Открытое занятие "Сказочный переполох" из программы дополнительного образования - театральный кружок "Здравствуй, сказка!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гребенкина Ирина Анатольевна

Занятие было проведено для педагогов пос.Рефтинский в рамках месячника "Формирование функциональной грамотности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_skazochnyy_perepoloh.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема (проект, событие): «Сказочный переполох»

Ф.И.О. воспитателя: Гребенкина Ирина Анатольевна

Место проведения: МАДОУ «Детский сад «Колобок»

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Форма проведения: творческая мастерская

Форма организации: подгрупповая (8-10 детей).

Средства:

Литературные: закличка для организационного этапа, авторская сказка «Тридевятое царство и его обитатели».

Музыкальные: детские песни и веселые мелодии по теме мероприятия («Приходите в гости к нам», «С днем рождения тебя», «Капитошка» и др.), физкультминутка «Дракоша Тоша».

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, проблемный; решение проблемно-практической ситуации, эвристическая беседа, «мозговой штурм», театрализованные игры и упражнения.

Оборудование и материалы для занятия: проектор и мультимедийная презентация «Сказочный переполох», аудио магнитофон, листы А-4 цветной и белой бумаги, фломастеры, цветные карандаши, природный материал для поделок, детали конструктора Лего,  костюмы и маски сказочных персонажей.

Предварительная работа: знакомство детей с театрализованной деятельностью; тематические беседы и разыгрывание этюдов на морально-этические темы; практические занятия, способствующие изучению особенностей эмоций и  эмоциональных переживаний людей; разучивание чистоговорок; театрализованные игры.

Цель:

Задачи

Развитие социально-коммуникативной грамотности как одной из основных составляющих функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

  1. Образовательные: способствовать формированию социально-коммуникативной грамотности детей как одной из основных составляющих функциональной грамотности.
  2. Развивающие: развивать коммуникативные способности, воображение и творческое мышление; выразительность речи, мимики и жестов, познавательный интерес к театрализованной деятельности и артистические навыки.
  3. Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения между детьми, умение сочувствовать, сопереживать и сотрудничать. Поддерживать стремление детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

  1. Организационный (2 мин.)

Дети заходят в муз. зал и встают полукругом. Воспитатель приветствует всех присутствующих

Воспитатель. рассказывает стихи-приветствие:

Что за чудо – чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. А теперь пожалуйста, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу.

Дети стоят полукругом, слушают воспитателя берут друг друга за руки и образуют круг.

Организация внимания детей, настрой на совместную деятельность.

Создание благоприятных психологических условий

для сотрудничества на основе совместной творческо-познавательной деятельности.

Использован организационный момент; художественное слово.

2.

Целеполагание (мотивация) (5 мин.)

Воспитатель. Ребята, я сегодня собрала вас по очень серьезному случаю. Мне пришло письмо-сообщение из тридевятого царства-государства. И я не знаю, как поступить, что делать… хочу с вами посоветоваться. Я вывела сообщение на большой экран и вы его сейчас увидите. В тридевятом царстве сказочном государстве появился Дракон. И даже не взрослый дракон, а ребенок – Дракончик. Был он достаточно симпатичным, умным и смышленым и очень сильным. Вот только силу свою он не всегда умел использовать по назначению…Постоянно вредничал и всячески обижал жителей сказочной страны. Жители, конечно очень на него за это сердились и даже князю жаловались и у богатырей помощи просили и к коню Юлию за советом ходили…Все Дракончика пытались воспитывать, но ничего не помогало. И вот однажды наступил у Дракона день рождения. А его никто не поздравил, потому что он – дракон – на всех нападает, всех пугает, огнем полыхает и его все боятся…А он грустит и злится, и от этого становится еще страшнее и опаснее…того и гляди спалит огнем тридевятое царство. В сказочном царстве-государстве настоящий переполох. Что делать? Как поступить? Жители просят о помощи. Ребята, мы с вами можем попытаться им помочь?

Дети слушают рассказ воспитателя, смотрят презентацию, сопереживают сказочным персонажам, принимают решение об оказании им помощи.

Дети отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, принимают решение. Настраиваются на предстоящую деятельность.

Мотивация детей на предстоящую деятельность. Создание условий для создания делового настроя на предстоящую деятельность.

Психологический настрой на предстоящую деятельность.

Развитие коммуникативных способностей, воображения и творческого мышления. Воспитание доброжелательных отношений между детьми, умения сочувствовать, сопереживать и сотрудничать.  Постановка проблемы, рассказ воспитателя, вопросы к детям.

3. Основной (20-25мин.)

Воспитатель. Как вы думаете, почему так рассердился Дракон в день своего рождения? и почему? Правильно ли поступили жители сказочной страны, что не пошли поздравлять Дракона? Как можно было поступить? Как надо было себя Дракону, чтобы с ним захотели дружить? Возможно ли помочь исправиться Дракончику? Как?

Подвести детей к решению – помочь жителям сказочной страны, показать как можно исправить сложившуюся ситуацию.

«Физкультминутка с Дракошей Тошей» (см. презентацию), если вдруг не получится, то другая физкультминутка:

Мы с дракончиком разминку

Повторяем без заминки.

Эй! Попрыгали на месте!

Эх! Руками машем вместе.

Эхе-хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге-ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

А теперь мы потянулись,

Солнца ручками коснулись!

Молодцы!

Воспитатель. Как можно поздравить дракона, что ему подарить, что пожелать, чтобы его не обидеть, какие подарки лучше выбрать. Ведь денег у сказочных персонажей нет, магазинов тоже, купить негде…Да и сам дракон не взрослый, а ребенок – Дракончик.

Что же можно подарить? Подсказка – на столе разнообразные предметы – листы бумаги, клей, пластилин, фломастеры, мелки, цветные карандаши, шишки, камушки, ракушки, детали лего-конструктора, пробки от бутылок, ягоды рябины, осенние листья… Вывод: можно подготовить подарок своими руками.

Воспитатель рассказывает детям «Жизненные истории»: «Я подарю тебе эту звезду…», «Волшебный камушек».

Воспитатель. Ну вот, подарки мы с вами обсудили, а что можно пожелать Дракону в день его рождения? (идеи-пожелания по кругу)

Воспитатель. А сейчас мы с вами попробуем показать жителям сказочной страны как можно поздравить дракона-именинника. Для этого нам надо будет стать на какое-то время сказочными героями. С помощью чего мы с вами сможем это сделать? С помощью чего артисты могут перевоплощаться в сказочных персонажей.

Ответы детей: костюмы, маски, мимика, жесты, голос.

Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей.

Костюмы – это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя.

Мимика – это различные выражения лица, с помощью который мы можем понять настроение человека.

Игра «Какое настроение у героев?». На экране демонстрируются основные эмоции. Дети называют.

Жесты – это разнообразные телодвижения, без слов.

Голос – по голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Игра «Скажи по-разному». Детям предлагается произнести фразу: «Королева у причала Короля всегда встречала» с разной интонацией, не повторяясь.

Воспитатель. Молодцы, ребята, а теперь подошло время сказочного перевоплощения. Но сначала давайте выберем исполнителя роли Дракона. Я предлагаю поручить эту ответственную роль Жене, тем более, что он сегодня настоящий именинник и как никто другой сможет понять эмоциональное состояние Дракона.

А теперь каждый из вас с помощью этих цифр может выбрать себе образ сказочного героя и с помощью костюма, мимики, жестов и голоса превратиться в него. Девочки вытягивают цифры от 0 до 7, а мальчики выбирают – 8 или 9. Итак, выбор сделан можно приступать к перевоплощению. Подойдите к стульчикам и найдите соответствующую цифру.

На вешалке представлены самые разные костюмы и маски. Каждый ребенок создает свой собственный образ с помощью воспитателя. Воспитатель сам себе тоже выбирает костюм.

Воспитатель. Сейчас каждый из вас должен будет представить своего героя с помощью выбранного костюма, мимики, жестов, голоса. Вам надо пройти перед зрителями, представить себя, сказать несколько слов, чтобы мы поняли, кто вы. Начинает наше импровизированное дефиле-представление виновник сегодняшнего сказочного переполоха – именинник сказочный и по совместительству настоящий – Дракон Женя.

Дефиле-представление в костюмах под музыку. Воспитатель подбадривает детей, при необходимости подсказывает им более удачную линию поведения в зависимости от выбранного персонажа.

Воспитатель. А сейчас мы приступаем к самому ответственному моменту – поздравление именинника Дракона.

Представление «У Дракона День рождения».

Каждый ребенок в своем сказочном образе подходит к Дракону и поздравляет его. Дракон всех благодарит. Поют каравай, танцуют все под веселую музыку.

Воспитатель. Ребята, а в как выдумаете, что сейчас происходит в тридевятом царстве? Давайте посмотрим!

Как, видите, сказочные герои нас услышали и последовали нашим советам. Никто никого не боится, не обижает И, кажется, им там очень весело. Они передают вам большое спасибо!

Дети усаживаются на стулья вокруг доски. Отвечают на вопросы, внимательно слушают друг друга, рассуждают, спорят и аргументированно доказывают свою точку зрения, подсказывают друг другу в случае затруднения. Сообща принимают решение.

Выполняют физкультминутку.

Рассматривают выложенные на столе предметы. Отвечают на вопросы, внимательно слушают друг друга, выдвигают свои идеи, обосновывают их, рассуждают, спорят и аргументированно доказывают свою точку зрения.

Слушают истории воспитателя, сопереживают их героям.

Вспоминают особенности и составляющие актерского мастерства. Отвечают на вопросы, внимательно слушают друг друга, дополняют ответы друг друга.

.

Играют в предложение игры

Поддерживают предложение воспитателя о роли дракона для именинника Жени.

Выбирают с помощью цифр себе костюмы, переодеваются, готовятся к сказочному дефиле.

Слушают инструкции.

Дети дефилируют перед зрителями в выбранных костюмах, презентуя своего героя с помощью мимики, характерных жестов и голоса.

Дети водят хоровод и поют каравай Дракону, затем по очереди поздравляют его с днем рождения.

Танцуют все вместе под веселую музыку.

Смотрят последние слайды презентации, сопереживают героям, радуются благополучному разрешению конфликтной ситуации.

Формирование социально-коммуникативной грамотности детей как одной из основных составляющих функциональной грамотности. Развитие коммуникативных способностей.

Воспитание доброго отношения к окружающим.

Использован метод решения проблемных ситуаций (задач), эвристическая беседа.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе, снятие психологического и физического напряжения.

Использована физкультминутка.

Воспитание доброго отношения к окружающим. Развитие творческого мышления, внимания, памяти, речи детей. Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе. Воспитание доброжелательных отношений между детьми, умения сочувствовать, сопереживать и сотрудничать.  

Использован прием – решение проблемной ситуации с помощью «мозгового штурма».

Обобщение и закрепление представлений детей об особенностях актерского мастерства.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Развитие коммуникативных способностей, воображения и творческого мышления; выразительности речи, мимики и жестов, познавательного интереса к театрализованной деятельности и артистических навыков.

Использован прием –театрализованные игры и упражнения.

Формирование социально-коммуникативной грамотности детей как одной из основных составляющих функциональной грамотности. Развитие коммуникативных способностей.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми, умения сочувствовать, сопереживать и сотрудничать.  

Развитие коммуникативных способностей, воображения и творческого мышления; выразительности речи, мимики и жестов, познавательного интереса к театрализованной деятельности и артистических навыков.

Использована театрализованная игра.

Снятие психологического и физического напряжения.

Использована танцевальная пауза.

4. Заключительный

(рефлексивный) (3-5 мин.)

Все садятся все в круг.

Воспитатель. Что бы вы хотели пожелать жителям сказочной страны и Дракончику, чтобы в их сказочной стране больше не происходили такие неприятные истории? Что вы для себя узнали нового и интересного на сегодняшней творческой мастерской? Что было самым интересным? Самым скучным? Самым веселым?

Воспитатель. Вы были большие молодцы и умницы. Мне было очень интересно творить вместе с вами. Мне очень понравилось сегодня …(отмечает заслуги каждого ребенка) Когда мы вместе, у нас все получается! А теперь вы можете пойти в группу к остальным ребятам, показать им свои костюмы и рассказать о том, что здесь происходило.

Дети выражают собственные мысли, предложения, чувства, обосновывают и аргументируют их.

Формирование социально-коммуникативной грамотности детей как одной из основных составляющих функциональной грамотности. Развитие коммуникативных способностей. Рефлексия проведенного мероприятия.

Поддержка стремления детей к самовыражению, самостоятельности, инициативе.

Использованы вопросы к детям, индивидуальная похвала.

Самоанализ занятия

Название критерия

Да        

Нет

Частично

1.

Характеристика программных задач
Дана ли дидактическая цель занятия, раскрытая в программных задачах и решены ли они в ходе занятия?

2.

Мнение о типе занятия, его соответствие возрасту детей и задачам
Высказано ли своё мнение о типе занятия и его соответствие с программными задачами, возрастом, развитием детей  и использованной программе.

3.

Раскрытие используемых приёмов и методов
Названы ли приёмы и методы, используемые в занятии, и подтверждены ли ходом занятия.

4.

Рефлексия педагогической деятельности (выделение удачных и неудачных мест в занятии, обоснование их и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования театрального кружка "Буратино" для детей 5-7 лет.

Данная программа предназначена для работы театрального кружка в ДОУ с детьми 5-7 лет....

Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).   ...

Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).   ...

Программа дополнительного образования театральной студии "Тритон" г.Лебедянь

Программа обучения  рассчитана  на 3 года и организует свою деятельность на основе преемственности трех ступеней обучения (дети средней, старшей и подготовительной группы).  Педагогами ...

Программа дополнительного образования "Театральная гостиная"

Содержание программы дополнительного образования «Театральная гостиная» направлено на развитие творческих пособностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деяте...

Программа дополнительного образования "Театральная студия"

Программа "Театральная студия" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие речевой деятельности дошкольников....