средняя группа календарно-тематическое планирование на тему "Что изменилось зимой (природа, одежда людей)"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Мельникова Светлана Николаевна

календарно-тематическое планирование на неделю в средней группе на тему "Что изменилось зимой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_nedelya.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь 1-я неделя.

Тема недели «Что изменилось зимой (природа, одежда людей)».

Цель. Уточнение и расширение о характерных признаках зимы.

Задачи. Расширять представления детей о зиме. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы,  замечать красоту зимней природы, отражать её в рисунках, лепке. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц;  рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Формировать исследовательский интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширять представления  о правилах безопасного поведения зимой.

Режимный

момент

время

День недели/ содержание деятельности

(дидактические единицы, реализуемые в ходе образовательного процесса, области)

Понедельник – 30.11.

Вторник- 01.12.

Среда – 02.12.

Четверг – 03.12.

Пятница- 04.12.

Прием детей осмотр, игры, самостоятельная деятельность

Утренняя встреча детей, самостоятельная деятельность детей, ежедневная работа в календаре природы, чтение художественной литературы: «Лисичка – сестричка и волк», обр. М. Булатова; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Ёлки – на – Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; И. Суриков.  «Зима»; З. Александрова «Ёлочка», чтение по выбору детей.

Д/и «Холодное - горячее». Цель: развивать мышление, внимание, память. (Ваня, Таня, Аня)

Утренний круг. Рассматривание альбома «Зима». Беседа  «За окном живёт зима». Цель: закрепить характерные признаки зимы, зимние месяцы.

Д/и «Выложи снежинку».  Цель: упражнять в выкладывании снежинки по схеме из палочек, бусинок.  

Д/и «Бывает - не бывает». Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Выполнение легкого массажа, касание пальчиками разных частей тела по тексту.

Свободная деятельность детей в игровых центрах.

 Д/и «Противоположности». Цель: учить подбирать слова противоположные по значению. (Рома Ш., Ульяна)

Утренний круг. Беседа: «Как много интересного бывает зимой» Цель: сформировать обобщенное представление детей о зиме, совершенствовать навыки разговорной речи. Д/и «Что было бы, если…» Цель: развивать у детей логическое мышление и активизировать речь.

Индивидуальная работа Заучивание стихотворений о зимних явлениях природы - месяц декабрь. ( Полина, Дима)

Пальчиковая гимнастика «Снеговик». Цель: развивать мелкую моторику рук, мышцы кисти, гибкость суставов.

Свободная деятельность детей в игровых центрах.

И/у «Елочка». Цель: закреплять умение выкладывать предметы из  геометрических фигур. (Саша А., Серёжа, Кирилл Р.)

Утренний круг. Беседа  «Зачем зимой снег?»

Цель: закрепить знания основных свойств снега, дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет он в жизни природы зимой.

Эксперимент «Тающий лед». Цель: Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой он находится.

Скороговорка:

Чудо – чудо – чудеса,

Волшебство пришло в леса. Цель: учить детей отчётливо произносить скороговорку, правильно произносить звуки, вырабатывать интонационную выразительность речи.

И/у «Что бывает круглым». Цель:  упражнять в нахождении предметов круглой формы. (Рома Т., Саша К.)

Утренний круг. Рассматривание иллюстраций с изображением взрослых и детей. Беседа «Что делают люди зимой». Цель: расширять представления детей о деятельности людей в зимний период.

Самостоятельная деятельность детей в центре творчества (лепка). Цель: учить детей лепить снеговика, скатывая шарики, закрепить прием скатывания округлых форм.

Отгадывание загадок о зимних явлениях природы. Цель: закреплять знания детей о зиме; развивать память, внимание, речь.

Пальчиковая гимнастика «Лягте мягкие снега». 

Цель: учить  одновременно проговаривать слова и выполнять движения.

Д/и «Построй в ряд»

Цель: закрепить порядковый счѐт в пределах 3. (Софа М., Алиса, Маша)

Утренний круг. Беседа «Зимние опасности». Цель: закрепить с детьми правила поведения на прогулке и на дорогах зимой. Рассмотреть иллюстрации с изображением опасных ситуаций. Игра «Ошибки Незнайки». Цель: развивать логическое мышление, внимание.

Чтение стихотворения С. Есенина «Поет зима-аукает».  Цель: развивать умение отмечать характерные признаки зимы в природе, видеть красоту зимнего пейзажа. 

Д/и «Зимние слова».  Цель: формировать умение согласовывать слова в предложении, учить составлять короткий рассказ.

Свободная деятельность детей в игровых центрах.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика, см. комплекс № 7

Подготовка к завтраку, завтрак

Практическое упражнение  «Чистые руки». Цель: формировать культурно-гигиенические навыки: закреплять умение правильно мыть руки в определенной последовательности, насухо вытирать полотенцем.

Игры, самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы.

Хороводная игра «Зайка». Цель: развивать  умение согласовывать движения со словами текста.

Д/и «Что лишнее?» Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Музыкально - ритмическая игра «Игра в снежки». Цель: приучать выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Д/и  «Один-много». Цель: закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.

 И/у «Льдинки, снежинки, сосульки» развивать двигательные умения, ловкость, быстроту.

Д/и «Найди отличия между снеговиками». Цель: развивать внимание, логическое мышление.

 Д/и «Кто больше увидит и назовет» Цель: развитие логического мышления, воображения.

П/и «Зайка беленький сидит». Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

И/у «Выполни команду». Цель: развивать двигательную активность, внимание. 

Д/и «Бывает - не бывает». Цель: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.

Организованная  образовательная деятельность

1. Рисование. По плану специалиста.

2. Физкультура.  По плану специалиста.

1. Физкультура. По плану специалиста.

2. ФЭМП. Занятие 1.

1. Музыка. По плану специалиста.

2. Ознакомление с окружающим миром. Путешествие в прошлое одежды.

1. Лепка. Украшение свитера (пластилинография)

2. Физкультура (на прогулке)

1. Развитие речи. Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

2. Музыка. По плану специалиста.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности; развивать познавательный интерес детей к предметному оснащению группы.

Подготовка к прогулке, прогулка

 (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам, самостоятельная игровая деятельность на прогулке), возвращение с прогулки

- Подготовка к прогулке: закрепление приемов одевания; воспитание самостоятельности, взаимопомощи;

- ежедневные беседы по охране безопасной жизнедеятельности детей на прогулке.

- ежедневные беседы по формированию нравственных качеств.

 Наблюдение за синицей

Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Трудовая деятельность. Очистка участка от снега. Цель: воспитывать желание коллективно трудиться, помогать друг другу.

П/и «Мы - веселые ребята». Цель: повышать двигательную активность; быстро действовать по сигналу воспитателя.
П/и «Птички и кошка». Цель:
 учить «слетать» только по сигналу, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

И/у « Зайчата веселятся».

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 - 3 м. (Таня, Ваня, Жасмин)

Д\и «Где сидит птица?»

Цель: учить ориентироваться  в пространстве, различать направление справа, слева; упражнять в употреблении предлогов: на, под.

Наблюдение за погодой.

Цель: продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице; развивать наблюдательность.

Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от снега. Цель: воспитывать трудолюбие.

П/и «Кто выше?», «Найди меня». Цель: учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила.

И/у «Белые снежинки». Цель: учить плавно двигаться. (Алиса, Вероника, Катя)

Д/и «О чем я сказала?».

Цель: учить различать в слове несколько значений,  сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Исследовательская деятельность  «Воздух невидим». Цель: сформировать у  детей представление, что воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

С-р/и «Семья». Сюжет «Прогулка в зимний лес». Цель:  закреплять  умение выполнять свою роль, применять полученные знания; формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Наблюдение за машинами.

Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение).

Трудовая деятельность:  Расчистка снега с дорожек, скамеек. Цель: воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории от снега.

П/и «Охотники и олени».  Цель: закреплять умение согласовывать движения друг с другом.                  П/и «Попади в цель». Цель: развивать глазомер.

Индивидуальная работа:  Метание в цель. Цель: закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании.  (Рита, Данил, Катя)

Исследовательская деятельность «Лед – твердая вода». Цель: выявить связь между температурой воздуха и состоянием воды.

Д/и  «Что умеет делать?» (снег, санки, мороз). Цель:  формировать  умения выявлять функции объекта, активизировать  словарь, учить подбирать к существительным глаголы.

Самостоятельно-игровая  деятельность  детей.  Цель: учить находить себе занятия по интересам, играть  дружно, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Наблюдение за березой и рябиной. Цель: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.

Трудовая деятельность.

Сбор снега для постройки. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

 Игра-имитация «Мы не замерзнем на прогулке зимой» (дети имитируют движения: чистят снег, катаются на лыжах, санках, играют в снежки, бегают по глубокому снегу). Цель: развивать двигательную активность, закреплять знания детей о деятельности людей зимой.

П/и «Сбей кеглю». Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления. (Кирилл К., Ярик, Вероника)

Д/и «Съедобное -  несъедобное» (с мячом). Цель: развивать мышление, быстроту реакции, активизировать словарь.

Наблюдение за воздушным транспортом. Цель: расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении.

Трудовая деятельность. Расчистка дорожки после снегопада. Цель: закреплять умение работать сообща, радоваться результатам  своего труда.

П/и «Жмурки с колокольчиком». Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

П/и «Самолеты». Цель: развивать умение быстро действовать по сигналу, быстрое внимание.

Индивидуальная работа: Ходьба между линиями (10—15 см). Цель: развивать и совершенствовать двигательную активность.

Д/и «Хорошо - плохо» (по теме «Зима»). Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны,

 формировать устойчивость внимания, активизировать словарь детей.

Исследовательская деятельность «Снег». Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке

Подготовка к обеду, обед

Практическое упражнение  «Послушная ложка». Цель: продолжать формировать привычку правильно держать столовые приборы, наклоняться к ложке при приеме пищи.

Подготовка ко сну, релаксационная гимнастика

Практическое упражнение «Наши вещи». Цель: закреплять умение детей аккуратно складывать вещи, воспитывать аккуратность, привычку следить за своими вещами.

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, полдник

Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия: гимнастика после сна, закаливающие процедуры и прочее. Формирование культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание детей и т.д.). Развивать умения детей одеваться самостоятельно после сна; воспитывать настойчивость.

Подготовка к полднику, полдник

Игровая ситуация «Да здравствует мыло душистое!» Цель: продолжать формировать умение аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом. Проговаривание потешки «Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды».

Игры, досуги, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа

Самостоятельные игры детей в центре игры: развивать игровую деятельность; адаптацию к пространству и предметному оснащению группы.

Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели». Цель: продолжать знакомство с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта.

Слушание музыкального произведения  Чайковского  «Зима».  Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, о признаках зимы; учить детей при слушании музыки выражать свое настроение.

Д/и «Что перепутал художник?». Цель: развивать внимание, логическое мышление, формировать умение передавать в речи последовательность в суждениях.

Малоподвижная игра «Зеркало». Цель: развивать умение показывать и повторять движения ведущего, воспитывать артистичность и выразительность движений.

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку».

 Чтение сказки Е. Ульевой «Почему снежинки все разные». Цель: формировать умение внимательно слушать литературное произведение, понимать содержание рассказа.

Д/и «Найди зимние вещи». Цель: уточнить знания детей о диких животных, закрепить умение узнавать их по картинке и называть.  (Кирилл Р., Алиса, Данил)

Самостоятельная игровая деятельность. Цель: формировать умение  детей объединяться в игровые сообщества, подбирать необходимые атрибуты, инвентарь.

Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта.

Беседа на тему «Если хочешь быть здоров!».  Цель: познакомить детей с зимними видами спорта; дать представление о значении физических упражнений для организма зимой.

Кружок «Волшебная бумага».

Д/и «Что сначала - что потом» (режим дня). Цель: уточнить представления детей о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для  здоровья; формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.

С-р/и «Мы спортсмены», сюжет: «Тренировка спортсменов». Цель: расширить представления детей о здоровье, способах его укрепления и сохранения, подвести к пониманию того, что здоровье нужно беречь и укреплять.

Чтение стихотворения А.С Пушкина «Мороз и солнце..». Цель: развивать у детей любовь к русской поэзии, учить видеть красоту зимней природы.

Подготовка к сюжетно – ролевой  игре «Магазин одежды». Беседа «Как одеваются люди зимой». Цель: обогащать и углублять игровой и личный опыт детей, расширять представления о сути и назначениях действий продавца.

И/у «Найди одинаковые рукавички и раскрась их».  Цель: развивать логическое мышление, внимание.

Д/и «Сосчитать сколько снежинок». Цель: продолжать учить считать до 5, на основе наглядности. (Арина, Маша, Ваня)

 Чтение рассказа Н. Носова «На горке». Цель:  учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений; замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. 

Конструирование «Горка». Цель: чить детей анализировать образец конструкции горки в определённой последовательности; конструировать горку по образцу. Выделять в конструкциях параметры величины.

П./и «Мы на лыжах в лес идём». Цель: развивать двигательные умения, умение имитировать движения на лыжах.

Труд «Протираем стулья». Учить выполнять трудовые действия последовательно, аккуратно. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельные игры детей, общение, взаимодействие с родителями, уход детей домой

Прогулка (в благоприятную погоду): наблюдение, игры, подвижные игры, малоподвижные игры, самостоятельная игровая деятельность детей.

Наблюдение за погодой.

Цель: учить самостоятельно  выделять и называть изменения в природе зимой.

П/и «Мороз - красный нос», «Мы - веселые ребята».  Цель: учить четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры.
И/у «Попрыгунчики». Цель: учить прыгать с продвижением вперед. (Арина, Таня, Софа М.)

Д/и «Мои друзья». Цель:  учить детей находить общие свойства и функции с объектами, развивать словарный запас детей, логическое мышление и речь.

Исследовательская деятельность «Снег и лёд». Ц ель: расширить знания детей о разном состоянии воды, формировать  интерес к окружающему миру.

Наблюдение за ветром

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

Трудовая деятельность

П/и «Кони», «Лягушки».

Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; следить за правильностью выполнения заданий.

И/у «Попади в цель». цель:  закреплять умение бросать мяч в цель, развивать меткость. (Серёжа, Ваня, Полина)

Д/и «Раньше - позже». Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закрепить понятия « сегодня», «завтра», «вчера». (Мы гуляем с вами на улице, а что было до того, как мы вышли гулять. Дети отвечают: Мы одевались  и т. д.)

Наблюдение в птицами.

Цель:  закреплять представление о птицах; упражнять в узнавании птиц по описанию.

Конструирование из снега. Цель:  учить создавать  постройки из снега;  воспитывать дружеские взаимоотношения.  

П/и «Два мороза». Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту.

И/у «Змейка». Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом.

Д/и «Назови предмет». Цель: закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия, учить  отвечать на вопросы, развивать внимание, речь.

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом, учить называть свойства снега, развивать наблюдательность, память.

П/и «Зайка беленький сидит». Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

Д/и «Один, много». Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке; развивать внимание, память.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию: прыжки на двух ногах через линии.

Цель: учить прыгать на двух ногах через линии, развивать ловкость (Жасмин,  Маша, Саша А.)

Наблюдение за работой дворника. Цель: продолжать знакомить детей с работой дворника. Закрепить знание орудий труда, воспитывать уважение к труду дворника, формировать желание приходить на помощь окружающим. Развивать связную речь.

П/И «К названному дереву беги». Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Д/и  «Что делает?» Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник».

Индивидуальная работа по физическому воспитанию: ходьба и бег по извилистой дорожке. Цель: учить ходить и бегать по извилистой дорожке. (Рома Т., Ульяна, Аня).

Взаимодействие с родителями

Беседы с родителями «Как интересно и увлекательно провести выходные с детьми», «Безопасная прогулка».

Папка – передвижка «Зима».

Консультация на тему: «Прогулки зимой».

Индивидуальные беседы по запросам родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средняя группа календарно-тематическое планирование на тему "Мы будущие первоклассники"

Календарно -тематическое планирование на неделю в средней группе на тему "Мы будущие первоклассники"...

Средняя группа календарно-тематическое планирование на тему "Детский сад - моя вторая семья"

календарно - тематическое планирование на неделю в средней группе на тему "Детский сад - моя вторая семья"...

средняя группа календарно -тематическое планирование на тему "Золотая осень"

календарно - тематическое планирование в средней группе ДОУ на неделю по теме "Золотая осень"...

Средняя группа календарно-тематическое планирование на неделю "Животные и птицы осенью"

комплексно - тематическое планирование на неделю в средней группе ДОУ на тему "Животные и птицы осенью"...

Средняя группа календарно- тематическое планирование на тему "Край родной"

Календарно - тематический план на неделю в средней группе на тему "Край родной"...

Средняя группа календарно-тематическое планирование на тему "В мире вещей (бытовые приборы, мебель)"

Календарно - тематическое планирование в средней группе на неделю на тему "В мире вещей (бытовые приборы, мебель)"...

Календарно-тематическое ежедневное планирование. Тема: "Мы друзья зимующих птиц" в подготовительной группе

Календарно-тематическое ежедневное планирование в подготовительной группе на тему: " Мы друзья зимующих птиц"...