Воспитательное значение народных подвижных игр в гармоничном развитии личности дошкольника.
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Саляхова Альфинур Саматовна

Статья о значении татарских народных подвижных игр в гармоничном развитии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное значение народных подвижных игр

 в гармоничном развитии личности дошкольника.

 Гармоничное развитие ребенка- основа формирования будущей личности. Оно зависит от       успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического воспитания.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть. Трудиться. Заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг- другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, ; умения помогать пожилым людям.

Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодалевать препятствия. подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости. Желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а также воспитание уважительного отношения к культуредругих народов - это тоже критерии нравственного воспитания.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице. детскому саду, городу.

Дети должны понять, что их город, лес, река и поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности,  памятники. музеи; следует подчеркнуть чтиз других городов и сёл  люди приезжают, чтобы побывать в музее увидеть исторические  места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, ненавидеть  то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд и быт, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром, например, марийские народные игры «Катание мяча», «Биляша», чувашские народные игры «Хищник в море», «Луна и солнце», татарские народные игры «Чума үрдәк, чума каз», «Кунаклар», «Түбәтәй», « Әйт күгәрчен», «Яулык салыш», «Кәрия-Зәкәрия», «Ачык авыз».

У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны. Выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонической развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «У медведя на бору», «Гуси-лебеди» и т.д.). Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного края», «Не ошибись», «Знаешь ли ты», (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет» помогают в развитии любви к родной земли, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова»( ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов»(дети выставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Река вежливости»( дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), «Кто больше скажет?»(волшебных слов), «Поделись улыбкой», «Меняемся местами»( те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких», (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких)

Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Муравьи» и т. п. Игра для развития дошкольников имеет решающее значение, именно она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить чувству общности, способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребёнка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция непосредственно – образовательной деятельности, как средство воспитания гармонично – развитой личности дошкольника

презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий...

Значение физического воспитания для гармоничного развития личности и укрепления здоровья детей.

«Значение физического воспитания для гармоничного развития личности»  I.                   ВведениеА...

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника.

Статья раскрывает влияние музыки на формирование  личности ребёнка-дошкольника....

Статья "Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника"

В статье раскрывается значение музыкального воспитания в становлении личности ребёнка-дошкольника. Идёт речь о том, как мир музыки помогает  развивать музыкальные способности ребёнка, учит творит...

«Воспитательное значение народных подвижных игр».

laquo;Воспитательное значение народных подвижных игр»....

Консультация для педработников "Воспитательное значение народных подвижных игр"

Народная игра приобщает детей к культуре, выполняет такие функции как развлекательную, познавательную, диагностическую, развивающую....