Сообщение из опыта работы "Художественно – эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Иванова Елена Валерьевна

Эстетическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием

Администрации городского округа Истра

Центр развития ребенка детский сад №48

Опыт работы в младшей группе на тему:

«Художественно – эстетическое воспитание»

Подготовила воспитатель

Иванова Елена Валерьевна

2017

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи художественно – эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка – дошкольника.

Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.

Поэтому так велика роль педагогов в художественно – эстетическом воспитании детей.

В своем сообщении хочу поделиться своим опытом работы с детьми по художественно – эстетическому воспитанию.

Немаловажным условием является создание благоприятной художественно – эстетической среды в детском саду, в группе, поэтому в начале учебного года большое внимание мы уделяли создание в группе эстетической развивающей среды. Мы старались вызвать у детей радость, удовольствие от уютной, домашней, красивой обстановки группы, групповых уголков, атрибутов к сюжетно – ролевым играм (это и красивые салфетки, и нарядная скатерть в кукольном уголке, красивые покрывала на кроватках). Особое внимание уделяем эстетическому оформлению материала для занятий. Все игрушки, иллюстрации, картинки для рассматривания выглядят эстетично. Стараемся, чтобы занятия были эмоционально окрашены, для этого создаем игровую ситуацию, подбираем стихотворение, песенку, потешку или прибаутку. Это усиливает эстетические переживания, а затем и образное решение.

В начале учебного года мы провели небольшое обследование. С его помощью выявили технические навыки детей, представления о цвете, форме, величине. Обследование показало, что у наших детей разный опыт изодеятельности. Некоторые дети не умеют правильно держать в руке кисть, плохо ее промывают, неаккуратно пользуются краской. Движение руки с кистью или с карандашом, неуверенные, дети путают цвета. Многие дети умеют рисовать разные линии, лучше получаются короткие, вертикальные линии (дождик, ленточки). Горизонтальные линии получаются обрывистыми, искривленными. Дети могут отличать большие предметы от маленьких. Представление о форме предметов у детей было разное, кто-то безошибочно называет форму основной части и более мелких частей предмета, кто-то допускает ошибки в определении формы.

После изучения результатов мы наметили задачи, которым надо уделять особое внимание:

  • Продолжать учить детей правильно держать в руке карандаш, кисть, аккуратно работать с краской;
  • Уверенно рисовать линии в различных направлениях;
  • Закреплять представления о форме предметов;
  • Продолжать учить пользоваться пластилином;
  • Развивать интерес к народной игрушке: учить выделять их яркость, нарядность, выделять некоторые элементы, их цвет.

Работа по художественно – эстетическому развитию детей в нашей группе связана со всеми сторонами воспитательного процесса. Это ознакомление с окружающими нас явлениями природы, это воспитание культуры поведения, одежды, это и музыкальное воспитание, и культурно – досуговая деятельность, и ознакомление с искусством, а также изобразительная деятельность.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

На занятиях используем разнообразные приемы. Перед тем, как впервые предложить нарисовать какую-либо форму, обыгрываем в играх, рассматриваем дорожки, ленточки; выкладываем на магнитной доске. Во время рисования показываем детям разные приемы рисования и привлекаем к показу детей, у которых хорошо получается. Используем показ в воздухе или чистой кисточкой по листу бумаги. Немного позже хотим начать применять нетрадиционные приемы рисования: пальчиком, тычком, клеевой кисточкой. Бывают случаи, когда ребенок не может начать рисовать, тогда приходится вместе с ним на отдельном листе рисовать какую-либо форму, после этого ребенок приступает к изображению.

Чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их, используем художественное слово, загадываем загадки, читаем потешки, стихи про уточку, петушка, лошадку.

Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками, развивается мелкая моторика рук. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы – лепка становится любимым занятием на долгие года…

Мы стараемся вызвать у детей интерес к лепке, учить аккуратно пользоваться пластилином, развивать умение отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек пластилина между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и прочее. Приучаем детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку.

Значение лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Техника лепки – самая несложная, но при этом самая развивающая.

Велико значение в эстетическом воспитании принадлежит народной игрушке.

Знакомство детей младшей группы с народной игрушкой начали с матрешки. Не все дети сразу узнали эту игрушку. Но были и те, которые правильно ее называли, проявляли эмоциональное отношение к матрешке: улыбались и радовались, говорили, что матрешка красивая и нарядная. Выяснили с детьми из чего сделана игрушка, как она украшена. В свободное время дети с большим интересом играли в игру «Собери матрешку».

Работу по ознакомлению детей с народным искусством необходимо продолжать. Мы будем развивать умения детей составлять различные узоры, рисовать элементы дымковской росписи – круги, кольца. А также большое внимание будем уделять умению детей передавать форму предметов (круглую, прямоугольную, квадратную).

Проведенная работа начинает давать свои результаты. Дети правильно держат кисть, карандаш, движения руки с кистью стали уверенными, аккуратно пользуются краской. Дети изображают вертикальные и горизонтальные линии, длинные и короткие. Дети увереннее стали определять форму предметов. Многие рисуют округлые формы.

Главной своей задачей считаем заинтересованность детей, зажечь сердца, научить понимать прекрасное и помочь почувствовать радость творчества. Позже им самим захочется научиться создавать прекрасное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки открытых мероприятий из опыта работы "Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых приемов и нестандартного оборудования".

Так как я имею опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего возраста с использованием игровых приёмов и нестандартного оборудования», то хочу поделиться им с коллегами. Вашему вниманию я п...

Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сообщение из опыта работы  Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....

Эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства....

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

Консультация для родителей "Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста"

В материале раскрыты важность, содержание, задачи, формы и методы художественно-эстетического развития детей.Рекомендуется использовать этот материал на родительском собрании....

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"

Сообщение из опыта работы: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в семье"...