Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе для детей со сложным дефектом. Тема «Весеннее путешествие».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мордовина Анастасия Юрьевна

Данное занятие было запланировано как итоговое по проекту   «Заюшкина избушка».

При подготовке к НОД мною и воспитателями группы была проведена предварительная работа, направленная на расширение знаний детей о приметах весны и знанию РНС «Заюшкина избушка».

Конспект был составлен в соответствии с задачами адаптированной   образовательной программы  для детей со сложным дефектом МКДОУ № 14 «Улыбка» и соответствует  данному возрасту детей.

В занятии  использовались наглядные пособия и материалы, которые стимулировали  и активизировали детей к мыслительной деятельности и физической активности. Пособия были достаточного размера, эстетично  оформлены.

Занятие было динамичное, оно включало  быструю смену деятельности, благодаря чему удалось избежать утомляемости детей. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

 Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности  была проведена музыкальная физминутка Е. и С. Железновых «Зайка серенький сидит». Характерной особенностью их методики, «Музыка с мамой», является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования в работе с детьми с ОВЗ.

 Также я использовала электронную зрительную гимнастику, которая была направлена на включение в динамическую работу глазных мышц, бездеятельных при выполнении заданий, и наоборот – расслабление тех глазные мышц, на которые падает основная нагрузка. Спокойная музыка способствовала снятию эмоционального напряжения.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.

На занятии были соблюдены приемы дифференцированного  и личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Например, в задании «Собери картинку», целью которого было формировать у детей представление о целостном образе предмета,  количество частей было разным для каждого ребенка. А для ребенка, имеющего нарушение зрения, был представлен образец картинки на столе.

В задании «Собери тропинку», я использовала материала из познавательного комода «Интошка». Это задание было направлено на закрепление знаний детей с ОВЗ о сенсорных эталонах цвета и формы. Для детей был представлен образец тропинки, на основе которого они составляли свою тропинку.

Целью задания «Разложи веточки по порядку» было развитие   логического мышления, умение выстраивать  последовательность событий. Так же в этом задании был использован личностно-ориентированный подход к ребенку с нарушением слуха. В силу его дефекта, инструкции к выполнению заданий ему могут быть не  понятны. Для понимания задания я использовала карточку - задание «Разложи». Так же детям, которым было трудно справиться с заданием, была предложена подсказка в виде карточки с последовательностью выкладывания веточек.

Задание «Цветочная поляна» способствовало формированию и закреплению знаний детей о  сенсорных признаках предмета (цвет, размер), развитию мелкой моторики и  зрительного восприятия.

Игра с прищепками  направлена на  развитие мелкой моторики,  что в свою очередь влияет на развитие речи, внимания, мышления, координации, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти у детей с ОВЗ.

 Итог занятия был организован в виде рефлексии.

 Я считаю, что поставленные мною задачи в ходе занятия были выполнены. Дети были увлечены содержанием, успешно справлялись с предложенными заданиями и играми.

Познавательный эффект НОД был достигнут, дети получили знания о приметах весны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Весеннее путешествие57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение                            «Детский сад комбинированного вида»  №14 «Улыбка»

        

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

 в старшей группе для детей со сложным дефектом.

 Тема «Весеннее путешествие».

Подготовил и провел:  

учитель - дефектолог

Мордовина А. Ю.

                                                                             

г. Лодейное Поле

2018 г

Цель: обобщение знаний детей о весне.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить рассказывать о приметах наступающей весны

- учить детей отгадывать загадки о весенних приметах

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна. Характерные признаки весны»

- развивать лексико-грамматический строй

- совершенствовать навыки связной речи

- развивать общую и мелкую моторику

- развивать пространственные представления

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе

- воспитывать бережное отношение к природе

- формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, презентация к занятию, мягкая игрушка – лиса,  геометрический набор из комода «Интошка», разрезные картинки, «кочки»  - геометрические фигуры, веточки дерева, электронная зрительная гимнастика, дидактическое пособие «Цветочная полянка» (из фетра), прищепки, шаблоны птиц, солнышки «грустные» и «веселые».

Предварительная работа:

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, просмотр мультфильма «Заюшкина избушка», чтение РНС «Заюшкина избушка», просмотр видеоролика о весне, проведение беседы о временах года, закрепление понятия «перелетные птицы», «капель», «первоцветы», закрепление умения подбирать слова - признаки к существительным.

Ход НОД.

  1. Вводная часть.

Дефектолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними! Молодцы!

Дефектолог: Ребята,  а еще к нам на занятие пришел сказочный герой. Посмотрите, кто это (дефектолог показывает лису, на экране проектора). И пришла она к нам из сказки, а какой попробуйте отгадать.

В сказке лисонька - плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Очень смелый петушок.

Дефектолог: Молодцы! Лиса пришла к нам из сказки «Заюшкина избушка»

- Ребята, скажите, пожалуйста, что же произошло с героями сказки? (лиса выгнала зайку из дома)

- А почему лиса так поступила? (потому что ей негде было жить)

- Что  произошло с домиком лисы? (домик растаял)

- Из чего был сделан домик лисы? (изо льда) А домик зайки? (из дерева)

- Ребята, почему растаял домик лисы? (потому что пришла весна)

- Правильно, ребята, лиса не знала, что с приходом весны лед тает. А давайте поможем лисе узнать приметы весны? (давайте) И помогут нам в этом герои сказки.

Но для того, чтобы мы могли попасть в гости к героям сказки, нам надо собрать волшебную тропинку.

 «Собери тропинку» (прием дифференцированного подхода)

Дети собирают тропинку по образцу из геометрического набора (комод «Интошка»).

После того как дети соберут тропинку, надо средним и указательным пальцем пройти по ней, имитируя шаги и проговаривая следующие слова:

По тропинке мы пойдем,

Вместе в сказку попадём.

На экране появляется слайд с тропинкой и домиками героев, на тропинке стоит лиса.

Дефектолог: Вот, ребята, мы и очутились в сказке. Давайте посмотрим к кому же мы пришли.

  1. Основная часть.

1.«Первая примета».

Дефектолог: Чтобы отгадать, кто живет в этом домике, надо внимательно посмотреть на экран (на экране контурное изображение зайки).

Дефектолог: Молодцы!

Чтоб примету вам узнать

Картинку надо вам  собрать.

Игра «Собери картинку» (прием дифференцированного подхода)

Дефектолог: Перед вами лежат части картинки. Сложите их так, чтобы получилось вот такая картинка (образец представляется на интерактивной доске ).

Дефектолог: Как хорошо у вас получилось!  Молодцы, с заданием справились! А вот и первая примета: Весной солнце светит ярче, греет теплее. Тает снег, начинается капель.  Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе.

Дефектолог: Ребята, путь наш не близкий, давайте сделаем зарядку.  

Физминутка

Е.Железнова «Зайка серенький сидит»

Дефектолог: Какая мы хорошо позанимались, но нам пора в путь. Давайте посмотрим к кому же нас привела лисичка.

         2. «Вторая примета»

Дефектолог: Кто это? (На доске силуэтное изображение собаки).

Дети: Собака!

Дефектолог:  Послушаем задание, которое приготовила для нас  собака.

Веточки вы разложите

И примету заберите!

 «Разложи веточки по порядку» (в задании используются живые ветки дерева)

Дефектолог: Ребята, собака приготовила нам веточки. Надо разложить их по  порядку – какой веточка была в начале весны, а какой стала.

Дефектолог: Давайте мы с вами посмотрим, как же меняются веточки на деревьях с приходом весны. Сначала на ветке набухают почки. Почки становятся все больше и больше. Из почек появляются молодые зеленые листочки (демонстрация на интерактивной доске).

Дети получают картинку с изображением дерева с набухающими почками (интерактивная доска).

Вот и вторая примета:  Весной на деревьях набухают почки, появляются листочки.

Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе.

Пора нам дальше продолжать свой путь.

3. «Третья примета»

Дефектолог: Ребята, как вы думаете, к кому мы пришли? (на экране картинка с медведем, спрятанным за дерево). Посмотрите, кто от нас прячется за деревом? (медведь)

Дефектолог: Молодцы, ребята!  

На картинку посмотрите

И цветочки соберите

Дидактическое игра «Цветочная полянка»

Дефектолог:  На картинке с цветами найдите место пуговицам. Вам надо подобрать пуговицы по цвету и величине.

Дефектолог: Молодцы! А теперь давайте, ваши цветочки соединим, что у нас получилось? ( Поляна с цветами)

Дефектолог: Молодцы, правильно! Что происходить с цветами весной. (Весной появляются первые цветы.)

Дефектолог: Правильно! Третья примета:  Весной расцветают первые цветы. Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе (картинка на интерактивной доске).

Зрительная гимнастика

Дефектолог: Ребята, мы с вами пришли к озеру, давайте присядем на пенечки и немного отдохнем.

Гимнастика для глаз «Озеро» (интерактивная доска)

Дефектолог: Продолжаем наш путь.

        4. «Четвертая примета»

Дефектолог: К домику какого героя из сказки мы пришли, посмотрите на экран (на экране зашумленная картинка петуха).

(Это петух)

Дидактическая игра с прищепками.

Дефектолог: Ребята, петушок приготовил вам задание – дополнить картинку. (На шаблон дети прикрепляют прищепки, создавая образ птички)

Дефектолог: Молодцы, с заданием справились. Ребята, а что с птичками происходит весной? (Птицы возвращаются из теплых стран.)

Дефектолог: Получите последнюю примету весны: перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются на Родину. Дефектолог побуждает детей проговаривать описание приметы вместе.

Дефектолог: Ребята, наше весеннее путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие приметы весны мы помогли собрать лисе (на доске появляются картинки с приметами весны, дети проговаривают их вместе дефектологом).

 Заключительная часть

Дефектолог: Ребята, лисичка благодарит вас за помощь, теперь она знает, приметы весны и в следующий раз построит себе дом не изо льда, а из дерева, чтобы весной он не растаял.  Давайте попрощаемся с лисой, ей пора в лес. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте подойдем к нашим тропинкам и по ним вернемся в сад. Дети подходят к тропинкам, которые делали в начале занятия и имитируют шаги средним и указательным пальцем, проговаривая следующие слова:

По тропинке мы пойдем,

Назад в садик попадем.

Рефлексия: 

Ребята, кому мы сегодня помогали? Как можно нас назвать?

Если вам понравилось наше путешествие, выберите веселое солнышко, если было трудно - грустное.

Список использованной литературы

  1. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе детского сада "Путешествие в Изумрудный город".Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элем...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе для детей с ЗПР на тему "Новый Год у ворот"

Занятие по ИЗО о традициях и обычаях празднования Нового Года. Создание в рисунке образа нарядной елки. Закрепление технических навыков....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе для детей с ОНР "Весна в природе".

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе для детей с ОНР "Весна в природе" (с использованием технологий: игровой, ИКТ, здоровье сберегающих). Составила учитель-л...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»

Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования в компенсирующей группе для детей со сложными дефектами Тема: «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!»

Тема:  «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!»Цель: Учить детей создавать изображение лучей солнца нетрадиционной техникой рисования (с помощью пальчиков).Задачи:Развивающие:- Развив...