитательное значение народных подвижных игр в гармоничном развитии личности дошкольника.

Статья о значении татарских народных подвижных игр в гармоничном развитии дошкольников....

Презентация "Ханс Кристиан Андерсен" для старших дошкольников и учащихся младших классов

Данная презентация является частью проекта "Творчество Х. К. Андерсена" для старших дошкольников или учащихся младших классов. Так как наши дети как раз только что ставили спектакль "Сн...

Консультация для родителей : «Значение народного искусства в воспитании детей»

Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству....