Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности. 
Учитывая все это, структуру занятия постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание (это и наглядность (картинки), манипуляции с предметами).

Для создания у детей интереса к занятию, к усвоению материала использовала такие типы мотивации, как: 
• Познавательная (для этого использовала такие приёмы как решение проблемных задач, вопросы, экспериментирование). 
• Игровая (всё занятие построено в игровой форме) 
• Коммуникативная (коллективное выполнение заданий, тем самым давая ребёнку возможность действовать не одному, а вместе с другими, что повышает социальную уверенность у детей, инициативу).

С целью реализации поставленных задач я использовала различные методы и приёмы: 
1. Словесные (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба); 
2. Наглядные (показ иллюстрационного материала, экспериментирование). 
3. Практические («Собери целое из частей»). 
4. Игровые («Кто под цветком?»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Познание. Формирование целостной картины мира».

«Путешествие в страну насекомых»

подготовительная группа

Бабикова Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ

общеразвивающего вида

 д/с «Солнышко»

п.Савинский

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
  2. Познакомить детей со строением тела насекомых (муравья  и кузнечика);

3. Закреплять знания о многообразии мира насекомых, их среде обитания;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать познавательную активность детей через экспериментальную деятельность;
  • Развивать образность речи.
  •  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую, мелкую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: картинки с изображением насекомых, пазлы с изображением насекомых, игрушки насекомых,  манка, рукавицы.

Ход занятия:

I. Вступительная беседа.

- Ребята, какие вы все красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь  за руки и встаньте в круг, опустите руки.

- Скажите, какое время года за окном?

- Да, всё вокруг радуется, цветёт, пробуждается, давайте с вами потянемся к солнышку,  вдохнём весенний аромат воздуха вместе с весёлым настроением и выдохнем зимнюю прохладу.  (2-3 раза)

- Вот теперь мы стали бодрыми, энергичными? Так и в природе всё просыпается и оживает. Сейчас я вам загадаю загадки, о самых маленьких существах на Земле. А если вы отгадаете верно, то отгадка появится перед вами.

1. Загадки

- Первая загадка.

- Спал цветок и вдруг проснулся-

 Больше спать не захотел.

 Шевельнулся, встрепенулся,

 Взвился вверх и улетел. (Бабочка) 

- Вторая загадка.

- На цветок она садится,

Не устав с утра трудиться

Людям воск и мёд дала

Беспокойная … (Пчела) 

- Следующая загадка.

- Торопиться он не хочет,

Листья ест, деревья точит,

Слышен нам жужжащий звук -

То летит обедать ….. (Жук) 

- И последняя.

- Очень тоненько звенит,

И над нами он кружит

Берегись и млад и стар:

Кровь у всех сосёт …(комар) 

- Бабочка, комар, жук, пчела – как назовём общим словом?

- Сегодня я вас  приглашаю в путешествие по стране насекомых. Насекомые очень маленькие и беззащитные, а их окраска помогает им спрятаться от врагов.

Д/и «Кто спрятался»

- А сейчас я вам, предлагаю отыскать насекомых вот на этой поляне. Для каждого из вас я приготовила маленькие лужайки, надо опуститься на колени и подуть на травинки. Подойдите каждый к своей лужайке и отыщите в траве насекомого.

- Кого из насекомых вам удалось увидеть?

- В природе насекомых очень трудно увидеть, я предлагаю вам увеличить муравья и кузнечика, чтобы лучше рассмотреть каждого из них,  хотите? 

Д/и «Собери целое из частей»

- В моей волшебной коробочке собраны части целой картинки.  Возьмите каждый по детали, те, у кого деталь красного цвета, подойдёт к этому столу, те, у кого деталь синего цвета, подойдёт к этому столу. Соедините детали между собой  на столе.

- Дети, подойдём к этому столу.  Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле  делят его на несколько частей: Голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей

-А теперь пойдём к другому столу.

- А здесь кто?

- В отличие от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело, передвигается, его даже называют «Чемпион по прыжкам». Как и у всех насекомых, кроме паука, у кузнечика 6 ног.  Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши?

- Нет, представьте себе – на ногах.

- Вот какое удивительное насекомое, кузнечик.

- Не менее удивительное насекомое – паук. В отличие от других насекомых, у паука 8 ног. Давайте возьмёмся за руки и сделаем большого паука.

Физкультминутка «Паучок»

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок:

Если муха прилетит,

Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей побежит.

Д/и «Кто под цветком?»

- Насекомых можно найти повсюду: в траве, на цветах, в расщелинах, под листьями. Я сейчас возьму палочку, сделаю шаг назад, обеими руками накручу ленту на неё и увижу, кто там спрятался

- У меня паук, возьмите палочку, отойдите на шаг назад, посмотрите, кто же спрятался под цветами.

- Кто у тебя? Кто у тебя? (Если не называют, называет педагог).

- Ребята посадите их на эти цветы вместе с листочками, а мы с вами сядем на другие и послушаем сказку.

Рассказывание сказки «Сказка о бабочке»

Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.

Попросила Весна красное Солнышко:

- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками.

 Первыми явились бабочки и сказали:

- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.

- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице Бабочку-траурницу – нежно-жёлтое, как осенний листок. убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками.

Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.

- Вот такая сказка. Интересная?

- И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор на крылышках имеет зеркальное отражение – правое крылышко такое же, как левое. Ноги и тело бабочки, как и многих насекомых, покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.

- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу?

- Я предлагаю провести эксперимент и убедиться…? 

Эксперимент

- У меня есть волшебные рукавички, надев которые мы превратимся в бабочек, надевайте.

- У меня тоже 2рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички.

- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.

-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?

- А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания.

-Молодцы, спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира). Тема: «Мой дом, моя улица»

Это занятие было проведено с детьми средней группы. Цели занятия:.1.Продолжать знакомить детей с родным городом.2. Закрепить знание об адресе (название города, улицы, номер дома, квартиры). 3. Ди...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по образовательной области « Познание»  формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город» Программное ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) по теме «Хлеб - дар матушки земли»

Материал может быть использован вне зависимости от времени года, как занятие по окружающему миру и интегрированное с развитием речи и продуктивной деятельностью....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира). Тема: «Мой дом, моя улица»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира).Тема: «Мой дом, моя улица»Цели:...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира).

Тема: «Мой дом, моя улица»Цели: 1. Продолжать знакомить детей с родным городом.            2. Познакомить детей с достопримечательнос...