Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области « Познание» формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по образовательной области « Познание»  формирование целостной картины миры, расширения кругозора «Мой родной город»

 

Программное содержание:

•                    Формировать представление об истории возникновения города Чебоксары, его основных достопримечательностях.

•                    Продолжать развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в городе.

•                    Развивать самостоятельность мышления, умение  высказывать предположения и делать простейшие  выводы.

•                    Воспитывать любовь к родному городу, чувство сопричастности.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: древний

Материал к занятию: ноутбук, экран, проектор, мультимедийная презентация, демонстрационные  материалы  о  родном  городе  (фотовыставка, буклеты,  книги,  рисунки  детей)

Предшествующая работа: экскурсии по городу, рисование любимых мест города Чебоксары, составление альбома «Родной город», беседы о том, каким город станет в будущем.

Методические приемы:

Беседа

Рассказ воспитателя

Художественное слово

Дидактическая игра

Подвижная игра

Рассматривание

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Вы  знаете, что значит слово «Родина»?

Ответы детей

Воспитатель: Да, есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная, страна Россия. У каждого человека есть место, где он родился, где живут его родители,  друзья, родные – эти место называется малой Родиной. Послушайте стихотворение.  

Родина.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка –
Это тоже Родина. (Татьяна Бокова)
         Воспитатель: Какие строки вам больше всего понравились?

Ответы детей:

Воспитатель:  Сегодня  я  приглашаю  Вас  совершить  увлекательное путешествие  на  выставку  нашего  города.  Готовы?  А  вы  знаете  правила поведения  в  общественном  месте?  Давайте  их  ещё  раз  вспомним  (ответы детей). Тогда можно отправляться.

 Первый зал «Древний город»  

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем?   

Ответы детей:

 (Дети рассматривают фотографии, иллюстрации с изображением города Чебоксары, и называют знакомые места.)

 Воспитатель: Вы правильно заметили, что наш город очень красивый. Недаром Чебоксары называют «жемчужиной Поволжья». Как вы думаете, всегда ли наш город Чебоксары был таким красивым, уютным, чистым и современным?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю города. Чебоксары – столица Чувашии, старинный волжский город. Впервые в летописях упоминается в 1469 году. Чуваши называют свою столицу ШУПАШКАР, что означает «крепость Шупаша». Легенда гласит: пришел старик Шупаш с внуком к прозрачному роднику воды напиться, очаровался красотой здешних мест и остался жить.

Воспитатель:  Чебоксары еще и очень древний город. Как вы думаете, что значит древний город?

Ответы детей.

Воспитатель: Древний – это значит, что город возник очень – очень давно. Много лет тому назад. Чуваши поставили здесь свои первые дома. Сейчас нам с вами трудно представить, что когда - то  на месте нашего города шумели дремучие и непроходимые леса. Не было широких красивых площадей, улиц, скверов, детских садов и школ, а были лесные поляны. И вот пришли сюда люди, посмотрели вокруг, места им понравились и они поселились здесь. В древнем городе все дома были деревянными, т.к. люди еще не умели делать кирпич, а леса было много и из бревен можно было быстро построить дом. Вот такие маленькие дома называли курными избами. У них не было труб, и когда топились печи, открывали двери. Часть дыма выходила на улицу, а часть  оставалась внутри, поэтому все стены были черными  в саже. Стекол в то время тоже не было, поэтому окна в домах были маленькие и затягивались бычьим пузырем. Постепенно деревянные дома менялись на кирпичные, они отличались от наших современных зданий.

Воспитатель: Дети, есть ли у нас в городе старинные дома, какие вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему эти дома не снесут и не построят на их месте новые, высокие, красивые, современные многоэтажные здания?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы совершили экскурсию по древнему городу, а сейчас я приглашаю на экскурсию по современным Чебоксарам. 

Второй зал  «Современный город»

Воспитатель: Что вы видите на фотографии?

Ответы детей: (Залив)

 Воспитатель: Залив – это культурно-развлекательная область Чебоксар. В залив спадают речки Сугутка и Чебоксарка. Через залив перекинут пешеходный мост. Около залива расположены следующие объекты: Памятник Матери-ПокровительницеКрасная площадь, Певческое Поле. Залив является местом времяпрепровождения жителей Чебоксар, где можно перекусить, отдохнуть, поплавать на катамаранах и лодках. На его набережных проходят масштабные торжества в День Чувашской Республики.

Воспитатель: Что это за место? Чем оно памятно?  

Ответы детей: (Парк Победы)

Воспитатель: На территории парка находятся: Монумент Воинской Славы с Вечным огнем, Аллея памяти, памятники воинам-интернационалистам, солдатам, погибшим в Чечне, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, Часовня памяти Святого Иоанна, Музей боевой техники, Каскадный фонтан. К вечному огню люди  приносят  цветы,  вспоминая  своих  прадедов, погибших в этой войне. Народ  любит  своих героев и  свято  хранит память о  них. О  славных  защитниках Родины,  об их мужестве  и  отваге  слагали  стихи,  песни,  пословицы  и  поговорки.

 Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы можете мне назвать?

 (У родного гнезда и ворона орла  побивает.  Смелость  города  берет.  Один  в  поле  не  воин.  На  смелого собака  лает,  а  труса  кусает.  Родимая  сторона-мать,  а  чужая-мачеха. Жить. Родине служить. За край родной иди бесстрашно в бой. Чужой земли не  хотим,  но  и  своей  не  отдадим.  Кто  за  Родину  горой,  тот  истинный герой). Замечательно!  

 Динамическая пауза.

-А вы хотите быть похожими на бравых солдат?

-Давайте потренируемся:

Как солдаты на парад  (шагают на месте)

Мы шагаем ряд за рядом  

Левой – раз, левой – раз,  

Посмотрите все на нас.  

Мы захлопали в ладоши -  (хлопают в ладоши)

Дружно, веселей  

Застучали наши ножки -  (топают на месте ногами)

Громче и быстрей!  

По коленочкам ударим –  (стучат по коленочкам)

Тише, тише, тише!  

Ручки, ручки поднимаем -  (поднимают руки и встают на носочки)

Выше, выше, выше.  

Завертелись наши ручки,  (делают «фонарики»)

Снова опустились.  (руки опускают)

Мы на месте покружились  (кружатся на месте)

И остановились.

Воспитатель: Спустя  много-много  лет  люди  помнят  об  исторических  событиях,  о грозных  военных  годах,  чтят  память  погибших,  окружают  вниманием  и любовью людей, защищавших Родину.

Воспитатель: Посмотрите фотографии старого и современного города.  Похожи? Что изменилось?

Ответы детей:

Воспитатель: В нашем городе много улиц. Знаете ли вы названия улиц нашего города?

Ответы детей:

Дидактическая игра «Улицы моего города»

Воспитатель: Приглашаю Вас пройти в новый зал «Отдых всей семьей».

Смотрите,  а  ведь  это  выставка  ваших  рисунков  и  фотографий,  где  вы показали любимые места отдыха. Это  городской парк, сквер, пляж, стадион, спортивная площадка.  

- Как вы отдыхаете, во что любите играть? (ответы)

Подвижная игра  «Тише едешь, дальше будешь – стоп». (Когда водящий отворачивается, все игроки стараются быстро подойти к нему. А он должен как можно быстрее проговорить: "Тише едешь - дальше будешь, а приедешь не забудешь", - и сразу же повернуться. Если водящий заметил, что кто-то продолжает двигаться, этот игрок тут же возвращается в самое начало пути, а те, кто вовремя остановился и не шевелится, остаются на месте. Водящий снова отворачивается и проговаривает слова. Опять все спешат к финишу. Кто первым дотронется доводящего, тот победил и водит в следующей игре.)

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Кубашиной     «Шупашкар»

Шупашкар. Мне тепло с ним как дома.

Каждый слог – обжитый уголок

Да и может ли быть по- другому

Если здесь наш родной огонек?

Шупашкар. В нем не звон и не щебет,

И не взрыв слышу я, не удар –

Словно кто-то заветное шепчет

Доверительно мне: Шу-паш-кар.

И не надо нам громкими быть

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, о каком городе мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что для вас было самым интересным? 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»

Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность...

Конспект образовательной области “Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» Средняя группа. Тема «Магазин»

(Встаем в круг)1.Подготовительная работа.-Мы сейчас  с вами поиграем. Я называю геометрическую фигуру, а вы говорите, что бывает такой формы.Круг - мячик, солнце, помидор, часы.Квадрат – телевизо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание. Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание.  Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе...

Конспект в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе и  её свойствах.Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», &laqu...