Проект Изба
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Аюпова Лилия Анвяровна

Проект  направлен на гражданско - патриотическое воспитание детей любой возрастной категории  в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой  методический материал по приобщению детей к истокам Родины и родного края, к истинно человеческим ценностям, культуре, истории, искусству, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt_izba_2021.docx95.26 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Сергиево - Посадского городского округа

Московской области

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 50»

141332 Сергиево - Посадский район, деревня Торгашино, д.18б

телефон 8(496)546-40-31

_______________________________________________________________________

 

                                                           

 Инновационный ПРОЕКТ

«РУССКАЯ ИЗБА»

                                            

 

Автор  проекта:

Аюпова Лилия Анвяровна,

Воспитатель.

.

2021 г.

Оглавление:

Введение 

1. Краткая аннотация проекта …………...…….…………………………...........3

2. Цель и задачи проекта………….….……….….……………………………….3                 3. Обоснование актуальности проекта……………………….………………….4

4. Готовность к реализации проекта………………….………………………….5

5. Этапы, содержание и методы реализации…………………………………....6

6. Тематический план работы……………………………………………………8

7. Прогнозируемые конечные результаты деятельности….………………......13

8. Практическая значимость результатов…...………………………………….14

9. Оценка результативности проекта ……...….…………………………….….14

10. Ресурсы …………………...………………………………………………….15

11. Функционал участников проекта…………………………………………...16

12. Перечень источников………………………………………………………..17

13. Приложение…………………………………………………………………..19

Краткая аннотация проекта:

        Проект  направлен на гражданско - патриотическое воспитание детей любой возрастной категории  в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой  методический материал по приобщению детей к истокам Родины и родного края, к истинно человеческим ценностям, культуре, истории, искусству, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

Тип проекта

По продолжительности: долгосрочный

По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.

Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, воспитатель, родители.

       Цель проекта – разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.  

  В проекте решается проблема  сохранения и изучения культурно - исторического наследия дошкольниками, гражданско -  патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в    мини-музее «Русская изба».

         Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители,   педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения общей цели.

 В проекте указаны методы, формы,  условия, план и сроки его реализации.

Участники проекта дошкольники 5-7 лет, их родители и педагоги детского сада № 50.

        Реализовывать проект будет  группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут: музыкальный руководитель, воспитатель по кружковой деятельности, старший воспитатель, воспитатели.  

  Цель и задачи проекта

     Цель: Изучение истории русского быта, устройства крестьянской избы, народных традиций, фольклора, ремесел и календарных праздников.

Задачи: 1.Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

2. Познакомить детей  и родителей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе мини-музея в ДОУ.

3.Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением: печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб. Прививать интерес к предметам  старины.

4. Создать каталог старинных предметов, имеющихся в наличии в ДОУ.

5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

6. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

7. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных со взрослыми народных праздниках, играх.

 8. Формировать художественно - эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

9. Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и  творческую деятельность по краеведению.

Обоснование актуальности проекта

          Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ» (март 2012), разработанного в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2025 годы.

      Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы., В

ь

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.      

      Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.  

      Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

      Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.                               

       Исходя из актуальности, проект может быть рекомендован к использованию другими дошкольными учреждениями.              

 Готовность к реализации проекта

     В МБДОУ № 50 уже был создан ранее мини-музей « Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного уклада жизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, детская люлька, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.

     Мини-музей расположен в отдельном помещении в ДОУ, что дает возможность посещать «Русскую избу» в любое время проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.

Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.

 Этапы, содержание и методы реализации проекта    

    Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ д/с № 50 «Аистенок» по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

  • с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);
  • с педагогами – презентация опыта работы;
  • с родителями - в совместной деятельности.

Методы  и средства реализации проекта:

Основные направления работы по проекту:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о жизни и быте русского народа в старину; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.

3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов .  

4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Используемые методы:

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов, сказок;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • моделирования сказок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения  литературных произведений воспитателем;
  • чтение стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагогов, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовать продуктивную деятельность;
  • провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;
  • оформить коллекцию семян для занятий и пр.

  Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.

I. Подготовительный, исследовательский этап:

Задачи:

1.Разработать методы диагностики детей старшего и подготовительного к школе возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.

2.Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.

3.Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей старшего и подготовительного возраста с мини-музеем «Русская изба»

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Анализ существующих программ по краеведению, музейной педагогике, народной культуре.  

сентябрь- октябрь

2021-2023 г.

Воспитатель кружка

старший воспитатель

Анализ состояния деятельности ДОУ и семьи по  гражданско - патриотическому воспитанию, анкетирование родителей по выявлению уровня информированности и заинтересованности в предстоящей работе. Анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ. Мониторинг знаний детей старших и подготовительных групп.

сентябрь-декабрь

2021-2023 г.

воспитатели

Планирование работы с детьми, родителями, педагогами, изучение методических материалов

сентябрь- ноябрь

2021-2023г.

Воспитатель кружка

 

   II. Основной этап

Задачи:

- определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами,

 родителями;  

- способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ;

- популяризация ДОУ;

-реализация плана проекта.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1. Участие в проекте педагогов и родителей

Деятельность в соответствии с тематическим планированием

сентябрь 2021-май 2023г.

Воспитатель кружка

Обсуждение плана реализации проекта

сентябрь 2021г.

 Воспитатель, родители

Формирование у педагогов и родителей знаний, компетенций по организации музейной и краеведческой работы

в течение года

 Воспитатель кружка

Создание развивающей предметно-пространственной среды

постоянно

 

воспитатели

родители

Разработка перспективного плана на учебный год

сентябрь 2021 г.

Воспитатель кружка

методист

Разработка и проведение НОД

по перспективному плану  

 в течение учебного года

воспитатели

Поисковая деятельность детей и взрослых.  Пополнять музей новыми экспонатами.

Создание каталога экспонатов русской избы.

 

октябрь 2021- апрель 2023г.

воспитатели, родители

Привлечение родителей к организации занятий   с детьми

 по плану

воспитатели

Наглядная информация в родительских уголках, на стендах

в течение всего периода

Воспитатель кружка

Коррекция плана мероприятий в соответствии с потенциальными возможностями родителей и детей.

 январь 2022г.

педагоги

2.Участие в проекте детей, педагогов и родителей

Совместная деятельность педагогов и детей (беседы, НОД, игры, продуктивная деятельность, посещение мини-музея «Русская изба», знакомство с укладом жизни и народным творчеством  людей   в старину)

 по перспективному плану

(Приложение № 1)

воспитатели

Организация для детей экскурсий в Торгашинский  библи. пункт МБУК «Центральная Библиотека им.В.В.Розанова , в Краеведческий музей при школ

 В течение двух учебных годов

ст. воспитатель, воспитатели

Организация и проведение совместных праздников, акций, конкурсов.

 октябрь

воспитатели, музыкальный руководитель

«Ярмарка народной игрушки»  

«День Матери»

Праздник с элементами фольклора

ноябрь

воспитатели, музыкальный руководитель

 Колядки

Зимние посиделки в русской избе

 Январь-февраль

воспитатели

Фольклорные развлечения: «Кузьминки»

«Приди, весна с радостью!»

 Март

апрель

 воспитатели, музыкальный руководитель

Изготовление макетов, альбомов, рисунков.  

Детско-родительские проекты по темам:

  • «Русские народные игры»;
  •  «Устное народное творчество»;
  • «Народная игрушка, народные праздники»

по перспективному плану

воспитатели

родители

 Выставки, презентации проектов, фотопрезентации

к  праздникам

воспитатели

старший воспитатель

Участие в районных и городских конкурсах  

 по плану

воспитатели, родители

III. Заключительный этап

Задачи:

1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края:

2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.  

3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

        Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

   Комплексный анализ, позволяющий судить о степени выполнения проекта. Оценка уровня сформированной потребности у родителей взаимодействовать с педагогами ДОУ с целью повышения качества образования детей и использования потенциальных возможностей каждого ребёнка.

май 2022-23г.  

Воспитатель кружка

 родители

 Открытые показы для педагогов и родителей    

 

по годовому плану

воспитатели

Анализ недочетов,  затруднений педагогов, проведение коррекции (при необходимости)

 Март-май 2022 г.

старший воспитатель

методист

Видеорепортажи, фоторепортажи

2021-2023г.

родители воспитатели

 Интеграция   краеведческого материала   в образовательную деятельность с детьми, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную,  образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельную деятельность детей, в процесс взаимодействия с семьями воспитанников

2021-2023 г.

воспитатели

 Создание «методической копилки»:     конспекты, сценарии,  иллюстративный и художественный материал.

постепенно

   

Воспитатель кружка

 Отчёт по результатам работы на итоговом педагогическом совете.

май  

Воспитатель кружка

Отчет по результатам работы на итоговом  родительском собрании

май  

Воспитатель кружка

Наметить планы на будущее

май  

Воспитатели

методист

Прогнозируемые конечные  результаты деятельности

      В результате реализации проекта:

-в дошкольном учреждении будет разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны;

-будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;  

 - повысится компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;

 -будет качественно реализовываться часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Дети:

-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

Педагоги:

-пополнят каталог  предметов народного быта музея « Русская изба»;

    - мини-музей «Русская изба» будет более активно  использоваться  для занятий по краеведению в ДОУ;

-повысится профессиональный  уровень и  творческая  активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания;

-воспитатели приобретут знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном  процессе  с дошкольниками.

Родители:

-Будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;

-повысится эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей. 

      

       работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и в активном привлечении к этой работе семьей воспитанников.     

Практическая значимость

        Практическая значимость работы кружка состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

        Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт  по данной теме.

Работа над реализацией проекта кружка позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Трудоемкость осуществления проекта кружка «Русская изба» заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами патриотического характера развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

    Оценка результативности проекта

          Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трём направлениям: родители, педагоги, дети.

Оценка включенности родителей в проектную деятельность детского сада, их заинтересованности будет проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, в степени активности родителей в совместных мероприятиях.

Оценка компетентности и творческой активности педагогов будет отслеживаться ходе участия педагогов в мероприятиях по теме проекта: проведение консультаций, участие в  семинарах, круглых столах, в городских и районных конкурсах, оформлении наглядно-информационного материала, непосредственное участие в мероприятиях, анкетировании.

Механизм отслеживания результатов работы с детьми:

  • активность участия детей в совместных мероприятиях:   выставках, экскурсиях, фольклорных праздниках и развлечениях;
  • анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с народной тематикой, дидактические игры);
  • наблюдение за поведением и играми детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах).
  •   Методы исследования:
  • наблюдения  за играми детей;
  • диагностика представлений детей о жизни и быте русского народа в старину (Приложение);
  • беседа с родителями, анкетирование  родителей.

 Результаты по выполнению проекта будут подводиться на педагогическом совете,  корректироваться с учётом обратной связи с детьми и родителями. Контроль за исполнением проекта кружка «Русская изба» осуществляет администрация ДОУ совместно с родительским комитетом.

 Ресурсное обеспечение проектной деятельности:

     Необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта

Наличие материально-технических ресурсов

Потребность в материально-технических ресурсах

1.Методическая литература о культурно-патриотическом воспитании дошкольников

2.Детская познавательная литература, энциклопедии

3.Развивающие игры, дидактические материалы

Всего:

Достаточно

Есть в наличии

Регулярно пополняются

Постоянное обновление, дополнение

Потребность есть

Функционал участников проекта:

  • воспитанники ДОУ (5-7 лет) – принимают участие в народных играх, праздниках, фольклорных развлечениях;
  • родители воспитанников – принимают активное участие в оформлении мини-музея «Русская изба», принимают участие в праздниках, фольклорных развлечениях с детьми в ДОУ;
  • воспитатель Аюпова Л.А. – создала и реализовала данный проект, создала каталог старинных предметов мини-музея «Русская изба», отметила график проведения занятий кружка для   детей 5-7 лет;
  • воспитатели ДОУ- проводят занятия вне кружка на тему знакомства детей со старинным русским фольклором, краеведения, патриотического воспитания.

                 

Организационно-методическое обеспечение:  

  1. Программа О.Л.Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».
  2. Н.Рыжова, Л.Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008
  3. А.Ф. Некрылова, Л.В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб.: 2002г.
  4. А.Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
  5. Т.А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.
  6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси».
  7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. М.Айрисс-пресс, 2006.
  9. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
  10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
  11. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
  12. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. М.БЕТТА СЕРВИС, 1998.
  13. Интернет-ресурсы.

                           

 

 

                 

               

Приложение

                                             

Приложение № 1

Тематический план работы по приобщению детей

к истокам русской народной культуры

Дети от 5-6 лет

месяц

тема

цель

Программное содержание

Методы, приемы

сентябрь

В гостях у хозяюшки

Знакомство детей  с жилищем

русского народа.

Познакомить детей с тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Экскурсия в комнату русского быта

Встреча хозяйки. Беседа.

Осмотр избы.

(слайды с изображением избы разных областей).

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Игра.

« Кто быстрей поможет хозяйке»

Обобщение.

октябрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь,  Употреблять в  разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

Воспитывать интерес к народному быту.

Экскурсия в комнату русского быта

Объяснение.

Беседа.

Рассмотрение экспонатов.

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Фольклор.

Игра:

«Кто быстрее принесет воду на коромысле».

Обобщение.

ноябрь

Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)

Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Познакомить детей со сказкой    «Три дочери». Воспитывать трудолюбие

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала.

Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.

Рассказ воспитателя. Объяснения.

Загадки.

Словарная работа.

Игра:

«Кто быстрей намотает клубок».

Чтение сказки «Три дочери»

Пословицы.

Обобщение.

декабрь

Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло)

Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду  крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.

Объяснение.

Рассмотрение экспонатов.

Рассказ музыкального руководителя.

Словарная работа.

Чтение сказки

«Колосок». Беседа.

Пословицы о труде.

Обобщение

январь

Как ходила коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье.

Пение муз. руководителя.

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»

февраль

Посудочка хороша! (мир народной посуды)

Знакомство детей с предметами быта, кухонной утварью.

Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к  культуре с кем рядом живешь.

Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки.

Беседа о блюдах.

Поговорки.

Рассмотреть экспонаты.

Пояснение

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Загадки о посуде.

Сказка о чугунке.

Обобщение.

Итог.

март

Куклы в народных костюмах (Московская, Костромская, Псковская губернии)

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Назвать части костюма. Обратить

Внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.

Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.

Воспитывать уважение к родной культуре.

Дидактическая игра:

« Укрась косник».

«Опиши одежду Барышней в костюмах».

Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:

(появление кукол)

Рассмотреть кукол.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Обобщение.

Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах

апрель

Сороки.

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Грачевник, кулики, заклички, сороки ит.д.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Разучивание попевок, закличек, игра ну музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Герасим-грачевник»

май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг,

керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Экскурсия в комнату русского быта

Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

Рассказ воспитателя

(как и с помощью чего освещали избу

в старину)

Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

Словарная работа.

Игра: « Гори, гори ясно».

Дети от 6-7 лет

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Методы, приемы

сентябрь

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище  русской старины, объясняя

детям назначение его составных частей.

Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (удмурты, татары, марийцы).

Экскурсия в комнату русского быта.

Рассматривание

внутреннего

устройства и убранства избы (в т.ч. показ слайдов)

Рассказ музыкального руководителя, сопровождаемый пением и игрой на русских музыкальных инструментах (музыкальный руководитель).

Объяснение новых слов.

Словарная работа.

Беседа.

Фольклор (потешки, колыбельные. Посиделочные песни)

Р.Н.. игра:

«Тетера».

Обобщение.

Итог.

октябрь

Скоро, девочки, Покров!

Знакомство с традицией: «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова»

Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Покров, гуляночка, засидки, посиделки и т.д.

Пение муз. руководителя. Слушание записей CD

Разучивание круговых, наборных хороводов, кадрилей, игра на музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Скоро, девочки, покров»

ноябрь

Печь – как мать родная

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта.

Загадка о печи.

Рассказ музыкального руководителя  об устройстве печи и ее предназначении.

Объяснение. Пословицы.

Вопросы:

В каких сказках говорилось о печи?

Словарная работа.

Поговорки.

Обобщение.

Итог.

декабрь

Любят в праздники рядиться наши русские девицы

Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.

Дать представления о различии важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь, украшения)

Экскурсия в комнату русского быта.

Беседа «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром».

Практическое занятие– бисероплетение: знакомство с симметрией, работа  с 1 иголкой, работа в 2 иголки «крестик». Обогащение словарного запаса.

Итог.

январь

Рождество Христово

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье, Вертеп

Пение муз. руководителя. Слушание аутентичных записей (Курская, Белгородская обл.)

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово»

февраль

Бабушкин сундук.

Знакомство с русскими народными старинными играми

Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Экскурсия в комнату русского быта. Беседа: Игрушки наших бабушек.

Ответы детей: Мои любимые игрушки. Русские народные игры зимой.

Игры-забавы с домовенком

март

Как рубашка в поле выросла

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

Словарная работа.

Беседа.

Пословицы о труде.

Обобщение

апрель

май

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

От лучинки до электричества

Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Закрепить представления детей  о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

Экскурсия в комнату русского быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок.

Практическое занятие – бисероплетение.

Экскурсия в комнату русского быта

словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

Рассказ  воспитателя

(как и с помощью чего освещали избу

в старину).

Вопросы:   Что было бы, если не было электричества

Словарная работа.

Диагностика выявления у детей уровней сформированности знаний о предметах народного быта, орудиях труда, народных ремеслах, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения ориентироваться в них, и применять в своей деятельности.

Проводится в пять этапов.

1 этап:

Знания названий и назначения предметов русского народного быта с

помощью дидактических игр.

  1. «Ремѐсла на Руси» дидактическая игра.

Ребѐнок раскладывает карточки с изображениями орудий труда на одну

большую карту с изображением одного вида ремесла, называет предметы

и объясняет, почему положил эти предметы на данную карту.

За каждый правильный ответ получает 1 балл. В сумме ребѐнок может

получить 6 баллов.

1.2. «Чудесный сундучок».

Ребѐнку загадываются загадки (5-10) о предметах быта. Он называет,

показывает способ применения. За каждый правильный ответ-1 балл. В

сумме-5-10 баллов.

2 этап:

Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского

народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по

лепке, аппликации, рисованию.

2.1. Загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить

(нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.

За правильный ответ- 1 балл.

2.2. Дидактическая игра «Народные промыслы». Детям поочерѐдно

предъявляются игрушки и предметы различных промыслов (10). Ребѐнок

должен назвать вид народного искусства. За каждый правильный ответ- 1

балл.

3 этап:

Умение ориентироваться на практике в разных видах народно-прикладного

творчества.

3.1. Дидактическая игра «Народные узоры». Предлагается ребѐнку разложить

по клеточкам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном

ряду были элементы только одного вида росписи. За каждый правильный

ответ -1 балл.

3.2. Дидактическая игра «Что изменилось?». Ставится 5 предметов

различных росписей: хохлома, гжель, жостово, городец и др.). Ребѐнок

должен запомнить расположение после того, как они поменяны местами,

ребѐнок должен угадать, что изменилось. Правильный ответ- 1 балл.

3.3. «У матрѐшки день рождения». Детям предлагаются силуэты игрушек и

предметов из бумаги. Предлагается ребѐнку определить силуэт и расписать

нужным стилем.

4 этап.

Знание детьми русских народных традиций и праздников.

4.1. Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников

и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние,

летние праздники они знают.

4.2. Детям раздаются сюжетные картинки с изображением народных

праздников. Затем зачитывается описания праздника, дети должны указать

его название.

5 этап.

Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе

использования знаний о народной культуре.

5.1. Используются иллюстрации с изображением русского народного

костюма, головных уборов. Предлагается назвать виды народного

костюма.

Уровни приобщения детей к истокам русской народной культуры:

Высокий уровень: от 6 до10 баллов за каждый этап.

Средний уровень: от 3 до 5 баллов за каждый этап.

Низкий уровень: от 0 до 3 баллов за каждый этап

График посещения кружка «Русская изба»

Время посещения с 15:50 – 16:10, 1 раз в неделю по пятницам.

Возрастная группа

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Старшая группа

1,3  неделя

1,3 неделя

1,3 неделя

1,3

неделя

3 неделя

1,3 неделя

1,3 неделя

1,3 неделя

1,3 неделя

Подготовительная группа

 2,4  неделя

2.4 неделя

2,4 неделя

2,4 неделя

 4 неделя

2,4 неделя

2,4 неделя

2,4 неделя

2,4 неделя

Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка»

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.

Задачи:

- познакомить детей с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства;

- развивать интерес детей к народному творчеству;

- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

- воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.

Планируемые результаты: ребенок имеет представление о матрешке как о символе русского народного искусства; проявляет интерес к народным игрушкам, творчеству.

Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками, картинки с контурным изображением матрешек, цветные карандаши, коллекция матрешек, иллюстрации с матрешками (сгруппированы по стилям росписи), карточки — заготовки матрешек.

Ход занятия:

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? А чтобы узнать, что в сундуке нам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно. (Достает матрешку, все внимательно ее рассматривают, слушают стихотворение)

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

Рассказ воспитателя о матрешке.

-Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).

Воспитатель предлагает подойти к мольберту и рассмотреть картинки матрешек.

(Воспитатель показывает и рассказывает)

-Родиной русской расписной матрешки считается подмосковный город Сергиев Посад. Здесь впервые было налажено производство русской деревянной куклы, которая до сих пор вызывает восхищение во всем мире. Эту Сергиеву Посадскую матрешку раскрашивают гуашевыми красками, но ее расцветка не очень пестрая. Но матрешки Сергиево Посадские отличаются от своих сестриц, которых выполняют и в других местах России. Вот в Нижегородской области матрешка представляет собой русскую красавицу, раскрашенную ярко и насыщенно. А в руке такая матрешка обязательно держит букет цветов. Есть матрешка не только статная да пухленькая, а вытянутая да стройная.

Воспитатель: Дети, матрешки хотят поиграть с нами. Хочется вам поиграть с матрёшкой? Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель. Внутри каждой матрешки спрятано задание для нас.

Открываем первую матрешку. (Воспитатель читает задание)

Задание первой матрешки:

Расскажите, какая матрешка (опишите ее)? (нарядная, расписная, красивая)

Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).

Из чего она сделана? (из дерева)

Задание от второй матрешки:

Назовите матрешку ласково. (Мотя, Матюша, Матрёнушка, Матрена).

Задание третей матрешки: 

Дети, а у этой матрешки есть интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Проводится игра «Собери матрешку». (Разрезные картинки матрешек).

Воспитатель. Молодцы, дети, все справились с заданием, давайте немного отдохнем и поиграем.

Игра «Мы веселые Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?

Дети. У нее сарафан не расписан.

Воспитатель. Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

 (Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши, раскрашивают матрешку).

Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

 В конце занятия воспитатель. Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети. С матрешкой.

Воспитатель. А из чего матрёшка сделана?

Дети. Из дерева.

Воспитатель. А какие у нас матрешки?

Дети. Нарядные, красивые.

Воспитатель. Какие матрёшки бывают по росту?

Дети. Разные, маленькие и большие.

Воспитатель. А как можно с ними играть?

Дети. Собирать, разбирать.

Воспитатель. А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети. Да

Воспитатель. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети. Бережно, аккуратно.

Воспитатель. Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Конспект НОД в старшей группе

на тему «Беседа в музее «Русская изба»

Цель: Дать детям представление о русской избе.

Задачи:

- дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи;

- познакомить с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук, самовар);

- развивать интерес к русскому фольклору, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей. Пополнять пассивный и расширять активный словарь детей. Расширять кругозор;

- формировать любовь и бережное отношение к предметам старины;

- воспитывать интерес к истории России.

Словарная работа: печь, чугунок, ухват, сундук, самовар.

Демонстрационный материал: “Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар, русские народные костюмы, иллюстрации к сказкам, игрушка – домовенок Кузя, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня погулять», два разноса, книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Раздаточный материал: картинки к игре «Что было, что стало», соленое тесто для лепки калачей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание стихотворений «Самовар»«Печка»; хороводов «Вышел Ваня погулять»; пословиц, поговорок; отгадывание загадок о предметах быта (печь, сундук, чугунок, ухват, самовар); чтение русских народных сказок «Курочка Ряба»«Репка»«Колобок»«Теремок»«Волк и семеро козлят»«Маша и медведь»«Три медведя».

Форма проведения: подгрупповое.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Заходят в музей «Русская изба».

Воспитатель. Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Обратите внимание на предметы, которые находятся в музее, они очень древние, старинные и сегодня мы вместе будем рассматривать эти экспонаты.

Воспитатель. Что считалось самым главным в избе и необходимым для проживания?

Дети. Печь.

Воспитатель. Ребята, вы слышите, кажется, кто-то шумит за печкой? (Достает домовенка Кузю)

Да это же домовенок, хранитель нашего музея. Давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются с домовенком.

Воспитатель. Ребята, а Кузя приготовил нам загадки, давайте попробуем их разгадать.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Дети. Печь.

Воспитатель. Правильно, печь. А как вы думаете, в деревенской избе для чего обязательно ставили печь? Для чего она нужна была?

Дети. В ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, топили избу, грели воду, спали на ней.

Воспитатель. Как раньше называли печь?

Дети: Кормилица, поилица, Матушка.

Воспитатель. Молодцы ребята! Ну что, а сейчас послушайте вторую загадку.

Он как круглая кастрюля

     Он чумазый, не чистюля

 Где там, в печке уголёк

 Кашу сварит…

Дети. Чугунок.

Воспитатель. Молодцы. Как вы думаете, для чего нужен чугунок?

Дети. В чугунке варили кашу, щи.

Воспитатель. А у нас третья загадка от домовенка Кузи.

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил…

Дети. Ухват.

Воспитатель. Какие вы умные! Для чего нужен был ухват?

Дети. Чтобы достать из печи чугунок и не обжечь руки.

Воспитатель. Молодцы! Слушайте последнюю загадку.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник…

Дети. Самовар.

Воспитатель. Правильно. Любили русские люди почаёвничать, то есть чай из самовара попить. Особенно после баньки пили чай из блюдечка с мёдом, вареньем и баранками.

Воспитатель: А сейчас давайте для Кузи расскажем стихотворения, пословицы и поговорки:

Платон                                   

    Сверху пар, снизу пар -

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Кира                                         

    Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Полина                        

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Денис                                   

Без печи хата – не хата.

Дима                              

Домом жить – обо всем тужить.

Воспитатель: Дети, раньше не было на Руси в деревнях ни света, ни телевизора, ни компьютера, и чтобы жилось не скучно, народ сочинял сказки, которые так и назывались русские народные сказки. А вы знаете такие сказки?

Дети. Да.

Воспитатель. Сейчас и проверим. Я буду показывать картинки с изображением сюжета из сказки, а вы должны будете отгадать название этой сказки.

Воспитатель показывает иллюстрации из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», а дети называют сказки.

Воспитатель. Молодцы!

Воспитатель. А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел-

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Давайте мы с вами поиграем в хороводную игру «Вышел Ваня погулять»

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Ваня. “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

В круг выходит девочка, ищет себе друга, дарит ему ленточку. Игра повторяется.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как печь печет калачи.

Включается русская народная музыка.

Дети раскатывают соленое тесто прямыми движениями, скрепляют концы. Готовые калачи кладут на разнос и ставят в печь.

Воспитатель. А пока пекутся наши калачи, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало».

Покажем Кузе, как изменились предметы со временем.

Например: был самовар, стал чайник.

Дети подбирают картинки старинных предметов и усовершенствованных предметов по сходству

Воспитатель. Молодцы ребята, справились с заданием. Дети, пока мы с вами играли, наши калачи уже испеклись. (Достает разнос с готовыми калачами). 

Воспитатель. Понравилось вам у Кузи в избе?

Дети. Да.

Воспитатель. Что больше всего запомнилось?

Дети. Как играли в игры, пекли калачи и т. д.

Воспитатель. Ребята, Кузя очень рад, что мы пришли к нему в гости. И на память о нашей встрече он нам дарит книги с потешками, пословицами, поговорками и небылицами.

Воспитатель. Нам тоже, Кузя, очень приятно было побывать в твоей избе, и мы обязательно навестим тебя еще. А сейчас мы пойдем в группу пить чай с калачами.

           

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей подготовительной группы с укладом жизни старинного быта коренных жителей Сибири и приобщение к русскому народному фольклору. Знакомство со старинными русскими предметами быта.»

Цель: Знакомство с предметами быта коренных жителей Сибири, воспитание любви и уважения к старинным обычаям.

Задачи:

- продолжить знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством;

- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, загадками;

- обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора;

- воспитывать интерес к народному быту и вызвать патриотические чувства у детей.

Материалы и оборудование:

-сито, таз, мука.

-Прялка и клубочки ниток, вязаные изделия: варежки, шапочка, шарф.

-изделия из дерева: разделочная доска, шкатулка, толкушка, скалка, ступа и пестик.

-аудиозапись русской плясовой.

-музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы.

-горшки и крынки разной формы.

-люлька.

-деревянное корыто, сечка, кочан капусты.

-игрушка кота.

-сундук с народными костюмами.

-угощение для детей и гостей.

Ход занятия

Хозяйка избы встречает детей у входа: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

Дети:

-Гость на порог-ставь самовар да пирог!

-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

-Не красна изба углами, а красна пирогами!

-Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нем.

Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?

Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка: Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Ответы детей.

Хозяюшка: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?

Ответы детей. Показ деревянных изделий деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.

Хозяюшка: Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Дети: Это печка!

Хозяюшка: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка: А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.

«Показ рубки капусты сечкой»

Хозяюшка: Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

«Демонстрация горшков»

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

Хозяюшка: Хватит, дорогие гости, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1-ая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2-ая загадка:

Новая посудина, а вся в дырках (Сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Задание «Просеять муку через сито». Дети по очереди (4-5 детей) пробуют просеять муку через сито.

3-я загадка:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Хозяюшка демонстрирует изделия из шерстяных ниток: варежки, шапочка, шарф.

Хозяюшка: У меня недавно были в гостях мои внуки, погуляли на улице. В снегу навалялись и свои варежки оставили у меня на печи. Да вот не задача, мой кот Васька такой баловник, все варежки перепутал. Помогите мне их разложить по парам.

Игра «Найди пару»

4-ая загадка:

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

«Музыкальная пауза»

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.

Хозяюшка: Поиграли, ох, устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке стоит кроватка. Кто знает, как она называется?

Дети: Люлька!

Хозяюшка: Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

И утащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Бай-бай, бай-бай.

Хозяюшка: Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.

Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?

5-ая загадка:

И стоит, покрыт ковром

Ларь с хозяйственным добром.

Кто догадался, что это?

Дети: Сундук!

Хозяюшка: Правильно, это сундук.

Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы, находит там кота Ваську.

Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?

Дети: Да, поиграем!

Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький» (играют 2-3 раза)

Ведущий (в руках держит игрушку кота) идет по кругу, а дети говорят слова:

Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)

Глазки закрываются.

Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)

Зубы у кота – острая игла!

Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)

Хозяюшка подходит к печке.

Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!

Передает угощения воспитателю группы.

Воспитатель вместе с детьми: Мы желаем Вам счастья в доме умножать!

Нас почаще в гости звать! (Вручают подарок для русской избы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка детского проекта в старшей группе "Мини-музей "Русская изба"

5 лет работаю над детскими проектами. Предлагаю вам , коллеги, свою разработку. Может она кому то поможет в работе....

проект "Изба" старшая группа

паспорт проекта "Изба", конспект итогового занятия  "Горница" в старшей группе...

Проект "Что такое русская изба?"

Цель. Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре....

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Проект "Изба".

Проект «Русская изба» создан с целью ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к на...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Проект "Избу вести - не лапти плести"

Цель:развитие представлений о русской культуре, воспитание патриотических чувств....