Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности область «Познание» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Весёлые ложки»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Тюменева Наталья Юрьевна

Основная цель: приобщение детей к  истокам народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: - Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками, ковшами.

- Активизировать словарь словами: резчик, "бить баклуши", художник, горбинка, вмятина, ручка граненая, точеная, ковш, роспись, ложкари, ложечники.

- Воспитывать интерес к народной культуре, народным ремеслам.

Предшествующая работа: экскурсия в  "русскую избу",чтение и рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Жихарка",заучивание танца с деревянными ложками.

Демонстрационный материал: кукла-мальчик в русском народном костюме - Жихарка, чугунный горшок, деревянные ложки(по две ложки на каждого ребёнка и ложки для выставки),ковши, иллюстрации с изображением деревянных ложек.

Методические приёмы: игровая мотивация, беседа, загадывание загадки, рассматривание предметов обихода, поэтическое слово взрослого, чтение рассказа, инсценировка детьми русской народной сказки "Жихарка", танец с ложками.

Интеграция областей: «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Чтение художественной литературы», «Музыка»,

Ход занятия: Cтук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришёл в гости. Заходит «Жихарка», приносит чугунок покрытый салфеткой.

Жихарка: Здравствуйте.

Воспитатель: Здравствуй, Жихарка, а что это ты принёс?

Жихарка: А вот отгадайте: "Сама не ест, а людей кормит".

Дети: Ложка.

Воспитатель: (снимает салфетку с чугунка) Жихарка, да у тебя целый чугунок деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?

Жихарка: Посмотрите.

Воспитатель: Посиди, Жихарка, послушай, что мы знаем о деревянных ложках.(сажает Жихарку на стульчик.)

Воспитатель: Ребята, раньше люди ели деревянными ложками. Россия-страна лесов. Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины, липы, берёзы выделывали здесь лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек),а назывались эти чурочки -"баклуши". Как Никита назывались заготовки  для ложек? (Баклуши) Повтори Лёша, Алина. А из баклуш резчик , с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Кто , Дима, вырезал ложки? (Резчик). Повтори Егор, Даша. Правильно. У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Иди, Алёна ,потрогай эту ложку, что чувствуешь, какая она? (Неровная) А ты, Саша, потрогай, что это?(Вмятина). Вова, потрогай ты ложечку, что у неё есть? (Горбинка ) Правильно, на ложке есть вмятины, горбинки, ручка гранёная. Всё это следы работы резчика. Каждая его ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Вырезанную резчиком ложку расписывает художник. Кто, Богдан, расписывает ложки? (Художник) Повтори, Лера, Денис. Правильно. Золотистый, красный, чёрный - такое сочетание цветов можно встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и в произведениях народных мастеров. Для хохломы эти цвета особенно важны: красный придаёт теплоту и мягкость искусственному золоту. Золото олицетворяет счастливую, богатую жизнь, довольство, красоту и чистоту. В Заволжье всегда крестьяне- ремесленники любили узоры - "золото" да "травку". Травка и цветы, ягоды и листья-побеги напоминали людям о молодости, силе, о чём-то новом. А чёрный цвет усиливал красоту этих узоров.

"Резные ложки и ковши.

Ты рассмотри – ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они , как золотые,

А может солнцем налитые."

Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные.

Этими ложками удобно есть кашу, щи. (воспитатель раскладывает ложки на столе) А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку.. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой  хорошо раскладывать по тарелкам кашу. А вот , посмотрите, какой большой ковш с длинной ручкой, им как половником очень удобно разливать по тарелкам щи, суп ,уху. Повтори , Данил, что это?(Ковш)Лиза, Ярослав. Правильно , ребята, это ковш.

Вот сколько ложек у Жихарки в чугунке. Что ,ребята ,можно делать деревянными ложками?

Дети: Есть, готовить, раскладывать еду.

Воспитатель: Правильно. А ещё деревянные ложки - это русский народный  музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. Как , Матвей, называют людей играющих на ложках(Ложкари) Повтори Лера, Андрей.

Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки) Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Жихарка на нас посмотрит.

Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо потанцевали.  Жихарка, а мы про тебя сказку знаем.Сейчас мы покажем тебе отрывок из русской народной сказки "Жихарка".

Воспитатель читает слова автора, а ребёнок слова Жихарки.

"Сделал Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, раскладывает ,да приговаривает:

-Эта ложка простая Котова, эта ложка простая -Петина, а эта не простая ,точёная ,ручка золочёная - Жихаркина, никому её не отдам".

Вызываются трое детей по очереди для драматизации отрывка.

Воспитатель: Понравилось тебе, Жихарка, как ребятки показали отрывок из сказки?

Жихарка: Понравилось, молодцы.

Воспитатель: А ещё ,ребята,  я хотела прочитать вам рассказ Михаила Бартинёва "Как трудно бить баклуши".

Чтение рассказа.

Воспитатель: Понравился вам рассказ? (Да) Из этого рассказа мы с вами узнали как дедушка рассказывал внуку, как раньше на Руси "били баклуши".

Воспитатель: Спасибо тебе, Жихарка, за то ,что ты пришёл к нам и принёс такие замечательные, резные, расписные  деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали как изготавливали деревянные ложки, узнали ,что ложками в старину не только ели ,но и использовали как музыкальный инструмент.

Ребята , Жихарке надо возвращаться в сказку. Скажите ему "спасибо" и "до свидания".

Жихарка: До свидания, ребята, мне у вас очень понравилось.(Уходит)

Воспитатель: Ребятки,сегодня вы  узнали много нового, танцевали, отгадывали загадку, внимательно слушали рассказ. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию (формирование целостной картины мира) по теме: "Дары осени" в первой младшей группе

Цель: Познакомить детей с дарами леса осенью.Задачи: 1.     учить находить  один и много предметов в специально созданной обстановке,2.     отвечать на воп...

Конспект открытой НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Волшебница вода»

Конспект открытой НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) в средней группе «Волшебница вода»Познание. Формирование целостной картины мира.Тема: «Волшебница Вода».Области интег...

Конспект по организованной образовательной деятельности область "Познание" ("Формирование целостной картины мира") Тема "В гостях у Капитошки".

Цель: расширить представления детей о свойствах и состояниях воды. Программные задачи:- учить детей правильно называть свойства и состояния воды;- учить детей, ориентируясь на картинки и видеоряд...

Конспект НОД по образовательной области Познание (формирование целостной картины мира) в средней группе на тему «На бабушкином дворе».

В рамках проекта "Домашние и дикие животные" с детьми была проведена НОД "На бабушкином дворе" с целью закрепления знаний о домашних животных, внешнем виде, среде обитания и о роли...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»

Конспектнепосредственно – образовательной деятельностиобласти «Познание. Формирование целостнойкартины мира»в старшей группе оздоровительной направленности«Солнышко»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО Познание. Формирование целостной картины мира.

Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО Познание. Формирование целостной картины мира для воспитанников старшей группы детского сада. Тема: такой разный песок...