Консультация для родителей «Как привить и воспитать самостоятельность у детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

                                                   А. С. Макаренко

 

Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Чтобы  ребенок  развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций.

Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно.  Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать.

Малыши проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ребенку не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьет, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти ленивыми. Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах. Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности, как в принятии решений, так и в действиях.

  • Не нужно решать проблемы за ребенка.  

Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получится? А что еще можно сделать?». С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации. Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем  многочасовые  нотации  со стороны  взрослого. Видя  результат своих  действий, ребенок  лучше  всего усвоит  связь  между причиной  и  следствием.

И, каким бы ни был  результат действий малыша, родитель  должен сохранять  доброжелательность  и  тактичность.

 

  • Искренне  радуйтесь  вместе  с  ребенком  его достижениям  в самостоятельности.

Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет более понятно для малыша, чем абстрактное «нужно убирать за собой». Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Например, «Книжки после прочтения нужно положить на место. И в комнате будет порядок, и книги лучше сохраняться, и ты легко в любой момент найдешь нужную книжку, если она будет лежать на своем месте. Ты их сможешь потом почитать сестренке. А ей будет интересно слушать, и рассматривать яркие картинки в немятой книжке».

Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает.

 

  • Важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство.

Только последовательная и систематическая работа ведет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения. Бесспорно, и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности. Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

• приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,

• выделить место для хранения предметов туалета,

• постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

 

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки и т.д.) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. Навыки самообслуживания воспитываются не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, т.к. они развивают у малыша способность к волевому усилию, которое в будущем является необходимым условием трудового воспитания. Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Воспитание самостоятельности у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний и большого терпения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №453»

Консультация

На тему: «Как привить и воспитать самостоятельность у детей раннего возраста»

Подготовил воспитатель: Фисейская Е.В.

                                                                                                     

             

                                                       

г. Нижний Новгород 2019г.

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

                                                   А. С. Макаренко

Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Чтобы  ребенок  развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки, так как на каждом возрастном этапе имеются периоды, наиболее благоприятные для закладки тех или иных жизненных функций.

Всем известно, что любое занятие будет приносить пользу, если взрослые создадут условия для развития малыша, не подавляя его инициативы, удовлетворять детскую любознательность. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно.  Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. В воспитании самостоятельности у малышей следует начинать с самого простого – самостоятельно одеваться, раздеваться, есть, убирать игрушки, дружно играть, выполнять несложные поручения взрослых. Активно воздействует на маленьких детей пример взрослых, которым они стараются подражать.

Малыши проявляют большой интерес ко всему новому, учатся пользоваться вещами, предметами. Так, если ребенку не давать возможности самостоятельно пользоваться посудой в боязни, что разобьет, поранится, или не давать пылесос при уборке комнаты в страхе, что будет бояться шума, то он станет пассивным. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти ленивыми. Не следует забывать и еще об одной особенности – дети любят, когда их хвалят, подбадривают, поощряют. Особенно важна похвала в кругу сверстников: «Молодец! Умница! Помощник наш!» и т.п. Такие слова действуют на ребенка положительно, развивают его достоинство и уверенность в себе и своих силах. Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности, как в принятии решений, так и в действиях.

  • Не нужно решать проблемы за ребенка.  

Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получится? А что еще можно сделать?». С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации. Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем  многочасовые  нотации  со стороны  взрослого. Видя  результат своих  действий, ребенок  лучше  всего усвоит  связь  между причиной  и  следствием.

И, каким бы ни был  результат действий малыша, родитель  должен сохранять  доброжелательность  и  тактичность.

  • Искренне  радуйтесь  вместе  с  ребенком  его достижениям  в самостоятельности.

Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет более понятно для малыша, чем абстрактное «нужно убирать за собой». Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Например, «Книжки после прочтения нужно положить на место. И в комнате будет порядок, и книги лучше сохраняться, и ты легко в любой момент найдешь нужную книжку, если она будет лежать на своем месте. Ты их сможешь потом почитать сестренке. А ей будет интересно слушать, и рассматривать яркие картинки в немятой книжке».

Чтобы привить детям положительные навыки, необходимо наличие доброжелательной спокойной атмосферы, дети должны чувствовать рядом с собой заботливого, доброго человека. Любой навык формируется не сразу и при незначительном изменении привычных условий быстро исчезает.

  • Важное условие воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста – это постоянство. 

Только последовательная и систематическая работа ведет к самостоятельному выполнению детьми установленных правил и норм поведения. Бесспорно, и то, что только единство требований, правильная организация и активное сотрудничество могут обеспечить успех в воспитании у малышей самостоятельности, формирование навыков самообслуживания.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности. Для того чтобы приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности:

• приспособить к росту ребенка вешалку для одевания,

• выделить место для хранения предметов туалета,

• постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки и т.д.) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. Навыки самообслуживания воспитываются не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, т.к. они развивают у малыша способность к волевому усилию, которое в будущем является необходимым условием трудового воспитания. Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких. Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Воспитание самостоятельности у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний и большого терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Консультация для родителей«РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В     ГРУППЕ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Консультация для родителей второй младшей группы: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"....

Консультация для родителей "Воспитание основ здорового образа жизни у детей раннего возраста"

Консультация для родителей 1 младшей группы "Воспитание основ здорового образа жизни у детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...

Консультация для родителей " Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"            ...

Консультация для родителей воспитанников «Развитие инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста»

В консультации для родителей предложены рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста...