Родительское собрание Викторина (игра) для родителей по формированию целостного представления о русском народном фольклоре
учебно-методический материал

Колотилина Ольга Валерьевна

Познакомить родителей с воспитательной ролью различных форм устного народного творчества.  Формировать у родителей представления о русском народном фольклоре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Викторина (игра) для родителей

по формированию целостного представления о русском народном фольклоре

Цель: Познакомить родителей с воспитательной ролью различных форм устного народного творчества.  Формировать у родителей представления о русском народном фольклоре.

Предшествующая работа: оформление стенда (папки передвижки), буклетов или газеты для родителей о малых формах фольклора; беседы об использовании родителями малых форм фольклора с детьми, анкетирование родителей.

Вступительная часть

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

Вопросы:

  1. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
  2. На каком литературном приеме построены колыбельные песни? (повторы)
  3. Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка? (пестушки)
  4. Что означает пестушка? (пестовать – значит няньчить).  
  5. Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?  (прибаутка)
  6. Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?  (заклички)
  7. Как называют стихотворные обращения детей к животным?  (приговорки)
  8. Как называют следующие выражения: «Витя-Витя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»  (дразнилки)
  9. Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?  (страшилки)
  10. Какая форма потешного фольклора обращает внимание на предметы и явления и их признаки? (загадки)
  11. Как называются игры «Каравай», «Колпачок» (хороводные)
  12. С чем связаны хороводные игры на Руси?  (с народными обрядами)
  13. Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего в игре?  (считалки)
  14. Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».  (при купании)
  15. В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения? (одевание, кормление, купание, укладывание спать)
  16. В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания? (петушок-золотой гребешок)
  17. В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным? (волк и семеро козлят)
  18. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

  1. Отгадайте, какая это форма фольклора

Водичка- водичка!

Умой мое личико!

Чтобы щечки краснели!

Чтобы глазки блестели!

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок! (пестушка при умывании)

Киска, киска, киска, брысь

-На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет. (приговорка)

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся. (пестушка при подъеме)

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катенька, ноженькой. (потешка)

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую. (пестушка при комлении)

Петушок-петушок

Золотой гребешок!

 Выгляни в окошко

-Дам тебе горошка. (приговорка)

Придет киска не спеша

И погладит малыша.

Мяу-мяу, скажет киска,

Наша крошка хороша. (пестушка чтобы успокоить)

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

-Маму, дочка, слушайся. (потешка)

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот и тебе и крошки

На моей ладошке. (приговорка)

   

                                    Солнышко-ведрышко,

                                    Взойди поскорей, освети,

                                    Обогрей телят, да ягнят,

                                    Еще маленьких ребят! (закличка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра». Игра для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре ( с использованием ИТК)

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше врем...

НОД по формированию целостной картины мира "Русские народные традиции и культура" в старшей группе.

Знакоство детей со старинным бытом крестьян, с  устным народным творчеством, народными промыслами, играми, с  понятиями - культура и традиции....

Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".

Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....

План самообразования «Формирование экологических знаний через русский народный фольклор».

План самообразования по теме:"Формирование экологических знаний через народный фольклор".Запланировала цель,задачи,изучение литературы....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Формирование познавательных представлений об объектах окружающего мира».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста....

Сценарий родительского собрания. Квест игра «Наши родители не супер герои»

Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...