Открытое занятие. Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира с элементами экспериментирования) в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Асташкина Наталья Викторовна

Экспериментирование.Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -nod-krugovorot.docx781.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Расширять и закреплять представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания детей о воде, о формах и видах воды, о роли в жизни живых организмов;
  • Активизировать словарь детей словами по теме: глобус, суша, круговорот воды;
  • Продолжать формировать у детей умения устанавливать причинно-следственные зависимости,  умения делать выводы;
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде, беречь воду.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Материал и оборудование: Глобус,   аудиозапись «Ручеек»; салфетка, яблоко; указка, изображение капельки,  термос с кипятком, лёд, ёмкость с водой, зеркало, поднос;  

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, Просмотр фильма: «Урок чистой воды». Сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку». Чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок. Проведение отдельных опытов с водой. Д/и «Кому нужна вода»

Ход: (Дети с педагогом стоят в кругу на ковре)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться

-Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым доверчивым-

Пусть доброе утро длится до вечера.

-Сегодня у нас много гостей. А гостям принято что-нибудь дарить.

Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

(Включается аудиозапись «Ручеек»).

-Ребята, слышите? Что это? (Ответы детей)

-Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие.

-Желаю Вам хорошо заниматься

Слушать внимательно, ума набираться.

-А чтобы много узнать, надо быть внимательными и поднимать руки.

-Ребята, вы догадались, о чем будет наше занятие? Чтобы вам было легче догадаться, нужно отгадать   загадки:

              Она и в озере, она и лужице

     Она и в чайнике у нас кипит

     Она и в реченьке бежит, шуршит.

     Что это?

                                        (Вода)

                                                                 Меня ждут, не дождутся,

                                                                 А как увидят – разбегутся.

                                                                                            (Дождь)

        Над тобой и надо мной

        Пролетел мешок с водой.

        Наскочил на дальний лес

        Прохудился и исчез.

                                    (Дождевая туча)

                                                                  С неба — звездой,

                                                                  На ладошку — водой.

                                                                                           (Снег)

                  Висит за окошком кулёк ледяной,

                  Он полон капели и пахнет весной.

                                                     (Сосулька)

                                                                     Сам вода, а по воде плавает.

                                                                                                          (Лёд)

             Утром бусы засверкали,

             Всю траву собой застлали.

             А пошли искать их днём –

             Ищем, ищем – не найдём.

                                                (Роса)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Да о воде.

На столе стоит глобус накрытый салфеткой.

Педагог предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая загадку:

На ноге стоит одной - крутит, вертит головой

Нам показывает страны реки, горы, океаны.

(Дети отгадывают загадку, снимают салфетку)

-Что это такое? (Это глобус)

-А, что такое глобус? (Это модель Земли)

-А какой формы наша планета-Земля? (Круглая)

-На глобусе много голубого цвета, что это? (Это вода: моря, реки, океаны)

-А, что обозначено желтым цветом? (Это суша)

-Как вы считаете, чего больше на Земле: воды или суши? (Воды)

-Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты.

(Воспитатель подводит детей к столу )

-Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезаем яблоко на 4 части, (педагог показывает детям) 3 части – это вода, 1 часть суша.

-А теперь, посмотрите на картинку. Так выглядит наша планета Земля из космоса. На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать.

-Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. Какие водоёмы вы знаете, ребята?

 Откуда берётся вода  в кране?

(Сначала вода течёт в реке, потом насосы закачивают её в трубы, и по ним вода попадает в дома.)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём

Как мы это назовём?

/Водопровод/

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не заканчивается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.

    Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: В лаборатории делают опыты, проводят эксперименты.

 Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

Опытно-исследовательская деятельность.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

- А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

J:\открытое асташкина\DSC04283.JPGJ:\открытое асташкина\DSC04285.JPG

- А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?

J:\открытое асташкина\DSC04290.JPGJ:\DCIM\103_PANA\P1030183.JPG

 Значит вода какая? (прозрачная).

- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)

- Имеет ли вода определённую фору? (нет)

-Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

-Как вы думаете, какие это три состояния? (В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды)

(Воспитатель  показывает детям в каких состояниях бывает вода)

-Жидкость; если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, подносит зеркало к горлышку, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается - лед (показывает бутылку со льдом).

-Итак, вода бывает в каком состоянии? (Ответы детей)

J:\открытое асташкина\DSC04295.JPG

- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Физкультминутка.

К речке быстрой мы спустились,

{шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

{встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

{круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль.

{круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

{прыжки на месте)

Вышли на берег крутой {шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель предлагает детям пройти на места)

-Теперь, я предлагаю поиграть. Я буду называть слова. Если слово обозначает воду, вы поднимаете руку, если нет –  не поднимаете: Река, песок, стул, облако, туман, чай, снег, дом, лёд, сосулька, град, бумага, роса, карандаш, иней, море, книга, ручей, сугроб, снеговик.

 

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как, сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

 

-Как вы думаете, кому нужна вода? (Всему живому на Земле (животным, растениям, человеку).  А в детскому саду еще где нужна вода? (Комнатным растениям  (ПОЧЕМУ?)– цветы живые и без воды завянут, засохнут и погибнут, В аквариуме (ПОЧЕМУ?)– – рыбы живут в воде, без неё они погибнут. Им надо много воды, чтобы плавать. В группе надо мыть игрушки, надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль. Надо много воды, чтобы стирать в д/саду бельё. На кухне надо много воды, чтобы приготовить обед всем детям. В туалете нужна вода, чтобы умываться.

-Вот как много воды необходимо только у нас в детском саду.

-Да это правильно, для жизни всем нам необходима вода.

 Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку.)

Не умыться, не напиться,

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

-В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

-Как вы думаете, что такое круговорот? Это значит, вода ходит по кругу.

-Давайте все вместе повторим «Круговорот воды в природе»

Тризовская игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель кидает детям мяч, а они отвечают:

  • В каких случаях вода «хорошо»: можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.
  • Но вода бывает и «плохо»: В каких случаях? (наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.)

J:\открытое асташкина\DSC04312.JPG

 

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет –

И нет водицы

Нет, нет, нет.

 

Итог:

-Ребята, о чём мы сегодня говорили?

-Что такое круговорот воды?

-Какими свойствами обладает вода?

-Что нужно делать, чтобы вода не исчезла с земли?

-Как нужно беречь воду?

Рефлексия:

-Понравилось вам наше занятие?

 

       

               МДОУ ЦРР « Детский сад  «Колосок» п. Буранный

       Открытое занятие. Образовательная

                    область «Познание»

(формирование целостной картины мира с элементами экспериментирования)

в старшей группе

                                                               Составила: Асташкина Н.В.

                                                        Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                  2016 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект занятия детей старшей группы «Миләш» по образовательной области “Познание”(Формирование целостной картины мира.)

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Страна моя родная. Природа России.»Форма проведения: игра-путешествие.Виды детской деятельности: ...

Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Москва – столица нашей Родины»

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Цели занятия: 1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.2. Формировать у детей представления об истории возникновения...

Открытое занятие по образовательной области «Познание (формирование целостной картины мира)» Тема: «Так пусть навеки сохранится здесь память светлая о вас!»

Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. На основе этого занятия хочется дать детям представления о Великой Отечественной войне, показать на примере конкретных судеб события того в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Познание. Формирование целостной картины мира. Тема «Необъятный космос» для старшей группы

Итоговое интегрированное занятие для детей старшей группы. Путешествие детей по космическому пространству....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...