Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Абраменко Наталья Ивановна

 

Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение, при котором учеба и любая работа лучше спорится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_abramenko.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Познание»

(формирование целостной картины мира)

«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»

Цель: Обобщение представлений о зимних играх и забавах, видах спорта через закрепление речевых умений и навыков.     

Задачи НОД:

Образовательная область «Познание»

  • Расширять и уточнять представления детей о зимних спортивных играх и забавах.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Развивать связную речь, речевой слух, мышление, все виды восприятия, творческое воображение.
  • Активизировать и актуализировать словарь по теме «Зимние виды спорта» и «Зимние забавы».

Образовательная область «Художественное творчество»

  • Закрепить способ лепки из цилиндра, надрезанного с одного или двух концов; выбирать свой способ лепки.
  • Закреплять умение передавать в рисунке своё отношение к зимним играм.
  • Развивать воображение детей, побуждать их к творчеству.

Образовательная область «Здоровье»

  • Формировать представление о важности и пользе занятиями спортом для здоровья.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.

Образовательная область «Социализация»

  •  Воспитывать самостоятельность, инициативность, навыки сотрудничества.

Образовательная область «Безопасность»

  • Закрепить правила безопасного поведения во время зимних игр и забав.
  • Формировать умение по картинкам определять опасную ситуацию; описывать её и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму.

 Оборудование: компьютерное оборудование; компьютерная презентация; белый резиновый массажный мяч – «снежный ком»; на каждого ребенка чистый лист белой бумаги; корзина – мишень; иллюстрации с изображением зимних видов спорта, зимних забав; образцы человечков из пластилина в движении; бумага формата А4, акварель, кисти, пластилин, стеки, дощечки для лепки, тканевые салфетки.

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, составление рассказов по серии сюжетных картин на тему «Зимние забавы»; упражнение в умении разгадывать ребусы и в навыке словообразования; лепка человека в стилистике народной игрушки – из цилиндра надрезанного с одного или с двух концов.

Содержание организованной деятельности детей

 I. Организационный этап 

1. Ритуал приветствия – под музыку (Создание эмоционального настроя и положительной установки на предстоящую деятельность). 

 Все дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «По снегу покатите – я подрасту, на костре согреете – я пропаду». Что это?

 Дети: Снежный ком!

 Воспитатель:  К нам в группу закатился снежный ком добрых приветствий. Предлагаю улыбнуться друг другу, и, передавая поочередно «снежный ком», поздороваться с соседом, стоящим справа, сказав ему ласковое слово. Тот передает «снежный ком» дальше.

 Дети здороваются друг с другом.

2. Введение в тему (актуализация знаний)

Воспитатель:  Напомните, какое сейчас время года? (Ответы детей). Без чего не бывает зимы?

 Дети:  Без снега, без мороза, без метели, без вьюги, безо льда и т.д.

 Воспитатель:  Правильно! Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, вы должны разгадать ребус.

 Использование компьютерного упражнения «Ребус». Слайд 2 (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов, развитие зрительного анализа).

 Воспитатель:  Посмотрите на экран и по первым звукам в названиях картинок отгадайте слово.

 Дети определяют слово «Забава».

 Воспитатель:  Вы отлично справились с заданием. Сегодня мы будем говорить о зимних забавах и зимних видах спорта. И почему нужно больше бывать на свежем воздухе. А также повторим правила, которые нужно соблюдать во время зимних игр и забав. Но вначале, подготовим наши уши и глаза к игре.

Игра «Услышь ошибку» (Развитие слухового внимания, мышления).

 Воспитатель:  Послушайте правила игры. Поднимите руку, если произнесенное мною слово относится к зимним играм и забавам.

 - Зимой дети катаются на санках, на лыжах, на велосипеде, на снегокате, на ледянках, играют в футбол, в хоккей, в мяч, строят снежную крепость, песочный замок, лепят снежки, песочные пирожки, снежную бабу.

Воспитатель: Очень хорошо. Молодцы!

 Игра «Четвертый лишний». Слайд 3и 4 (Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи).

 Воспитатель:  Посмотрите на экран, подумайте и скажите, какая картинка лишняя. Объясните, почему. Говорите полными предложениями, красиво и правильно.

 А) лыжи, рукавицы, коньки, сноуборд (лишние рукавицы, потому что это предмет одежды, а лыжи, коньки и сноуборд – зимнее спортивное оборудование);

 Б) клюшка, санки, мяч, шайба (лишний мяч, потому что это предмет для летних развлечений, а клюшка, санки и шайба – это предметы для зимних забав и занятий).

 Воспитатель:  Поспела новая игра, нелегкое задание.

                           Приготовься детвора, выполнить задание!

Выходите, встаньте в круг.

Игра «Образуй слово» (Совершенствование грамматического строя речи: формирование навыков словообразования)  (игра с мячом в кругу)

- Я напомню вам правила игры с мячом: мяч бросаем точно в руки двумя руками.

- Я начинаю предложение, бросив мяч, вы возвращаете мне мяч, заканчивая это предложение, добавляя нужное словосочетание, отвечающее на вопрос «Кто?».

 - Бегает на коньках - …………. Конькобежец.

 - Катается на санках - …………… Саночник.

 - Катается на лыжах - ……………. Лыжник.

 - Играет в хоккей - ………………. Хоккеист.

 - Занимается фигурным катанием - ………….. Фигурист.

- Занимается спортом - ……………Спортсмен.

- Катается на бобе - ……………….Бобслеист.

- Играет в кёрлинг - ……………….Кёрлингист.

Воспитатель:  Молодцы! Настала новая игра, поиграем, детвора?

Игра «Зимние забавы» (Совершенствование координации речи с движением, развитие общей моторики).

Мы зимой в снежки играем,         Стоят в кругу. «Лепят снежки». 

 По сугробам мы шагаем,             Идут друг за другом по кругу. 

 И на лыжах мы бежим,                Имитация езды на лыжах, помогают палками. 

 На коньках по льду летим.          Имитация катания на коньках, руки за спиной. 

 Крепость дружно строим мы,     Берутся за руки идут в круг, поднимая руки.

 Гостью зиму – любим мы!          Расходятся, делая большой круг. 

 Под музыку садятся на стульчики.

 II. Основная часть.

Образовательная область «Познание»

Беседа о зимних видах спорта.

 1. Вводная беседа (Расширение представлений о зимних видах спорта, формирование представлений о важности и пользе занятиями спортом для здоровья, о том, что является лучшим отдыхом, после компьютерных занятий, почему нужно заниматься физическими упражнениями, спортом, подвижными играми в любое время года). Слайды 5-10

Воспитатель: Как вы думаете, как называются виды спорта, которыми занимаются зимой.

Ответы детей:  Зимние виды спорта.

Воспитатель:  А какие зимние виды спорта вы знаете?

Ответы детей: Фигурное катание, хоккей, ….

Воспитатель:  Дети, какое важное всемирное событие в спортивной жизни произошло у нас в стране в Сочи?

Ответы детей: Зимние Олимпийские игры.

Воспитатель:  Спортсмены всего мира приезжают на Олимпиаду для того, чтобы посоревноваться и определить кто самый сильный, кто самый смелый, кто самый быстрый и ловкий.

Воспитатель:  Всего в соревнованиях участвовало 85 стран. Разыгрывалось 98 комплектов медалей в 7 видах спорта. Участниками соревнований станут 2750 спортсменов. Талисманами Олимпиады стали сразу три зверька: Зайка, Белый мишка, Снежный барс. После окончания соревнований на тех же сооружениях и спортивных объектах пройдут Зимние Паралимпийские игры. Зимние виды спорта, по которым буду соревноваться спортсмены в Сочи: биатлон, бобслей (скелетон), кёрлинг, коньковые виды спорта (конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек), лыжные виды спорта (горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, фристайл, сноуборд), санный спорт, хоккей с шайбой.

Воспитатель:  Для спортсмена олимпийская медаль – самая главная награда в жизни. За каждой из них, будь то золотая, серебряная или бронзовая, - тяжелый труд ежедневных многочисленных тренировок; упорство, сила воли, трудолюбие…  

Воспитатель: Ребята, а как же стать таким спортсменом и поехать на Олимпийские игры?

Дети: Чтобы стать спортсменом и поехать на Олимпийские игры нужно  заниматься спортом, делать зарядку, закаливаться, воспитывать силу воли и т.п.

Воспитатель: А что вы делаете для того чтобы стать сильными, закалёнными, ловкими?

Ответы детей: Я делаю по утрам зарядку, точечный массаж, гимнастику для глаз, обливаю ноги прохладной водой…..

(Выслушать  ответы детей, подвести к выводу, что физкультура и спорт укрепляют здоровье человека).

Рассказ Димы Никитина о хоккее.

2. Рассматривание фото-слайдов с комментариями (Развитие диалогической речи, уточнение словаря по теме, создание эмоционального фона восприятия информации за счет компьютерной презентации).

Воспитатель: Какие виды спорта вы знаете на коньках?

Ответы детей: …

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на эти виды спорта.

Воспитатель: Этот вид спорта называется конькобежный, (слайд 11) спортсмены бегут по большому стадиону наперегонки. Если спортсмены бегают наперегонки по маленькой площадке, то этот вид спорта называется шортрек (слайд 12).

Танцевать на лёд пойдём,
         Музыку мы заведём.

О каком виде спорта идет речь в этой загадке?

Ответы детей…

Воспитатель: Правильно, фигурное катание. Оно есть одиночное, где катаются только мальчики или девочки, мужчины или женщины, а есть парные виды, где спортсмены катаются в парах.   (Слайд 13) Дети, на Олимпиаде в Сочи впервые золотую медаль в одиночном фигурном катании завоевала российская спортсменка Аделина СОТНИКОВА.

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!".
Веселая игра ... (Хоккей)

Воспитатель: Нам хорошо известна игра в хоккей с шайбой, а есть еще игра в хоккей с мячом или русский хоккей.    Слайд 14

Воспитатель:   А как называется спортсмен, который катается на лыжах:

                                               Кто по снегу быстро мчится,
                                               Провалиться не боится? (Лыжник)  Слайд 15

Воспитатель: Кроме лыжных гонок, на лыжах есть еще и другие виды спорта.

Воспитатель: Один из них называется биатлон. Посмотрите, что делают биатлонисты? (слайд 16)

Ответы детей: бегут на лыжах, стреляют из винтовки.

Воспитатель: Молодцы. А какие виды спорта на лыжах вы знаете ещё?

Ответы детей: прыжки с трамплина, спуск с гор и др.

Воспитатель: Да, есть такие виды спорта как прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, фристайл – это, когда спортсмен во время спуска по трассе с небольшими трамплинами выполняет акробатические упражнения. (слайд 18)

Есть и еще один вид спорта на снегу, но не на лыжах:

Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется … (Сноуборд)   Слайд 19

Воспитатель: Ребята, есть еще зимние виды спорта, которые начинались на снегу, а теперь проводятся на специальных ледяных трассах.

Воспитатель: Это виды спорта, для которых нужны санки, это санный вид спорта. К этим видам спорта относится бобслей и скелетон. Бобслей называется  так, потому что используются специальные сани в форме боба, т.е. похожи на фасоль. Скелетон представляет собой сани c утяжелённой рамой, без рулевого управления, на которых спортсмен лежит головой вперёд по направлению движения, лицом вниз. Для управления используются специальные шипы на ботинках. Снизу к скелетону крепятся два стальных конька, а сверху — две ручки. Слайд 20

Воспитатель: Но есть вид спорта на льду, но без коньков:

Камень по льду я в "дом” запущу,

И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг)  Слайд 21

Воспитатель: Вот мы с вами и вспомнили зимние виды спорта, давайте ещё раз попробуем их назвать.

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, среди зимних видов спорта нам некоторые виды очень сложно выговорить. Это иностранные виды спорта. И я предлагаю вас побыть иностранцами. Попробуем произнести по слогам: шортрек, кёрлинг, бобслей, скелетон. Как интересно звучат эти слова. Давайте ещё раз медленно повторим: бобслей – бобслеист. Побыстрее: бобслей – бобслеист. Бобслеист катится на бобе по ледяному желобу. Побыстрее: бобслеист катится на бобе по ледяному желобу. Скелетон – скелетонист….. В 2014 году на XXII Олимпийских играх в Сочи  Александр Третьяков стал первым олимпийским чемпионом от России по скелетону. Спортсменка Елена Никитина стала первой в истории России обладательницей олимпийской медали в скелетоне, завоевав бронзу.

Кёрлинг – кёрлингисты.

Вся беседа сопровождается показом презентации в соответствии с текстом.

Воспитатель:  Дети, давайте вспомним правила безопасного поведения во время зимних игр и забав.

Просмотр слайдов с комментариями. Слайды 22-25

Воспитатель:  Сегодня мы говорили о том, что нужно укреплять свой организм при помощи подвижных игр и занятий спортом в любое время года. Это понятно: гимнастика для рук и ног дело привычное и знакомое всем. А давайте вспомним, зачем мы тренируем глаза, выполняя специальные упражнения с ними?

 Дети:  Когда глаза долго работают с компьютером, им нужен отдых.

 Воспитатель:  Верно! Мы всегда должны помнить о зрительном режиме: чередовать нагрузку на глаза с отдыхом, то есть – гимнастикой для глаз. Поэтому выполним знакомое упражнение «Скалолазы».

 Гимнастика для глаз (Закрепление навыков самооздоровления, снятие зрительного напряжения).

Палец, словно карандаш,                Вытягиваем перед собой руку, указательный

нарисуем мы,  пейзаж:                                                                         палец вверх. 

 Пики скал, о, чудеса, ввысь уходят небеса!            «Рисуем» пальцем четыре горы. 

 А теперь дружочек, раз -          Приближаем к кончику носа палец, вытягиваем

 Пальчик твой стал скалолаз                                                    вперед от носа. 

 Вверх на горку,                                          Движения глазами и пальцем вверх.

 Вниз с горы, (глазками за ним следи),      Движения глазами и пальцем вниз.

 Вверх на горку,                                Движения глазами и пальцем вверх – вниз,

 Вниз с горы вверх – вниз.

 Через горы мы прошли,                           Приближаем к кончику носа палец,

в детский садик   все пришли.                             вытягиваем вперед от носа.

 Воспитатель:  Молодцы!

Воспитатель:  А теперь, 1-2-3-4-5, будут пальчики играть! На каждый слог знакомого вам двустишия «Снегопад», вы должны скомкать свой лист бумаги так, чтобы он превратился в «снежок».

Игра «Лепим снежки» (Работа над темпом и ритмом речи, совершенствование координации речи с движением, развитие тонкой моторики).

 Дети образуют круг, взяв со стола чистый лист бумаги.

Дети:  Снего-снего-снегопад, каждый будет очень рад.

             Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки.

Воспитатель:  Посмотрите, сколько снега намело. А сейчас, предлагаю поиграть в снежки. Вставайте в ряд друг за другом и по очереди вы должны назвать любой вид зимнего вида спорта, спортивного оборудования, любую зимнюю забаву и попасть своим снежком в мишень, стоящую перед вами.

Игра «Словесные снежки» (Развитие ловкости, точности движений, активизация словаря по теме).

 Воспитатель:  Молодцы! Вы справились с заданием.

Образовательная область «Художественное творчество»

- А сейчас я предлагаю вам стать художниками и нарисовать зимние забавы, зимние виды спорта или скульпторами и слепить спортсменов, занимающихся зимними видами спорта.

- Пожалуйста, пройдите в нашу изостудию и выберите по желанию кому что нужно: бумагу, краски, карандаши, пластилин.

Дети приступают к рисованию или лепке.

Воспитатель проводит индивидуальную работу. Помогает детям, которые затрудняются в изображении человека, его движений. Использует такие приемы, как совет, вопрос. Поощряет работу детей: «Как ты красиво нарисовал (слепил) лыжника».

Во время рисования, лепки обращаю внимание на осанку детей.

- Спасибо вам, ребята, потрудились на славу! А какие замечательные рисунки и поделки у всех получились!

III. Заключительный этап

Размещение рисунков и поделок на выставке

 - Как можно назвать эту выставку? (зимой на прогулке, зимние игры, зимние забавы, ах как весело зимой).

 - Как вы думаете, красиво получилось?

 - А почему получилось так красиво? (когда мы делаем все вместе, стараемся, договариваемся, не ссоримся – всегда получается хороший результат).

Рефлексия  (Оценка работы детей, развитие связной речи).

 Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что сегодня нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? Какие выводы для себя сделали?

 Дети рассказывают о том, что нового они узнали, что особенного им запомнилось, было интересно и познавательно.

 Воспитатель: - А закончить наше занятие хочется знакомой всем поговоркой. Я начну, вы продолжите её: «Кто спортом занимается - …..».

 Дети: - …… с болезнями не знается!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область «Познание». Формирование элементарных математических представлений.

Конспект деятельности прост и интересен. Дети отправляются в "лесную школу", выполняют разные задания от зверят. Ребята с удовольствием справляются со всеми заданиями.Задачи:обучающие:- упражнять в сч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по формированию целостной картины мира, тема: «Домашние животные и их детеныши».

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Игра».Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.Задачи:Образовате...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию (формирование целостной картины мира) по теме: "Дары осени" в первой младшей группе

Цель: Познакомить детей с дарами леса осенью.Задачи: 1.     учить находить  один и много предметов в специально созданной обстановке,2.     отвечать на воп...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»

Конспектнепосредственно – образовательной деятельностиобласти «Познание. Формирование целостнойкартины мира»в старшей группе оздоровительной направленности«Солнышко»...