Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»

    Ананьева Татьяна Григорьевна

    Конспект

    непосредственно – образовательной деятельности

    области «Познание. Формирование целостной

    картины мира»

    в старшей группе оздоровительной направленности

    «Солнышко»

     

    Тема: «Чудеса в весеннем лесу»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chudesa_v_vesennem_lesu.docx34.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16» города Канаш Чувашской Республики

    Конспект

    непосредственно – образовательной деятельности

    области «Познание. Формирование целостной

    картины мира»

    в старшей группе оздоровительной направленности

    «Солнышко»

    Тема: «Чудеса в весеннем лесу»

    Составила и провела воспитатель

                                                                          I квалификационной категории

    Ананьева Т. Г.

         

    2017 г

    Тема недели: Весна

    Тема НОД: Чудеса в весеннем лесу

    Тип: интегрированное

    Вид: сюжетное

    Образовательные области:

    1. Познание

    2. Коммуникация (речевая деятельность)

    3. Социализация(игровая деятельность)

    4. Физическая культура (двигательная деятельность)

    5.Музыка

    6. Здоровье (оздоровительная деятельность)

    Организация:

    1. по подгруппам

    2. использование всего пространства группы

    Цель: Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

    Программные задачи:

    Образовательные:

    - Формировать представления о весне, как периоде пробуждения природы, закрепить знания о весенних месяцах

    - Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, тает снег и превращается в воду). Образовалось много воды, которая впитывается в землю. Набухают почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, первые весенние цветы – подснежники, прострелы, крокусы. Формировать реалистическое представление о жизни лесных животных (от спячки просыпается еж, барсук, из берлоги выходит медведь, просыпаются насекомые, прилетают птицы с юга, поют и вьют гнезда); у лесных животных появляются детеныши.

    - Стимулировать стремление объяснить происходящее и рассуждать.

    -Формировать у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли.

    - Закрепить умение проводить операции сравнения и обобщения. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

    - Обогащать словарный запас по теме.

    Развивающие:

    - Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

    - Развивать интеллектуальную активность детей, понимать и решать познавательные задачи.

    - Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы.

    Развивать логическое мышление и память детей.

    - Развивать эстетическое восприятие.

    Воспитательные:

    - Воспитание уважительного отношения к жизни леса весной, культуры поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе

    - Воспитание  навыков сотрудничества, умение самостлятельной и совместной работы.

    Предварительная работа: Чтение художественной литературы и энциклопедий, беседы, загадывание загадок, решение проблемных ситуаций, рассматривание картин, слушание музыки, исследовательская деятельность и поведение опытов на улице, ТРИЗ игра «Хорошо – плохо», дидактические игры «Зима, весна, лето, осень», «Что с начало – что потом», «Почемучки», просмотр мультфильма «Путешествие капельки», наблюдение в природе за признаками весны, просмотр презентаций «Весна в городе», «Приметы весны».

    Материалы и оборудование: конверт с письмом, массажные коврики, ребристая доска, фонограмма песен и звуков природы, экран, презентация «Весна в лесу», сюжетные картинки, шапочки братьев месяцев, предметные картинки, две скамейки, шкатулка, магнитная доска. Оборудование для опытов: 1большой поднос, 10 маленьких подносов, стаканчики со льдом и снегом, салфетки, термос с горячей водой, 3 тазика, модель «маленьких человечков».

    Воспитатель: Дети я рада встрече с вами.  Вижу, как  у вас блестят глазки, и  читаю в них ваши умные мысли.

    Воспитатель:  обращаясь к гостям

    Доброе утро гости желанные,

    Всех приглашаем,

    Дети: Душевно встречаем!

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский  сад, я увидела, что к окну прилетела сорока, постучала клювом  в окно, радостно и звонко так затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить. Сорока оставила нам конверт. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо пришло нам. Вот оно. Послушайте…

    Здравствуйте дорогие ребята! Вам пишут весенние братья месяцы – Март, Апрель и Май. Мы много о вас наслышаны. Нам сказали, что вы очень любознательные,  добрые и старательные дети. И если это так, мы приглащаем Вас в лес весенний ни за ягодами, ни за грибами, а за весенними чудесами. Но предупреждаем. Вас ждут испытания, и чтобы справиться с ними,  нужно быть очень дружыми. Ждем вас!

    Братья Месяцы

    Воспитатель: Удивительно! нас приглашают в лес за весенними чудесами. Ребята, как вы думаете, а где еще мы можем узнать о чудесах, которые происходят весной в природе?

    Дети: В интернете, в библиотеке, в энциклопедии, можно спросить об этом у взрослых, спросить друг у друга, провести собственное исследование.

    Воспитатель: Ну а нам пора отправляться в лес за чудесами.

    Ребята вы готовы путешествовать?

    Дети: Готовы

    Воспитатель: Вот сейчас я и проверю

    Вопросы:

    1. Какое время года весна сменяет?

    2. А чем весна отличается от зимы?

    3. Кто приносит весну на крыльях?

    4. Когда распускается подснежник?

    5. Когда цветет яблоня?

    6. Когда прилетают скворцы?

    Воспитатель: Какие вы умнички. Вижу, все готовы путешествовать. Ну, тогда беоите друг друга за руки, ведь мы должны быть с вами дружной командой.

    (включается фонограмма песни «Как – как – капельки – золотые сабельки», дети по массажным коврикам идут друг за другом, держась за руки)

    Воспитатель: 

                                             Мы по мостику пойдем

                                              В лес весенний попадем

                                              Будем по лесу гулять,

                                              Свежим воздухом дышать.

    ( дети проходят по мостику - ребристой доске через речку)

    Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как красиво. Как пахнет здесь весной.  Давайте поздороваемся с лесом.

    Дети:                                 Здравствуй лес, дремучий лес

    Кто в глуши твоей таится

    Что за зверь, какая птица?

    Все открой – не утаи,

    Ты же видишь мы свои!

    Воспитатель: В лесу надо быть очень внимательными, нельзя шуметь, кричать, а впрочем, вы сами расскажите как нельзя себя вести в лесу?

    (дети  рассказывают)

    - Нельзя оставлять мусор. Мусор нужно забрать с собой.

    - Нельзя рвать редкие цветы. Не будет просто красоты.

    - Нельзя  разорять  птичьи гнезда

    - Нельзя забирать  из леса животных. Лес для ежиков и белочек – это дом родной, а в неволе они не будут спать и есть.

    - В лесу нельзя ломать ветки на деревьях и кустарниках

    Воспитатель: Ребята, а как вы дуиаете какое время года в лесу?

    (обращает внимание на картину «Весна в лесу» - презентации слайд 1)

    Дети:

    Воспитатель: А почему ты так решил? Может быть это зима, ведь на картине изображен снег?

    А здесь я вижу цветы, может быть это лето?

    (воспитатель пытается запутать детей, дети доказывают, что на картине изображена все- таки весна, перечисляют весенние признаки)

    Воспитатель: Дети, а как вы узнали, что в лесу наступила весна.

    Дети:

    Воспитатель: Молодцы, вы так порадовали меня ответами.

    Воспитатель: Давайте, ребята, расскажем о том, что происходит в природе весной.

    Фонопедическое упражнение «Весной»

    Дети и воспитатель:

    Солнце светит ярко

    (дети поют восходящий звукоряд на слог «ля», показывая движение вверх рукой)

    И сосулькам жарко

    (произносят звук «кап» , ударяя указательным пальцем по ладони другой руки)

    Ручейкм бегут

    (произносят «Бл – бл – бл..», быстро двигая языком вправо-влево)

    Песенки поют

    (показывают рукой» волну» и пропевают звук «у» в соответствии с движением руки)

    Появились жуки

    (продолжительно тянут звук «ж»ложив ладонь на грудь)

    Мухи

    (произносят звук «н», положив ладонь на темя)

    Пчелы

    (произносят звук «в», положив ладони к щекам)

    Комары

    (прроизносят звук «з». положив руку на шею спереди)

    Даже дедушка медведь

    Начал громко реветь

    (дети произносят звук «р-р-р», руки перед собой)                                      

    Воспитатель: Ребята продолжим наше путешествие по лесу.

    ( воспитатель надевает ребенку венок месяца Марта)

    Воспитатель и дети: Здравствуй месяц Март!

    Март: Здравствуйте ребята. Я месяц Март – первый месяц весны.

    А как называют месяц март в народе?

    Дети: Я думаю месяц март в народе называют протальник

    Воспитатель: Объясните почему?

    Дети: Потому, что снег в марте тает,  и появляются первые проталинки

    Март: Ребята, посмотрите, а в конверте лежат картинки, может быть они помогут вам узнать о чуде.

    Ситуативный разговор «Что Весне помогло победить холод»

    Воспитатель: На карточках …

    Дети: лампочка, костер, солнце

    (воспитатель выкладывает карточки на магнитную доску)

    Воспитатель: Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне победить холод?

    (дети высказываются, делают вывд – что солнце самое большое и доброе чудо)

    Воспитатель: А почему вы так решили, потому что солнце самое красивое и веселое?

    Дети: Нет

    Воспитиатель: А какое солнце весной?

    Дети: теплое, яркое, жаркое, доброе, золотое, ласковое, круглое, желтое, лучистое

    Воспитатель: Да, кроме красоты у солнышка много тепла и доброты. Изменилось солнышко весной, оно стало ярче и теплее. Весной на нашу планету попадает гораздо больше солнечного тепла, чем зимой, повышается температура.

    Март: Угадайте, ребята, а какие чудеса происходят в природе в марте?  А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку и расскажите.

    (ребенок выкладывает на магнитную доску картинки - солнце, проталинки, первая трава, первоцветы (подснежники, крокусы, прострелы), грачи. Есть лишняя карточка дерево с зелеными листочками.)

    Воспитатель: Солнышко высоко, светит ярче, припекает. Продолжите дальше

    Дети: Снег начинаки оседать, таять. Снег становится ноздреватым, потомучтл днем сронышко пригревает, светит ярче., снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Водичка протекает вниз сквозь толщу снега, в снегу лстаются дырочки. Появляются первые проталинки, на которых появляются первоцветы – подснежники, крокусы, прострелы, появляется первая зеленая травка. Потомучто весной появляются все условия для роста растений –влага, тепло, влажная земля и солнечный цветС юга прилетают грачи.

    Дети: А вот деревья в марте еще не проснулись. Я дуиаю, что эту картинку мы уберем.

    Воспитатель: Умнички, вы все правильно рассказали о чудесах природы в марте. В лесу постепенно наступает весна.

    Воспитатель: Подул ветерок, набежали тучки, пошел дождь

    Дети: Дождик, дождик веселей

    (барабанят пальчиками)

    Капай, капай не жалей

    (встряхивают кистями)

    Дождь прошел.

    (воспитатель надевают ребенку венок месяца Апреля)

    Воспитатель и дети: Здравствуй месяц Апрель

    Апрель: Здравствуйте ребята, я месяц апрель – второй месяц весны.

    А как называют апрель в народе?

    Дети: Я знаю апрель в народе называют снегогон, водолей.

    Воспитатель: Объясните почему?

    Дети: Потому что в апреле снег начинает быстро таять. Превращается в воду, бегут весёлые ручейки.

    Апрель: А какая погода в апреле? (Ответы детей)

    Воспитатель: Дети подойдите к окну и скажите, какая погода сегодня?

    Дети дают характеристику погоды

    Апрель: Угадайте, ребята, а какие чудеса происходят в апреле?
    Рассказ ребенка с презентацией.

    презентация «Весна в апреле»

    Воспитатель: В апреле солнце светит  и греет гораздо сильнее. С каждым днем становится теплее, а что дальше.

    Дети: Быстро тает снег и превращается в воду. Повсюду бегут звонкие ручейки. Вода питает землю. Просыпаются от зимнего сна деревья. Почки на голых ветках оживают: набухают, увеличиваются. Начинается сокодвижение.  Из коричневых чешуек появляются первые зеленые листочки. Прилетели с юга перелетные птицы - жуоавли, скворцы, ласточки, жаворонки, соловьи. Вылезли из щелей насекомые. Проснулись после зимней спячки медведь, барсук, еж. Белки и зайцы поменяли свои теплые шубки на более легкие, поменяли их цвет. У многих лесных животных появились детеныши.

    Воспитатель: В апреле вся природа пробуждается от долгого зимнего сна. Лес наполняется разными шумами и звуками. Вы так хорошо знаете о чудесах весны, то может быть, отгдаете какие весенние звуки сейчас прозвучат

    (включается запись «Голоса природы»)

    Апрель: А что вы услышали в лесу?

    Дети: Я услышал, как журчит ручей, а я услышал пение птиц…

    Воспитатель: На разные голоса заливаюся,  щебечут веселые пичуги. Птицы кажутся такими беззаботными, но на самом деле весной у них немало важных дел. Какие, как вы думаете?

    Дидактическая игра «Что сначало, что потом»

    Дети: Птицы подыскивают себе пару. Вьют гнезда. Откладывают в них яички и выводят птенцов.

    Воспитатель: Какое чудо! Когда наступает весна снег начинает таять. А почему снег весной таит?

    Дети: Я думаю снег весной тает потому что солнце не только светит, но и греет.

    Воспитатель: А где мы можем выяснить, почему снег тает?

    Дети: В нашей лаборатории.

    Воспитатель: Проходите в лабораторию. Сегодня мы будем с вами настоящими учёными. Проведём собственные исследования и выясним, почему же снег тает весной. Ребята что вы видите на подносах.

    Дети: Снег и лёд.

    Воспитатель: Потрогайте снег руками и скажите, какой он?

    Дети: Холодный, мягкий, рыхлый, белый.

    Воспитатель: Возьмите и потрогайте лёд руками и скажите, какой он?

    Дети: Холодный, твёрдый, скользкий, гладкий, мокрый.

    Воспитатель: А что происходит со льдом и снегом?

    Дети: Он начинает таять и превращается в воду.

    Воспитатель: А почему это происходит?

    Дети: Я думаю, что они тают от тепла наших ладошек. В зале тепло.

    Воспитатель: А как ещё можно растопить снег и лёд?

    Дети: Положить в горячую воду, на батарею и на грелку.

    Воспитатель: Возьмите по кусочку льда положите в горячую воду. Что происходит?

    Дети: В горячей воде лёд быстро растаял.

    Воспитатель: Значит, от чего растаял лёд.

    Дети: Под воздействием горячей воды лёд растаял.

    Воспитатель: А какие человечки живут в льдинке?

    Дети: Дружные, они крепко держатся за ручки.

    Воспитатель: А что происходит с человечками льда от тепла?

    Дети: Дружные ледяные человечки крепко держаться за руки, а от тепла когда появляются красные, бегущие человечки, дружным человечкам становится жарко. Дружные человечки превращаются в равнодушных и отпускают ручки, посмотрите какие лужи появились.

    Воспитатель: А почему снег и лёд весной на улице тает.

    Дети делают вывод: Потому что солнце сильно греет и под действием тёплых лучей снег начинает таять.

    Воспитатель: Ребята, а нам пора продолжить наше путешествие.

    Воспитатель и дети: Здравствуй, месяц Май

    Май: Здравствуйте дети! Я месяц Май – третий месяц весны. А в народе меня называют травень, потому что всюду появляется трава, деревья надели зеленые платьица, цветут цветы – ландыши, медуница. От снега ничего не осталось. Посмотрите, вот какие чудеса творят солнечные лучики в мае. Садитесь  на бревнышки и смотрите.

    (презентация «Май»)

    Рассказ ребёнка: Все стало зеленым и цветным.

    Птицы поют.

    Пробудились муравьи

    По делам спешат они

    Бабочки летают

    И нарядом щеголяют

    Над цветами шмель коужит

    Деловито так жужжит.

    Воспитатель: Лес в мае словно рождается заново. Удивительно. Какое солнце яркое, жаркое. Давайте поиграем с его лучиками.

    Зрительная гимнастика

    Лучик вверх, лучик вниз

    Лучше детям улыбнись

    Вправо, влево посмотри

    Вокруг солнца обойди.

    (весенний хоровод)

    Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Многое мы узнали о чудесах весны. Ребята, чтобы вы еще хотели узнать о природе весной?

     (воспитатель записывает  в записную книжку пожелания детей)

    Воспитатель: Я сейчас все это запишу в свою записную книжку и мы с вами обязательно поговорим об этом на следующей встрече, а возможно осуществим проект. У нас  в детском саду есть копилка мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить свои знания о весне.

    Дети: Хотим.

    Воспитатель:

    В круг ребята становитесь,

    Крепче за руки беритесь

    Я шкатулочку возьму

    И приметы соберу

    Дети: Апрель с водой, май с травой

    Весной солнце как мать светит и греет

    Март зиму кончает, весну начинает

    Увидела грача – весну встречай

    Ласточка прилетела, скоро гром загремит

    До первой грозы лягушки не квакают.

    Вода с гор потекла – встречай весну

    Воспитатель: Вот видите, как много можно узнать, гуляя по лесу. Давайте и дальше учиться у природы и дружить с ней. А нам пора с вами возвращаться в детский сад. К письму были приложены маленькие солнышки – это братья месяцы благодарят вас за ваши знания и старения.  

    (дети уходят из зала под музыку)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности По познанию окружающего мира в старшей группе.

    Тема НОД: «В гостях у гномика»(ознакомление с лекарств. растением - обыкновенной календулой).Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить с новым лекарственным растением- календулой, за...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира в старшей группе

    Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни. В процессе данного занятия дети  знакомятся с разнообразие...

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательная деятельность познание + коммуникация + ручной труд в старшей группе с ОНР “Весна”.

    Уточнять  предметный, глагольный словарь  и  словарь признаков по теме: “ Весна”; углубить представления о сезонных изменений в природе; Формировать умение подбирать признаки и дей...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

    ПЛАН КОНСПЕКТ непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие на морское дно»

    НОД по познавательному развитию (математика+экология). Дети отправляются в путешествие на морское дно на построенном батискафе, знакомятся с морскими обитателями и решают интересные задачки....