Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья

Разина Елена Александровна

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры. Так как же формировать нравственные качества в ребенке в интересной и понятной ему форме?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально- нравственных норм и правил, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начало трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Сказки  прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению, интересам.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали.  Герои  русских народных сказок, и положительные, и отрицательные, прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними нравственные нормы и правила.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются проходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат каких - либо действий, борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не только на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития.

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать  сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказки имеют большое педагогическое и воспитательное значение. Сказки оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу - глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Формирует у детей представление о труде, мудрость и находчивость, смышленость, послушание, ответственность. Систематическое использование сказок, бесед, игры в сказку, способствуют закреплению положительного эффекта. Какими будут дети, внимательными, заботливыми, добрыми, отзывчивыми, дружными или напротив- эгоистичными, бестактными, агрессивными, зависит только  от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

      В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой  с учетом возрастных особеннос...

Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...

Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказку....