«Своя игра». Игра для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре ( с использованием ИТК)
учебно-методический материал (окружающий мир, младшая группа) по теме

 Наталья Петровна Зеленько

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

 

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра для педагогов по формированию целостного представления о русском народном фольклоре «Своя игра»  ( с использованием ИТК)

Разработала и провела: Зеленько Н.П

Цель: Формирование у педагогов целостного представления о русском народном фольклоре, его формах, методах работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Правила игры: игра состоит из двух частей – синий и красный геймы. В каждом гейме по 20 вопросов, по 5 в каждой теме. В синем гейме вопросы более простые, они подразделяются по темам:

«Поэзия пестование»;

«Бытовой фольклор»;

«Потешный фольклор»;

«Игровой фольклор»

Каждая тема – по 5 вопросов. За правильные ответы присуждаются баллы от 10 до 50 (первый правильный ответ 10, второй 20 и т.д.). За неправильные ответы баллы минусуются. В красном гейме предлагаются вопросы по темам:

«Герои народного фольклора»;

«Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»;

«Народные сказки»;

«Фольклор и русская литература».

За правильные ответы присуждаются баллы от 20 до 100, соответственно вычитаются за неправильные.

В игре принимают участие две команды по 5-6 человек. Победившая считается та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

В завершении синего и красного геймов участникам предлагается один вопрос, на который они могут поставить все набранные баллы. При правильном ответе сумма баллов удваивается, при неправильном – все баллы сгорают.

Вступительная часть

Фольклор всегда считается элементом народной педагогики, накапливаем опыт воспитания детей целых поколений. Обращение к истокам народной мудрости было актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений.

Умелое использование фольклора в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогам установить прочную связь с ребенком, помогает принять ребенку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

Синий гейм

I часть «Поэзия пестования»

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

Ответ: (колыбельные) – 10 баллов

2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?

Ответ: (повторы) – 20 баллов

3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена только на физическое развитие ребенка?

Ответ: (пестушки) – 30 баллов

4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

Ответ: (прибаутка) – 40 баллов

5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ: (конкретно образное мышление) – 50 баллов

Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

II часть «Бытовой фольклор»

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

Ответ: (заклички) – 10 баллов

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

Ответ: (приговорки) – 20 баллов

3 вопрос – Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда-беда, козья борода»

Ответ: (дразнилки) – 30 баллов

4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?

Ответ: (страшилки) – 40 баллов

5 вопрос – Кому принадлежат слова «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии»

Ответ: (Л.С. Выготскому) – 50 баллов

Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

III часть «Потешный фольклор»

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора:

«На семеры сани

По семеро в сани.

Летят три пичужки

Через три пустых избушки».

Ответ: (скороговорки) – 10 баллов

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ: (К.И. Чуковский) – 20 баллов

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Ответ: (скоморошины) – 30 баллов

4 вопрос – Какая форма потешного фольклора знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысле словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения?

Ответ: (загадки) – 40 баллов

5 вопрос – Как называется словесная игра с зашифрованным счетом, сопровождающаяся определенными действиями?

Ответ: (сечка) – 50 баллов

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

IV часть «Игровой фольклор»

1 вопрос – Как называются игры «Каравай», «Колпачок» и т.д.

Ответ: (хороводные) – 10 баллов

2 вопрос – Какой поэтический прием используется в детских играх, основанных на фольклоре?

Ответ: (приговор) – 20 баллов

3 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

Ответ: (считалки) – 30 баллов

4 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами) – 40 баллов

5 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Ответ: (правил) – 50 баллов

Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т.д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом.

Красный гейм

I часть «Герои народного фольклора»

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

Ответ: (медведь) – 20 баллов

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

Ответ: (баба-яга) – 40 баллов

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

Ответ: (курочка-ряба) – 50 баллов

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: блоха-попрыгуха, слепень-жигун, муха-горюха?

Ответ: (терем-теремок) – 80 баллов

5 вопрос – отгадайте загадку

«Тур – потутур

Потурурившись сидит,

Ждет гостей из Нова-города».

Ответ: (кот) – 100 баллов

Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.

II часть «Формы и методы работы с детьми раннего возраста с использованием малых форм фольклора»

1 вопрос – Когда используется пестушка «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба».

Ответ: (при купании) – 20 баллов

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

Ответ: (прибаутка) – 40 баллов

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Ответ: (ознакомление с природой, с животными) – 60 баллов

4 вопрос – Какие игры способствуют развитию чувства ритма, равновесия, речи, фонематического слуха, ходьбы и т.д.?

Ответ: (хороводные) – 80 баллов

5 вопрос – В какие периоды воспитания ребенка можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Ответ: (в режимные периоды – одевание, кормление, купание, укладывание спать) – 100 баллов

Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в ... ... ... ... ... проблем разностороннего развития ребенка.

III часть «Народные сказки»

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

Ответ: (петушок-золотой гребешок) – 20 баллов

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (волк и семеро козлят) – 40 баллов

3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»?

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов) – 60 баллов

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Ответ: («Теремок» - дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка и др.) – 80 баллов

5 вопрос – Кто из известных педагогов назвал сказки «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики»?

Ответ: (К.Д. Ушинский) – 100 баллов

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

IV часть «Фольклор и русская литература»

1 вопрос – В произведении какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали ...

Ответ: (Василий Жуковский, баллада «Светлана») – 20 баллов

2 вопрос – В каком произведении известный русский поэт описывает момент гаданья своей героини?

- Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит

Он чудно вылитым узором

Все что-то чудное гласит ...

Ответ: («Евгений Онегин» А.С.Пушкин) – 40 баллов

3 вопрос – Назовите известного писателя – природоведа, которому принадлежат слова «Я вышел из фольклора».

Ответ: (Михаил Пришвин) – 60 баллов

4 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке) – 80 баллов

5 вопрос – Этот русский писатель более 50 лет отдал созданию выдающихся памятников народной языковой культуры: своду «Пословиц русского народа» и «Толковому словарю». Кто это?

Ответ: (Владимир Даль) – 100 баллов

Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

Игра «Ва-банк»

Вопрос на все баллы или на часть выигранных.

Как называются детские народные игры с такими словами:

«Шел молчан

По всем городам:

Кто стукне-брякнет,

За волосы драть,

До слез добивать,

Последнее слово – тыру»

(молчанки)

Подводятся итоги игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по формированию целостной картины мира "Русские народные традиции и культура" в старшей группе.

Знакоство детей со старинным бытом крестьян, с  устным народным творчеством, народными промыслами, играми, с  понятиями - культура и традиции....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.) Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального ком...

Семинар для педагогов « Использование русского народного фольклора в развитии речи детей»

Использование педагогами малых фольклорных форм позволяет расширить словарный  запас, активизировать познавательное и умственное развитие, формировать процесс звукопроизношения, способствовать ра...

«Использование игровых технологий для формирования у дошкольников представлений о русских народных традициях и культуре».

Помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа, используя для организации воспитательно-образовательного процесса игровые технологии. Знакомство детей с легендарными ...

Консультация "Формирование эмоционально-ценностных представлений у детей дошкольного возраста посредством произведений русского народного фольклора".

Предложенная вам консультация рассматривает устное народное творчество в ключе инструмента к развитию эмоционально-ценностных представлений у детей....

План самообразования «Формирование экологических знаний через русский народный фольклор».

План самообразования по теме:"Формирование экологических знаний через народный фольклор".Запланировала цель,задачи,изучение литературы....

Родительское собрание Викторина (игра) для родителей по формированию целостного представления о русском народном фольклоре

Познакомить родителей с воспитательной ролью различных форм устного народного творчества.  Формировать у родителей представления о русском народном фольклоре....