НОД по формированию целостной картины мира "Русские народные традиции и культура" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Наон Карина Валерьевна

Знакоство детей со старинным бытом крестьян, с  устным народным творчеством, народными промыслами, играми, с  понятиями - культура и традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkie_traditsii_i_kultura.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 общеразвивающего вида «Солнышко»

НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Русская народная культура и традиции».

 

подготовила воспитатель

Наон Карина Валерьевна

Туапсе  2014

Виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная. Познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, продуктивная. Восприятие устного народного творчества.

Цели

1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского  народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны. Передать свои впечатления через художественное творчество – городецкую роспись.

2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение  видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.

3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы сложными, сложноподчинёнными, сложносочинёнными, простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.

Словарная работа

Обогащение: традиции, культура.  Промысел, ремесло, фольклор, народное творчество. Народные умельцы, рукодельницы, ручное ткачество, домотканая ткань. Посиделки, ярмарка, народные гуляния, жмурки, быт. Рушник, «кукла – оберег», чугунок, ухват.

Активизация: изба, хоровод, игры. Самовар, скалка, роспись, сказки, пословицы, поговорки, приговоры, скороговорки.

4. Воспитывать интерес к занятию через продуктивную деятельность. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским народным традициям и культуре,  прошлому страны.

Планируемые результаты

Делится своим впечатлением с педагогом и сверстниками, проявляет интерес к рассказу педагога, предметам старинного быта, к русской народной культуре, принимает активное участие в играх и хороводах, доброжелательно относится к своим сверстникам во время игр.

 

Материал и оборудование

Предметы традиционного русского народного быта, чтение устного народного творчества, иллюстрации с изображением русских народных костюмов, изображение старинных изб, в которых раньше жили люди, мольберт, панно, гуашь, красного, зелёного цвета, кисти, салфетки подставки для кистей.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, предметов быта, чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок, скороговорок. Дидактическая игра «Подбери  костюмы».

Ход занятия (содержание организованной деятельности)

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки и разделочные доски, самовар, скалка, небольшой глиняный кувшин, матрёшка.

Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на  столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых  жили люди. Как вы думаете, для чего они (слайд № 3)?

Дети: - Самовар для  чая, ложки для еды.

Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?

Дети: - Посуда!

Воспитатель: -  А ещё, что видите (показываю куклу, сделанную из соломы)? Что это? Скажи, Эвелина Ц.?

Эвелина Ц.: - Это кукла, она из соломы.

Воспитатель: -  Верно. Такую куклу раньше называли «кукла – оберег» и хозяйки её берегли, хранили её и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Потому и называли её «кукла – оберег». Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи. Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках,  прихватывая их ухватом (показываю) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?

Дети: - На плите!

Воспитатель: - На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было.  В наших домах и квартирах горит электрический свет. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина), что на ней изображено (слайд № 4)?

Дети: - Девочка работает.

Воспитатель: - Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»! Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа (слайд № 5)?

Дети: - Что бы вязать разные вещи!

Воспитатель: - Правильно! Скажите хором: «Пряжа»!  Девушка прядут пряжу при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи. Раньше ткани были домоткаными, их ткали  своими руками: деревянные станки, на которых женщины и девушки ткали ткань. Из неё шили одежду,  рушники (показываю иллюстрацию, слайд № 6) . Домотканые  изделия вышивали рукодельницы: женщины и девушки. Повторите: «Рукодельницы»! Пекли хлеб или каравай (слайд № 7). Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют « народным промыслом и традициями» (слайд № 8). Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на  продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните (слайд № 9). Давайте вспомним, народные песни, хороводы и игры (слайд № 10).

Дети: - (хором) «Во поле берёза стояла», «Ты берёзка белена!»

Воспитатель: - А игры?

Дети: - «Гуси - лебеди», «Прятки».

Воспитатель: -  Раньше говорили не «Прятки», а «Жмурки». Мы с вами разучили новую игру «Звонари». Один из вас будет «Жмурка», а другой «Звонарь». Хотите поиграть?

Дети: - Да!

Воспитатель сама выбирает «Звонаря» и «Жмурку».  Начинается игра «Звонари». Дети становятся  по кругу, в центре двое: один с колокольчиком – «Звонарь», другой с завязанными глазами – «Жмурка». Дети становятся рядом со звонарём и говорят слова: «Диги – дон, диги – дон, отгадай, откуда звон!»  -  «Жмурка» по звуку колокольчика пытается поймать звонаря и детей, а «Звонаря» обхватить пояском. Игра повторяется два раза.

Воспитатель: - Мы немного отдохнули, а я вспомнила, что русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский  народ богат сказками. Вы знаете  русские народные сказки, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. – слайд № 11). Сейчас  вспомним пословицы и поговорки: «Волков бояться – в лес не ходить», «Всякий человек в деле познаётся», «Конец – делу венец»  -  всё это тоже часть народного фольклора. Что означают эти пословицы и поговорки, скажите? Кто ответит? Милана А., скажи.

Милана А.: - Если человек будет всех бояться, то ни с кем не подружится.

Воспитатель: - Правильно! Кто ещё хочет сказать? Скажи Юра М.?

Юра М.: - Мы хорошо позанимаемся и можем потом поиграть.

Воспитатель: - Молодец!  А «Всякий человек в деле познаётся»? Объясните, что это значит? Скажи, Кристина А.?

Кристина А.: - Это о народных умельцах! А ещё, когда люди друг другу помогают.

Воспитатель: - Мне очень понравились ваши ответы. Давайте вспомним считалки потому, что они тоже относятся к русскому народному фольклору, как сказки, пословицы и поговорки. Кто вспомнит считалку? Милана М., скажи?

Милана М.: - Ехал Грека через реку,

                       Видит Грека – в реке рак,

                       Сунул Грека руку в реку,

                       Рак за руку Греку – цап.

Воспитатель: - Молодец! Для хорошей погоды и дождя, люди сочиняли приговорки и заклички, послушайте:

                                                                 1. Радуга – дуга,

                                                                     Не давай дождя,

                                                                     Давай солнышко –

                                                                     Из – под облышка.

                                                                2.  Дождик, дождик, пуще,

                                                                     Дам тебе гущи,

                                                                     Выйду на крылечко,

                                                                     Дам огуречка.

                                                                     Дам и хлеба каравай –

                                                                     Сколько хочешь, поливай!

- Давайте немного отдохнём, поиграем в хороводную игру «Зайчик». Выберем зайчика считалкой, которая вам уже знакома.

Дети встают и становятся по -  кругу, воспитатель говорит слова считалки:

Ножки, ножки бежали по дорожке,

    Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

          Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Начинается игра «Зайчик». Дети идут под музыку по кругу, а зайчик в центре пляшет и старается выбежать из круга. Когда музыка заканчивается, зайка должен найти детей, у которых ослаблены руки и, выбежать из круга.

- Очень хорошо. А теперь я покажу вам старинную, русскую избу. Внимательно посмотрите, за столом сидит вся семья (слайд № 12). Видите, как светло в этой части избы? Его называют «красный угол». В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. То, что вы видите на столе, раньше называли предметами быта или посуда, запомнили? Повторите хором (повторяют). Слава П., как ты думаешь, как  по другому  можно называть эти предметы?

Слава П.: -  Если их красиво расписать,  получится народный промысел. Воспитатель: - А почему  мы говорим «народный промысел», «традиции»? Скажи, Александра Ш.

Александра Ш.: - Потому, что люди сами придумывали игры, вышивали, всю посуду сами делали, красиво расписывали ложки, доски.

Воспитатель: -  Правильно! Я уверена, ребята, что вы все запомнили эти новые слова. Я для вас приготовила  листы бумаги (воспитатель показывает вырезанные из бумаги разделочные доски жёлтого цвета). Посмотрите, на расписном столе лежат предметы, которые вы уже видели, как они называются (дети перечисляют названия: расписные ложки, чашки, разделочные доски). Правильно, все они расписаны городецкой и хохломской росписью. Сегодня вы распишите свои работы, как это делают народные умельцы. С элементами  городецкой росписи вы уже знакомы. Какие цвета вы будите использовать?

Дети: - Красный, зелёный (хором)

Воспитатель: - Теперь приступайте к работе.

Дети могут видеть на панно с иллюстрациями образцов изделий городецкой росписи. Под спокойную русскую народную музыку начинается работа. Появляется слайд № 13.

Самостоятельная работа.

-  Я очень довольна вашими работами и мне очень хочется вспомнить слово, которое вы сегодня узнали. Скажите хором.

Дети: - «Народный промысел!»

Воспитатель: - Запомнили, молодцы! Давайте вспомним русскую народную хороводную игру – песню «Берёзка». Много песен сложено и стихов.

Воспитатель сама выбирает девочку – «берёзку» и ставит её в круг, остальные становятся по кругу. Под слова песни: «Ты берёзка белена, маковка зелена…», девочка собирает у всех платочки и поднимает  их над головой, машет руками, изображая шум листьев. Вовремя второго куплета, девочка снова ходит по кругу и возвращает детям платочки – кладёт их им на плечи.

- Вам понравилось занятие?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел».  Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!

Занятие окончено

Список используемой литературы

1. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией    Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа /авт. – сост. Н. В. Лобода. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение. 1991.

Используемый материал

1. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко; - Рис. А. Матросова, -  М.: Дет. лит.,1980.

2. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, игры, приговорки. М., «Детская литература». Составитель Г. М. Науменко, 1977.

Используемые интернет – ресурсы

Karakuli.ru, mauk – vkdc.ru, amnesia, pavelders. com

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Познание. Формирование целостной картины мира. Тема «Необъятный космос» для старшей группы

Итоговое интегрированное занятие для детей старшей группы. Путешествие детей по космическому пространству....

НОД по формированию целостной картины мира "Веселое путешествие" для детей старшей группы

Чтобы увлечь детей на занятиях необходимо использовать все формы и методы....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Весёлое путешествие» для детей старшей группы

Учить узнавать и называть животных и предметы по описанию. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, учить отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизиров...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»

Задачи:Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;Учить детей определять целевое назначение пос...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира " Прогулка в лес" в старшей группе .

Используемые технологии здоровьесберегающие,личностно-ориентированные игровые,ИКТ....