Перспективный план по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сабирова Римма Касимхановна

Методы и формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.

Перспективный план на год для детей старшей группы.

Преспективный план на год для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspiktivnyy_plan.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Основные методы и формы патриотического воспитания дошкольников.

Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине – взаимосвязь различных областей, средств и методов воспитания.

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности.  Точнее сочетание наблюдения с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Для этого мы используем разные формы организации деятельности детей.

Основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения («труд в колхозе раньше и теперь», «счеты и компьютеры», «интерьер дома раньше и теперь» и т.д.), вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз  способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Кроме того, в соответствии с ФГТ, необходимо объединение одной темой несколько видов детской деятельности  не только по родному языку, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом (например, «Мой город», «Столица нашей Родины – Москва и т.д.».).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы непосредственно образовательной деятельности. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить, из чего сделана поделка и каким узором украшена. Большой интерес вызывают у детей игры в различного рода походы, поездки и путешествия (по Волге, в прошлое города и т.д.).

Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений, фотовыставок, выставок детских рисунков и поделок, конкурсов и т.д.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду (по типу «избы»). Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобных помещениях расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Перспективный план образовательной деятельности  по реализации проекта « Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем".

(старшая группа)

месяц

 Тема:  задачи и содержание работы

                     

Формы работы: непосредственно образовательная деятельность, игры, художественное слово.

Работа с родителями.

сентябрь

Тема : «Моя семья»

  1. Дать представление детям о том, что каждый человек имеет имя, фамилию;
  2. Закреплять знания о составе семьи, о родственных отношениях;
  3. Воспитывать нежное, заботливое отношение к членам семьи, развивать чувство уверенности и защищенности;
  4. Учить составлять рассказ о своей семье.

Фотовыставка «Моя семья».

Этические беседы на тему: «Семья».

Рассматривание картин «Моя семья».

Рисунок «Отдыхаем всей семьей».

Художественная литература:

Н.Артюхова, «Трудный вечер»; Е.Благинина, «Солнечный луч»;

Д.Габе, «Моя семья».

Сборник стихов Р.Миннуллин «Ох уж эти взрослые».

Советы родителям: рассказать детям о членах семьи, ближайших родственниках по линии матери и отца, как поддерживаются связи (переписка, разговор по телефону, посещения).

октябрь

Тема: «Дружная семья народов»

  1. Дать детям общее представление о жизни и быте наших предков (русских людей – славян, татар), их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадания к ним, взаимном уважении, дружбе;
  2. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости к нашим предкам.

Рассматривание литографий Л.Вдовичева

«Домашние крестьянские занятия»,

«Вечер в крестьянской избе»,

«Жатва», иллюстраций Серова к стихотворениям А.Пушкина.

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте татар, иллюстраций Рената Хариса "Мой дом".

Рассказывание русских и татарских сказок.

Разучивание пословиц о дружбе.

ноябрь

Тема: «Мой дом, моя улица»

  1. Убедить детей в необходимости знания ими домашнего адреса, телефона, уметь описать внешний вид своего дома и двора;
  2. Закреплять умения детей рассказывать о своей улице, объяснить, почему она так называется, какие здания на ней находятся и для чего они служат, что нового появилось на их улице;
  3. Закреплять понятия о том, что люди разных профессий благоустраивают улицы (дворники, строители, архитекторы);
  4. Вызвать добрые чувства, положительные эмоции от красоты улицы в разное время года, в праздничные дни;
  5. Закрепить знания детей о видах транспорта, о правилах поведения на улице и дороге.

Непосредственно образовательная деятельность ОБЖ «Дети и улица», по правилам дорожного движения.

Беседа познавательного цикла: «Кто благоустраивает город», «Чья улица лучше».

Рисунок «Моя улица».

Игра «Строительство улицы», «Строительство магазина, школы».

Советы родителям «Что можно интересного рассказать ребенку о своей улице».

декабрь

Тема: «Новогодняя Казань»

  1. Расширять представления детей о том, как казанцы украшают город к Новому году, (витрины магазинов, иллюминации, гирлянды, а главное новогодние елки города и ледяные сказочные городки с аттракционами).
  2.  Вызвать чувство восхищения от восприятия празднично – украшенного города;
  3. Воспитывать у детей желание принять посильное участие в оформлении и украшении города (группы, участка).

Экскурсии по праздничным улицам, к новогодним елкам в парках, к витринам магазинов.

Составление детьми  рассказов из личного  опыта «Что интересного я видел на новогодних улицах города».

Изобразительная деятельность «Новогодний город Казань».

Рекомендовать  родителям посетить с детьми новогодние елки, обращать их внимание на новогодние улицы.

январь

Тема: «Как мы живем в детском саду»

  1. Развивать у детей привязанность к своему детскому саду, к друзьям, интерес к совместной деятельности;
  2. Воспитывать нравственно-волевые качества такие, как сдержанность, умение сопереживать, сочувствовать, уметь подчиняться общим правилам поведения;
  3. Расширять знания детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда, заботу о детях;
  4. Дать сведения о том, что в нашем городе много детских садов (они благоустроены, комфортны, детям в них удобно и хорошо). Дать понятие об общественной значимости детского сада;
  5. Воспитывать желание у детей благоустраивать свой детский сад и его территорию, т.к. это их вклад в благоустройство своей улицы и родного города;
  6. Рассказать детям в честь кого названа улица, на которой находится детский сад (например, улица Н.Ершова – в честь  Николая Ершова (1892—1928), руководителя Октябрьского восстания в Казани 1917 года. До этого улица называлась Арское поле. В начале улицы располагается сквер Ершова, где установлен бюст этого революционера );
  7. Закрепить знания правил движения транспорта на улице, где расположен детский сад.

Этические беседы о дружбе, друзьях.

Составление рассказов из коллективного опыта «Как мы помогаем сотрудникам детского сада».

Изготовление подарков, открыток для сотрудников к праздникам.

Экскурсии в кабинеты.

Просмотр фильма о детском саде.

Индивидуальные беседы с детьми. Чтение «Гнездышко» И.Соколов-Микитов.

Игра «Кто больше знает о нашей улице?».

В родительский уголок поместить информацию «Ими именами названы улицы Советского района».

февраль

Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством М.Джалиля»

  1. Познакомить детей с детскими годами жизни поэта: жил бедно, любил учиться, рано начал писать стихи;
  2. Рассказать о подвиге М.Джалиля: с первых дней войны на фронте, раненый в грудь попал в плен, там организовал пленных на борьбу с фашистами. Очень любил свой народ. Казань – это был для него родной город, в котором он учился, написал много стихов, некоторые из них посвятил Казани;
  3. Вызвать у детей чувство уважения и гордости к поэту-герою, что он наш земляк, рассказать, как казанцы чтут его: каждый год 15 февраля отмечается день рождения поэта, проводятся концерты, литературные вечера, на которых читают стихи;
  4. Познакомить со стихами М.Джалиля;

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи.

Показ портрета поэта.

Рассказ воспитателя о его жизни и подвиге.

Выставка книг М.Джалиля на татарском и русском языках.

Чтение стихов М.Джалиля «Мой пес», «Девочка из Мензелинска», «Соловей», «Клятва», «Красная ромашка».

Рекомендовать родителям посетить памятник и Дом музей М.Джалиля, почитать его стихи.

март

Тема: «Путешествие по Казанскому  

             Кремлю»

  1. Продолжать знакомство детей с историческим центром Казани – Кремлем (внешний и внутренний вид);
  2. Закреплять понятие детей о его названии в прошлом. Кремль – это древняя часть Казани, это огороженное, укромное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов, диких животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить Кремль.
  3. Вызвать у детей чувство гордости, что в нашем городе есть древний Кремль, т.к. только в нескольких городах России есть (в Москве, Нижнем Новгороде, Смоленске, Пскове).
  4. Показать детям красоту, величавость Казанского Кремля, вызвать эстетические чувства от восприятии внешнего вида Кремля;
  5. Рассказать об истории Кремля, как он выглядел раньше – деревянные стены, ров с водой перед стенами, сторожевые башни.
  6. Расширять представления детей о Спасской башне Кремля – это древняя башня, построена очень давно, она была главная проездная башня Кремля, на ней была дозорная вышка, с которой смотрели, не наступает ли враг.
  7. Пополнить знания детей о башне Сююмбике, с этой башней связано много легенд и преданий.
  8. Рассказать детям, что в настоящее время в Кремле находится президентский дворец.

Непосредственно образовательная деятельность «Экскурсия в Казанский Кремль».

Фотовыставка видов архитектурных памятников Кремля.

Рисование «Казанский Кремль».

Конструирование «Строим соборы».

Развивающие игры «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты схемы и т.д.), «Разбитая картинка» (сложи вид Кремля из мозаики).

Рекомендовать родителям совершить экскурсию вместе с детьми в Казанский Кремль.

Консультация для родителей «Что можно рассказать о Казанском Кремле».

апрель

Тема: «Габдулла Тукай»

  1. Расширить знания детей о жизни Габдуллы Тукая (о трудном детстве, о его скитаниях, о том, какое впечатление на него произвела деревня Кырлай и как он описал ее в сказке «Шурале»);
  2. Обогатить знания детей о произведениях Г.Тукая: он много произведений посвятил детям, в которых учил детей любить родную природу, быть трудолюбивыми; он очень любил наш город и посвятил ему много красивых стихов. Познакомить с новыми произведениями, поговорить с детьми об известных им стихах поэта;
  3. Формировать у детей представления о Г.Тукае, как о великом татарском поэте, которым гордиться наша республика, и что его стихи переведены на многие языки мира, и их читают в других странах;
  4. Подвести детей к пониманию того, что жители Татарстана любят Г.Тукая, чтут его память; уточнить у детей как увековечено имя великого поэта: названа улица в центре Казани, памятник около театра оперы и балета, бронзовая скульптура в сквере на берегу озера Кабан;
  5. Воспитывать в детях художественный вкус к поэзии, интерес к жизни и творчеству Г.Тукая.

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи: «рассказ воспитателя о жизни Г.Тукая».

Чтение и беседа по стихам и сказкам: «Белый дед», «Шурале», «Забавный ученик», «Колыбельная песня».

Рассматривание портрета, иллюстраций экспозиций музея в Кырлае.

Рисование по знакомым произведениям Г Тукая.

Советы родителям «Читайте, произведения Г.Тукая».

Рассматривание репродукции скульптуры «Г.Тукай», памятника Г.Тукаю в Кырлае.

май

Тема: «Мой край родной – республика Татарстан »

  1. Рассказать детям о том, что мы живем в республике Татарстан – это наш родной край, который занимает большую территорию; познакомить с картой Татарстана: показать, что в нашей республике много разных городов, на карте они обозначены кружочками.
  2. Познакомить с картой республики Татарстан; обратить внимание на то, что Татарстан расположен по обеим сторонам великой русской реки Волга, по территории края протекают и другие реки: Кама, Меша, Белая, Свияга;
  3. Уточнить, почему на карте республики много зеленого цвета – это леса, их на территории Татарстана очень много. Лес – это наше богатство, уточнить у детей, для чего служит лес;
  4. Выяснить у детей, в каких городах республики Татарстан они бывали, познакомить детей с городами: Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь. В Набережных Челнах изготавливают известные на весь мир грузовые машины Камаз, Нижнекамск – шины. В Чистополе находится известный всему миру часовой завод – часы этого завода считаются лучшими, их отправляют в другие города. Города в республике Татарстана очень красивые, современные.
  5. Познакомить детей, что Казань – главный город, столица республики Татарстан.
  6. Напомнить детям и показать, что в городе есть свой герб, рассматривая его, можно много узнать о городе. Предложить детям вспомнить легенду о драконе – символ силы, устрашение врага. Этот герб города Казани выбрали наши предки. Вспомнить чем славится Казань (меховые изделия, кожаная обувь, мебель, пианино и т.д.);
  7. Рассказать, что наша республика Татарстан богата природными богатствами: строительными материалами (песок, глина, битум, дерево), природным газом, нефтью.
  8. Воспитывать у детей любовь и гордость за свою республику, за свой край, уважение к народам, живущим на ее территории.

Развлечение на тему: «Дружно мы живем в краю нашем родном»

  1. Использовать русский и татарский фольклор, костюмы;
  2. Познакомить детей с сладкими блюдами русской и татарской кухни;
  3. Использовать народные подвижные игры.

Специально организованная непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла.

Рассматривание карты республики.

Рассматривание герба, флага города.

Слушание гимна республики.

Выставка репродукции республики Татарстан.

Рассматривание иллюстраций, фотографий городов республики.

Рассматривание репродукций Васильев К.А. «Над Свиягой», Усманов М.У. «Новый город на Каме».

Игра «Кто знает больше городов, рек нашей республики?».

Привлечь к подготовке развлечения родителей.

Пригласить родителей на утренник в качестве гостей и участников.

Перспективный план образовательной деятельности  по реализации проекта « Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем".

(подготовительная к школе группа)

месяц

     Тема:  задачи и содержание работы

                     

Формы работы: непосредственно образовательная деятельность, игры, художественное слово.

Работа с родителями.

сентябрь

Тема: «Моя семья, родословная»

  1. Формировать представление о родословной, генетическом древе, о принадлежности не только к своей семье, но и к своему роду;
  2. Воспитывать гордость за своих  родителей, дедушек, бабушек и т.д. Спросить, знают ли дети своих предков, свою родословную;
  3. Закрепить знания о своей социальной роли в семье (для мамы – сын, для бабушки - внук).

Непосредственно образовательная деятельность «Подари радость близким», «Мое семейное древо».

Рисунок «Наша семья», «Рисуем в подарок».

Игры: «Кто я?», «Что я знаю о себе».

Чтение художественной литературы: Осеева «Хорошие», В.Драгунский «Сестра моя Ксения», А.Барто  «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество», Е.Серова «Папа дома», «Стирка», Р.Миннуллин «Я – как папа», «Помогаю маме», «Про папу с мамой».

Разучивание татарских и русских пословиц о доме и семье.

Игровые упражнения: «Мама расстроилась, утешь ее» и т.д.

Родители с детьми рисуют генетическое дерево, уточняют прадедов и других членов рода, их достоинства.

октябрь

Тема: «Как зернышко превращается в булочку»

  1. Расширять представления детей, как в старину жители нашего края выращивали хлеб, это было их основным занятием;
  2. Рассказать о сельскохозяйственных профессиях, о последовательности выращивания урожая хлеба и использовании техники в наше время;
  3. Познакомить с тем, что в нашей республике много полей, на которых выращивают большие урожаи; из нашей республики хлеб отправляют и в другие республики; городские жители помогают сельским собрать урожай хлеба;
  4. Упражнять детей в составлении рассказов о том, где и как пекут хлеб;
  5. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, понимание общественной значимости их труда.

Беседа по теме «Откуда хлеб пришел».

Рассматривание картин на тему: «Труд хлеборобов в прошлом и сейчас».

Этическая  беседа «Береги хлеб».

ноябрь

Тема: «Русское и татарское гостеприимство»

  1. Закреплять знания детей о национальных традициях русского и татарского народов: гостеприимство, чаепитие;
  2. Показать, как организуются чаепитие у татарского и русского народов (чашки, пиалы, самовар, мучные изделия).
  3. Расширять знания детей о национальных татарских и русских блюдах из теста, показать их разнообразие, творчество народа, традиции;
  4. Учить детей называть и различать национальные блюда; использовать эти знания в игровой и трудовой деятельности;
  5. Дать сведения о том, что татарская и русская национальная кухня славится во всем мире. Гостей, приехавших из других стран можно угостить национальными блюдами.

Вечер досуга «Отдыхаем всей семьей» (чаепитие по-русски и по-татарски).

Выставка открыток с блюдами татарской и русской кухни.

Экскурсия в дом татарской кулинарии.

Непосредственно образовательная деятельность: лепка из соленого теста «Угощения для моих близких».

Рассматривание репродукции Зуев Е. «Эчпочмак и перемяч», «Чак-чак и чай».

Консультация для родителей «Знакомство с кулинарными традициями своего народа».

декабрь

Тема: «Путешествие в далекое прошлое»

  1. Объяснить детям, что такое история. История – это события, которые уже прошли очень давно или недавно.
  2. Рассказать о первобытных людях нашего края (они появились на Волге очень давно, первые их поселения были 100 тысяч назад), рассказать, как они выглядели;
  3. Познакомить с образом жизни первобытных людей (охотились на животных, ловили рыбу, позднее занимались земледелием, выращивали зерно);
  4. Познакомить с профессией археолога, чем они занимаются; рассказать, что во время раскопок поселений древних людей на территории нашего края они находят орудия труда (серпы, топоры, рыбные крючки, стреляя, лук);
  5. Развивать у детей познавательный интерес к историческому прошлому своего края;
  6. Познакомить детей с историческим музеем города Казани, рассказать о здании музея.

Экскурсия  в исторический музей вместе с родителями.

Рассматривание иллюстраций первобытного человека, изображения археологических находок.

Рассматривание иллюстраций из журналов «Казань», рассказывающих о работе археологов и их находках.

Рисование «Предметы древнего человека» - выставка детских работ.

Сюжетно-ролевая игра «Мы - археологи».

Творческая игра «Мы пришли в музей», «Машина времени – путешествуем в прошлое города».

Просмотр исторического музея в интернете (задание на дом).

январь

Тема: «Путешествие в Булгары»

  1. Закреплять у детей понятие истории родного края;
  2. Познакомить детей с Древней Булгарией и городом Булгары, с сохранившими строениями. Край этот в прошлом был чудесным (много густых лесов, изобилие ягод, много птиц, зверей, рыбы);
  3. Познакомить детей с жизнью булгар – предков татар, их бытом, культурой. Жители Булгар выращивали пшеницу, просо, ячмень, выделывали кожу и шили сапоги, тапочки, держали скот, коров, овец и очень любили лошадей. Мастера изготавливали глиняную, деревянную, бронзовую, серебряную посуду, строили дома не только из дерева, но и камня, но летом жили в юртах. Ювелиры делали красивые украшения: бусы, серьги, пряжки, браслеты. Ремесленники изготавливали оружие: пики, сабли, стрелы, кольчуги, боевые топоры. Свои изделия булгары продавали на базаре, куда съезжались люди из разных далеких стран: Индии, Китая и т.д. Они восхищались красотой Волжской Булгарии.
  4. Рассказать детям, как монгольские орды завоевали страну волжских булгар (вспомнить легенду с лучиной), население не смерилось с захватчиками, оставило развалины этого древнего города. Люди основали новый город Казань.
  5. Рассказать, что развалины Булгар посетили русский царь Петр I. Волжская Булгария произвела на него сильное впечатление. После посещения Булгария произвела на него сильное впечатление. После посещения Булгарии царь издал указ о сохранении этого исторического памятника. В наше время территория Волжской Булгарии объявлена государственно – архитектурным заповедником;
  6. Вызвать интерес к истории своего края, культуре и традициям татарского народа.

 

Рассказывание легенд и предания.

Непосредственно образовательная деятельность: «Экскурсия в Волжскую Булгарию».

Рассматривание иллюстраций, памятников архитектуры булгар, изображения украшений, оружия, предметов быта.

Знакомство с творчеством художника Л.Якупова «Пролог», с картиной татарского художника Л.Фаттахова «Думы».

Предложить родителям вместе с детьми посетить Волжскую Булгарию.

февраль

Тема: «Мы гордимся защитниками своего Отечества»

  1. Уточнить представления детей о понятии Отечество - это страна, в которой ты живешь, твоя Родина, кого называют защитниками Отечества - солдат, пограничников, которые защищают Родину;
  2. Вспомнить героев - воинов, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны от фашистов, наших земляков: М.Джалиля, А.Алиша, Исаева, Батыршина;
  3. Рассказать детям о том, что в Казани есть военные училища: Суворовское, танковое. Эти училища готовят офицеров, кадровых военных нашей армии;
  4. Обратить внимание детей, что, не смотря на трудности в Армии (учения, тренировки, борьба с террористами), солдаты и офицеры все преодолевают, помогает этому дисциплина, занятия физкультурой, спортом, тренировки;
  5. Формировать у детей эмоционально - положительное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, стремлении быть похожими на них. Сделать с детьми вывод: быть солдатом и охранять свою Родину - это почетно и ответственно.

Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла - беседа "О защитниках отечества".

Беседа по произведениям М.Джалиля, о мужестве и храбрости. "Песня о храбрости", "Песня о храбром джигите".

Рассматривание иллюстраций о различных родах войск.

Индивидуальные беседы  с детьми о родственниках, служивших в Армии.

Фотостенд "Солдаты - казанцы".

Художественная деятельность "Пограничники", "Часовой".

Утренник, посвященный 23 февраля.

Сюжетно-ролевые игры: "Пограничники", "Военный корабль".

март

Тема: «Наша страна Россия»

  1. Дать детям понятие, что наша республика Татарстан входит в состав огромной страны с красивым названием Россия. Объяснить детям, что на земном шаре есть много разных стран, которое отделены друг от друга границей. Показать детям территорию нашей страны на карте, обратить внимание на просторы, природные богатства: реки, леса, моря, озера, огромное количество городов, рассказать детям, чтобы попасть из одного конца России в другой, нужно ехать на поезде больше недели; показать реку Волгу, которая протекает через всю территорию России и на которой стоит наш город Казань.
  2. Указать на карте России город Казань, выделить территорию нашей республики Татарстан;
  3. Закрепить символику городов Казани и Москвы; познакомить с достопримечательностями города Москвы;
  4. Вызвать у детей интерес к своей стране, желание больше узнать о ней, чувство гордости за нее.

Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла "Моя Россия".

Игры - путешествия по России.

Рассматривание глобуса, физической карты страны.

Подвижные игры народов Поволжья.

Творческие игры "На уроке географии", "Путешествуем по реке Волга".

Рассматривание репродукций картин, худ. открыток, фотографий города Москвы, Кремля Красной площади.

апрель

Тема: «Наши знаменитые земляки»

  1. Обобщить знания детей о жизни замечательных людей в Казани, в республике, о памятных местах, которые связаны с их именами (М. Джалиль, Г.Тукай, Л.Толстой, Ф. Шаляпин);
  2. Познакомить детей с жизнью в Казани русского писателя М.Горького, вспомнить детские произведения Горького, рассказать о тяжелой жизни писателя, как приехал поступать в университет, но его не приняли, т.к. простых людей не принимали. И ему пришлось работать грузчиком в пекарне, получал он очень мало. Горький много читал. В своих произведениях писал о трудной жизни бедных людей, многие эпизоды в книгах он описывал из своей жизни. Казань сыграла большую роль в его жизни, он не раз приезжал в наш город, его тепло встречали казанцы. Он дружил с Ф.Шаляпиным, они вместе вспоминания в разговорах и письмах наш город;
  3. Расширять знания детей о жизни русского художника И.Шишкина. И  Шишкин родился в городе Елабуга. В доме, где родился художник, открыт музей. В нем хранятся вещи художника (мебель, ковер, книги, фотографии), на 2 этаже - мастерская художника, в которой он писал свои знаменитые  картины, полотна. В 2002 году ему исполнилось 170 лет со дня рождения, на его родине был организован праздничный вечер, конкурс юных художников, приезжал правнук художника. В Татарстане решено проводить ежегодный Шишкинский фестиваль. Места близ Елабуги, связанные с жизнью и творчеством художника объявлены заповедными.
  4. Формировать у детей понимание того, что казанцы помнят и чтят память о своих знаменитых земляках, вызвать уважение к ним, желание ближе познакомиться с их творчеством.

Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла.

Рассматривание портретов, беседа о жизни и творчестве знаменитых людей, их вкладе в культуру края. России.

Чтение произведений.

Рассматривание картин.

Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами знаменитых земляков.

Посещение музея.

м

ай

Тема: «Наш край в годы Великой Отечественной  войны»

  1. Выяснить у детей, кто из их родственников участвовал в ВОВ, подвести их к выводу, что много солдат Татарстана ушло на войну с фашистами, чтобы защитить свою Родину, свой город;
  2. Уточнить каких героев ВОВ дети знают, как их память чтят казанцы;
  3. рассказать о подвиге Петра Гаврилова, под его командованием, бывшего казанца рабочего, больше месяца отряд бойцов удерживал оборону Бреста. 50 казанцев удостоены звания героя Советского Союза;
  4. Уточнить знания детей о том, как жители Татарстана помогали фронту, какую военную продукцию выпускали швейные фабрики, авиационные заводы, как работали труженики села, о помощи детей в госпиталях;
  5. Рассказать о заводе "ТАСМА", его рабочие выпускали авиационную пленку, наши летчики использовали ее для фотографирования с самолетов военных без противника; Мотостроительный завод выпуская моторы для военных баз противника; Моторостроительный завод выпуская моторы для военных самолетов, сейчас выпускает ракетные двигатели для военных самолетов, сейчас выпускает ракетных двигатели для пассажирских самолетов; Вертолетный завод в годы ВОВ выпускал легкие ночные бомбардировщики;
  6. Дать сведения о том, что в годы войны многие военные заводы из других городов были эвакуированы в Казань вместе с рабочими, и казанцы помогали эвакуированным с жильем, делились продовольствием, теплой одеждой, люди разных национальностей сплотились и вместе работали для фронта. Жители Татарстана собирали теплые вещи для солдат, подарки и отправили посылки на фронт, сдавали свою кровь для раненных бойцов;
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою республику, ее героев.

Тема: «Будь достоин имени казанца»

  1. Уточнить у детей, кого называют казанцем;
  2. Расширять представления детей об истории города; вспомнить знакомые и рассказать новые легенды и предания о названии города Казани:

 -  о закипевшем котле;

 -  что город получил название от реки Казанки, на  которой стоит, а она названа так   потому, что в ней много омутов и котловин;

 -  считают название Казани происходит от слова "казан",  что означает котел. Такое название Казани некоторые объясняют ее расположением в углублении, в виде котла, котловине.

  1. Расширять знания детей о том, что в Казани жили многие знаменитые, известные всему миру люди: М.Джалиль, Л.Н.Толстой, Г.Тукай. Мы гордимся, что они были жителями нашего города. Вызвать у детей чувство гордости, что такие великие люди были казанцами.
  2. Подвести детей к пониманию того, что наш город старинный, известный во всем мире, и мы должны гордится, что живем в нем;
  3. Формировать у детей гражданские. Патриотические чувства, желание делать добрые дела для своего города, благоустраивать его.

Беседа с детьми.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций с военной продукцией заводов.

Сюжетно-ролевая игра "Госпиталь".

Выставка портретов знаменитых людей, фотографирование тех мест Казани, которые связаны с их именами.

Рисование "Мой любимый город Казани".

Составление детьми рассказов о местах, связанных с местам известных людей.

Легенды о Казани.

Рекомендовать родителя посетить с детьми Булгары, памятные места Казани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной

Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной Войны

   Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм- это любовь к своей Родине и своему народу....

Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».

Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мои: "Растения Красной книги" и "Космос". Удачи!

Данилова Светлана Васильевна

Здравствуйте. Голосую за вашу работу. Поддержите и мои 4 работы. Спасибо