"Семья и детский сад - кузница воспитания патриотических чувств у старших дошкольников". Опыт работы
опыты и эксперименты

Многие помнят с детства три главных слова «Родина, Москва, Мама», и действительно, с чего начинается Родина для современных дошколят?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx21.91 КБ
PDF icon semya_i_detskiy_sad_.pdf1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Семья и детский сад - кузница воспитания патриотических чувств у старших дошкольников

Многие помнят с детства три главных слова «Родина, Москва, Мама», и действительно, с чего начинается Родина для современных дошколят?

Современные государственные программы, доктрины, концепции призывают обеспечить воспитание патриотов России, которые будут уважать права и свободы личности, обладать высокой нравственностью. ФГОС выдвигает требования к гражданско-патриотическому воспитанию «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Проблема воспитания личности патриота, принципов сотрудничества с семьями дошкольников, требуют от воспитателя деятельностного подхода к данному вопросу.

Следовательно, перед педагогом встает цель, создание условий для воспитания духовно – богатой личности ребенка, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи.

Привлечение родителей в процесс образования – это итог успешного решения проблем по вопросу патриотического воспитания. Опыт показывает, что тесный контакт, доверительные отношения между педагогом, детьми, родителями приводят к хорошим результатам.

Любой воспитатель знает, базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Именно в процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Не последнюю роль здесь играет авторитет родителей, семьи. Итак, семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали отношение ко всему окружающему.

Свою работу по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников начала именно с работы с семьями воспитанников, моими соратниками во всех вопросах по гражданско-патриотическому воспитанию стали родители детей.

Период самоизоляции стал непростым испытанием для детского сада и для моей группы, но именно он помог получить опыт работы в дистанционном режиме обучения. Ярким примером реализации новых форм работы с родителями стала online-деятельность. Среди инструментов работы и сотрудничества с семьями в моем опыте присутствуют такие как: видео-консультации, конкурсы и акции в официальных аккаунтах социальных сетей педагогических сообществ, веб-встречи с родителями в оnline-режиме с использованием возможностей приложений Zoom и Instagramm и многое другое.

Наиболее удачными находками взаимодействия ДОУ и семьи в период самоизоляции стало участие в конкурсах, дети вместе с родителями смогли проявить свой творческий потенциал. Особенно интересным и запоминающимся стал дистанционный конкурс творческих работ, посвященный 75-летию Победы в ВОВ «Этих дней не смолкнет слава!» Каждая работа выполнена с большой любовью, несёт в себе тепло и доброту. Дистанционный конкурс чтецов «Мы помним! Мы гордимся!» основной целью которого было воспитание у дошкольников патриотических чувств, к Родине, к героям Великой Отечественной войны. Родители дома учили с детьми стихи о войне, видеозапись отправляли в родительскую группу ватсап.

Уже стала традиционным участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка». Каждый ребёнок, прикрепив к своей одежде Георгиевскую ленточку, ставшую символом памяти о Победе в Великой Отечественной войне, знаком вечной признательности ветеранам, разместили свои фотографии в социальных сетях. К любимым акциям относятся и украшение окон к праздничным датам, своеобразный флэш-моб фото-окон моих воспитанников.

В технике «Оригами» организовала и провела дистанционную акцию «Журавлик Победы». Белых бумажных журавликов оригами — символ мира воспитанники с родителями дома смастерили своими руками в память о тех, кто погиб, защищая нашу Родину.

Самоизоляция, конечно, закончилась и режим работы детского сада пришел в привычный ритм, но работа с семьями воспитанников по формированию патриотических чувств при взаимодействии ДОУ и семьи продолжилась в группе по тематическим блокам: «Семья и дружный сад», «Мое родное село, Республика», «Моя Родина – Россия», «Народные промыслы и фольклор», «Страницы прошлого», «Права и обязанности».

С семьями воспитанников мы писали очерк на город, так дети получили свои первые уроки гражданственности. Совместно участвовали в праздниках, которые проходили на воздухе, с соблюдением противоэпидемиологических мер. Положительными отзывами закончился праздник, посвященный дню России, важно было подвести ребенка к пониманию, что мы победители, потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Запоминающимся стал конкурс строя и песни, считаю именно в таком случае у ребят и сложится правильное представление о родном крае, как части большой прекрасной страны, в которой они живут и задача воспитания патриотических чувств будет достигнута. Различные открытки, рисунки, также труд в природе с родителями тоже несут выражение глубокой любви своего родного края! Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств и задача педагога и родителей заключается в том, чтобы помочь детям осознать это!

Не могу не отметить еще одно мероприятие «День флага». Воспитанники моей группы подготовили и провели беседу для младших ребят. В целях патриотического воспитания надо дать малышам образец знаний, учитывая круг их представлений, именно старшие дошкольники смогут донести до малышей информацию так, чтобы она стала им понятна и доступна.

Эффективность проведенных мероприятий, способствующих воспитанию патриотических чувств у дошкольников подтверждается анкетированием с родителями и мониторингом детей. Мной была проведена диагностика уровня развития детей по нравственно-патриотическому воспитанию, которая осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий. В ходе проведения диагностики в 2019 - 2021 учебном году, выявилась позитивная динамика.

В сентябре 2019 года: высокий уровень- 16%, средний уровень - 39%, низкий уровень - 45%.

В мае 2021 года: высокий уровень- 24%, средний уровень - 43%, низкий уровень – 33%.

Полученные результаты по формированию патриотического воспитания, свидетельствуют о том, что дети овладели знаниями, усвоенными в совместной образовательной деятельности со взрослыми, тематических мероприятиях, через игры, трудовую деятельность, проекты, а также в повседневной жизни. Воспитанники проявляют активный интерес и чувство гордости к своей семье, дому, селу, детскому саду, к малой и большой Родине; владеют некоторой информацией о памятных местах своей малой родины, столицы, об известных людях; имеют представления о природе и богатстве родного края, о сохранении его; стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.

Однако в своей работе столкнулась с рядом проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей в семье, а именно:

- незнание родителями законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию детей;

- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической условий группы по этому разделу.

- отсутствие времени у родителей для совместного полезного времяпровождения с детьми.

Это происходит в силу того, что этот процесс не мгновенный, а длинный по времени. Он затянулся из–за трудности не только финансового, но и организационного и методического характера, перестроения работы в дистанционный режим. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания, об актуальности работы по данному вопросу.

На сегодняшний день выстроенная система по реализации задач патриотического воспитания при взаимодействии ДОУ и семьи помогла повысить уровень компетентности родителей. Доверительные отношения, обеспечение родителей информацией по патриотическому воспитанию помогли заинтересовать их. Совместные мероприятия сплотили детей, родителей для решения важной задачи – воспитание патриота. Родители изменили свое отношение к патриотическим ценностям, стали моими единомышленниками. Появился интерес к своей родословной, расширили знания о своих родных, о селе, улице, традициях. Повысилась познавательная и педагогическая самостоятельность родителей.

Воспитание патриотических чувств сложная задача для педагога и в решении её нам помогут не только родители, но и взаимопомощь между нами педагогами! Сегодня можно с уверенностью сказать, что я помогла привить детям чувство любви и привязанности к национальным ценностям родного края, а также гордости тем, что мы живем в такой прекрасной стране как Россия.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Сказка как средство патриотического воспитания / О.В. Дыбина// Ребенок в детском саду. - 2019.
  2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников. - М.: Сфера, 2008. – 96 с.
  3. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников. // Методист. - 2014. - №3 – С.66-68
  4. Зенина Т.В. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 160 с.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н. Новгород, 1997. – 261 с.
  6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2014.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.

Методы и формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.Перспективный план на год для детей старшей группы.Преспективный план на год для детей подготовительной группы....

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной

Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...

Проект "Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"

quot;Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"...