Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов
проект (старшая группа)

Княжеченко Галина Владимировна

 

Вид проекта: информационно-творческий, краткосрочный, коллективный.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Сроки реализации: две недели.

Образовательная область: патриотическое воспитание.

Охватываемые образовательные области«Познание»«Коммуникация»«Социализация».

Актуальность:

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русскиетатары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.

Задачи проекта:

• Расширять представление о национальной культуре татар и русских.

• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

• Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

• Развивать творческие способности детей.

Планируемый результат.

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.

Углубление жизненного опыта.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1 -ая неделя проекта.

Тема«Культура и традиции татар».

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1. Беседа.

ТемаНародная культура и традиции татар.

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.

Задачи:

• Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.

• Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

• Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

2.Художественное творчество: Рисование.

Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.

Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.

Задачи:

• Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.

• Воспитывать любовь к народному искусству.

• Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:

- Люди каких национальностей живут в нашей стране?

- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?

- Каким узором будем украшать?

- Какие элементы татарского узора вы знаете?

- Какие цвета в татарском орнаменте?

1. Рассматривание образца.

2. Объяснение и показ способов и этапов работы.

3. Работа детей.

4. Анализ занятия.

3. Музыка.

Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»

Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.

Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Вечер:

Татарские народные игры:

"Перетяни канат".

"Не пролей воды".

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

ТемаТатарский национальный костюм.

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетейка, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;

Задачи:

• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

2.Художественное творчество: лепка.

Тема«Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).

Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.

Задачи:

• Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;

• Развивать зрительную – двигательную координацию;

• Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.

Вечер

Дидактические игры «Укрась фартук»«Собери узор»«Назови правильно».

Чтение сказки «Три дочери»

Цель: назвать русские слова по-татарски.

Среда.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Познание: Окружающий мир.

Тема: "Народные праздники татар"(презентация).

Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.

• Формировать основы праздничной культуры татарского народа.

• Воспитывать патриотические чувства.

Вечер:

Экскурсия в музей детского сада.

Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

Тема: Украшаем сапожек (читек).

Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором«тюльпан» и «листок».

Задачи:

• Развивать умения создавать орнамент из трех частей;

• Знакомство с народной культурой;

• Воспитывать аккуратность;

Вечер:

Изучение танца "Сабантуй"

,Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Отгадывание загадок.

Задачи:

• Воспитывать уважение к ответам товарищей.

• Развивать дослушивать загадку до конца.

• Учить понимать смысл загадки.

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Музыка.

Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».

Вечер:

Мини концерт с участием детей.

Выставка "Татарские национальные блюда".

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 -я неделя проекта.

Тема: "Русский народ - великий народ".

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1. Беседа.

Тема: "Паровозик дружбы".

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.

Задачи:

• Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.

• Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.

• Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

2.Художественное творчество: Рисование.

Тема«Русский сарафан».

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

• Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

• Вызвать интерес к жизни своих предков;

• Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Вопросы к занятию:

- Какую одежду одевали русские девушки?

-Из какой одежды состоит женский народный костюм?

-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?

1. Рассматривание образца.

2. Объяснение и показ способов и этапов работы.

3. Работа детей.

4. Анализ занятия.

3. Музыка.

Тема«Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».

Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.

Задачи:

• Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;

• Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;

• Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Вечер:

Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".

Слушание народных песенок, закличек, потешек.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

Тема«Русский национальный костюм».

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;

Задачи:

• Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;

Обогащать словарный запас: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

• Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;

• Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Словарь: запон (фартук, оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

2.Художественное творчество: лепка.

Тема: Лепка дымковского коня.

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек;

Задачи:

• Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;

• Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;

Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Вечер:

Дидактическая игра "Сказочная мозаика".

Инсценировка сказки "Гуси лебеди".

Среда.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Познание: Окружающий мир.

Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".

Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.

Задачи:

• Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;

• Познакомить детей с элементами быта предков;

• Вызвать интерес к русским традициям;

• Воспитывать доброту и любовь друг к другу;

Вечер

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".

Чтение русских народных сказок "Снегурочка".

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

ТемаРусская матрешка.

Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.

Задачи:

• Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;

• Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;

• Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

• Прививать любовь к русской культуре;

Вечер:

Разучивание русского хороводного танца «Карусель».

Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные моменты.

Утро:

1. Беседа.

Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".

Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.

Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2. Музыка.

Тема: Разучивание частушек.

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни, с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

Вечер:

Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Создание мини музея.

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;

• Раскрытие индивидуальности ребенка;

• Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Совместное творчество детей с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"

Расширять  представление  о национальной культуре  татар  и русских....

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».

Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...

Проект: «Культура и традиции татарского народа»

Проект:«Культура и традиции татарского народа»...

Проект "Народная культура и традиции татарского народа"

Проект "Народная культура и традиции татарского народа"...

Проект «Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа».

laquo;Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»....