Мастер – класс для педагогов ««Опыт использования дидактического пособия «Детский календарь» в работе с родителями»
учебно-методический материал

Ваккер Юлия Сергеевна

Основная цель использования «Детского календаря» создание единых подходов в воспитании и обучении детей, создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребёнка с учётом возможностей семьи и детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ««Опыт использования дидактического пособия «Детский календарь» в работе с родителями»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии которого дошкольное образование становиться первым уровнем общего образования (Ст.10); родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся получают преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Ст.44).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается сотрудничество организации с семьей, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Семья и детский сад – две различные культуры среды, существенно отличные друг от друга, но каждая из которых самоценна. Вместе с тем, они имеют общие цели, но разные возможности. Образование станет более эффективным, если усилия семьи и детского сада будут распределены в соответствии со специфическими возможностями каждого образовательного института в едином образовательном пространстве. Общеизвестно, что для родителей систематическое участие в развитии своего ребенка непростое и достаточно утомительное дело. Родителям трудно найти для этого время, подобрать развивающее содержание, т.е. определить, чем и как нужно заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Значит, в детском саду должны быть созданы все условия для развития, воспитания и обучения каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Тем не менее, одному педагогу-взрослому очень сложно уделить должное внимание каждому из 25-30 детей группы. Поэтому, в нашей группе «Мечтатели» уделяется значительное внимание сотрудничеству с семьей, которое осуществляется не только в детском саду, но и в семье с применением дидактического материала «Детский календарь», разработанного коллективом авторов под руководством Т.Н. Дороновой.

Авторский коллектив Федерального  института развития образования Министерства образования и науки РФ, а именно сотрудники четырёх кафедр. Для того чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3-х до 7-ми лет, разработали уникальное пособие «Детский календарь».  

Основная цель использования «Детского календаря» создание единых подходов в воспитании и обучении детей, создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребёнка с учётом возможностей семьи и детского сада

Особенности «Детского календаря»:

  • Содержание календаря ориентировано на минимальные трудозатраты при его использовании. Среднее время занятий с ребёнком составляет 10-15 минут в день.
  • Использование «ДК» дополнительных материалов, кроме ножниц, клея, цветных карандашей или фломастеров.
  • Количество предлагаемых занятий (30 занятий в месяц) рассчитано на ежедневное использование, что содействует формированию привычки к систематическим занятиям

В календаре представлены четыре области развития детей, а именно: игра, познание, творчество и чтение. Жанр календаря для развивающего пособия был выбран не случайно. В первую очередь это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для дошкольника, который  охотно будет выполнять простейшее действие, связанное с отрыванием страницы.

Текст и изображения в календаре нанесены с двух сторон. На одной стороне напечатано текстовое сопровождение, ориентированное в большей степени на родителей, с другой стороны – собственно задание для ребенка. Таким образом, материал является одноразовым. В календаре столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ребенком.

Сюжетная игра – деятельность ребенка, заключающаяся в создании вымышленной ситуации. Сюжетная игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.

Игра с правилами — совместная деятельность, заключающаяся в игре, подчинённой общим для всех участников правилам, результатом которой является выигрыш. Учитывая специфику материала, игра с правилами представлена только в виде игр на удачу (лото, домино и др.).

Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) представлены в издании в виде изготовления интересных для детей дошкольников поделок.

Познавательно-исследовательская деятельность ребёнка осуществляется с помощью картинок и иллюстраций. Картинки представляются ребёнку в определенной системе. Например, изменениями в живой природе в разные времена года.

Художественная литература для детей представлена в виде книжек – малышек. Родителям дана инструкция по её изготовлению. Достаточно оторвать лист календаря и сложить книжку. А затем прочитать её вместе с ребенком. Так же к каждому номеру «Детского календаря» прилагаются две книги.

На встречах «За круглым столом», семинарах – практикумах родителям даются рекомендации, как работать с пособием: дать ребенку проявить активность, сохранить стремление действовать самостоятельно, хвалить его на протяжении всего времени выполнения задания, обыгрывать поделку вместе с ним, предложить ребенку отнести сделанную поделку в детский сад, показать и рассказать воспитателю о том, что делали дома.

Дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в детском саду, вплетен в общий образовательный контекст.

Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет.

Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада. В общих чертах, подобное «расширенное» комплексно-тематическое планирование можно представить следующим образом. Например, предложенная в «Детском календаре» поделка из бумаги получает «вторую жизнь» в детском саду, герои прочитанных в семье сказок «неожиданно» появляются в совместной деятельности воспитателя с детьми и т.п. Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский календарь» от традиционных «Выставок работ детей и родителей».

«Детский календарь» – хороший помощник в работе воспитателя. Издание хорошо иллюстрировано, имеет много интересного и познавательного материала. На занятиях календари используем как дополнительный материал, а также в часы досуга детей. Родители с удовольствием подготавливают материал для предстоящих занятий».

Радетели особо отмечают, что «Детский календарь» значительно облегчил ежедневное взаимодействие взрослого и ребенка. Календарь богато иллюстрирован, в нем много листков - это позволяет малышу проявить собственную активность, участвовать в новом интересном деле, не нужно придумывать, чем бы занять ребенка, все есть на страничках календаря.

Большое количество изготовленных настольных игр («Лото», «Танграм», «Домино» и т.д.) можно заламинировать, сделать для них коробочки вместе с ребенком и использовать для самостоятельной игровой деятельности. В дальнейшем они могут пригодиться для учебной деятельности в школе.

На мастер – классахродители представили новое направление - «создание копилке личных достижений ребенка»: все работы ребенка накапливаются, могут храниться как результат деятельности. Накопленный материал постоянно рассматривается ребенком, каждый раз он рассказывает о нем по новому – это позволяет ему «расцвести», поверить в свои силы, возможности.

Важным направлением работы, способствующим развитию детей, является метод проектной деятельности. В ходе реализации работы над «Детским календарем» в семье и детском саду были реализованы проекты: «На севере», «Да здравствует Африка».

В ходе совместной проектной деятельности родители осознают значимость своей роли в образовательном процессе детского сада, сближаются с детьми и педагогами.

Такая форма работы развивает творческие способности и личностные качества детей: целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов, дети более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способны к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению что важно при подготовке ребенка к школе.

С помощью Актива родителей в конце учебного года планируем подводить итоги совместной работы по «Детскому календарю» в виде праздника «По страничкам Календаря».Вовлечение родителей в образовательную деятельность, а так же заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Только сотрудничество родителей и педагогов создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Используемый материал

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

( приказ Минобрнауки РФ от 17 10 2013 № 1155)

2. Подготовлен по материалам разработчиков дидактического пособия «Детский календарь» сотрудников ФИРО Министерства образования и науки РФ,

С.Г. Доронова, Т.Н. Дороновой, Е.Г. Хайловой

3.Сайт дидактического пособия «Детский календарь» www.d-calendar.ru

4.Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / http://rasobr.ucoz.ru/load/1-1-0-32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов ДОУ «Использование методического пособия «Математика в детском саду «Мате +»»

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми...

Мастер - класс для педагогов "Изготовление многофункционального дидактического пособия из фетра"

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению пособий для дидактических игр, для проведения режимных моментов, рефлексии и т.д....

Мастер-класс для педагогов по изготовлению дидактических пособий для развития мелкой моторики.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики рук.Задачи:- ...

Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».

laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в кот...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов ДОУ «Использование методического пособия «Математика в детском саду «Мате +»»

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по ФЭМП с использованием системы МАТЕ+ у дошкольников.Математику недаром называют «ца...