проект старшая группа "Много профессий хороших и разных"
проект (старшая группа)

Ахмадеева Светлана Николаевна

Проблема -недостаточная информированность   детей дошкольного возраста с миром профессий решаемая  в ходе образовательной деятельности,чтобы профессиональная ориентация в мире профессий дала нужные результаты , она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе. Одним из наиболее эффективным методом является метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proforientatsiya_v_starshey_gruppe.docx84.41 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Много профессий хороших и разных»

Название проекта

«Много профессий хороших и разных»

Разработчик проекта

Ахмадеева Светлана Николаевна, воспитатель старшей группы

Целевая аудитория

Воспитанники старшей возрастной группы

Тип, вид проекта,

 срок реализации

Среднесрочный, познавательно-исследовательский, групповой

сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Цель

Формирование положительного эмоционального отношения к миру профессий, предоставление  возможности использования своих сил в доступных видах детской деятельности.

Задачи

  • Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
  • Формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Закреплять умения воспитанников выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Основные принципы Проекта

  • принцип сотрудничества предусматривает участие всех членов коллектива: детей, родителей и педагогов. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ;
  • принцип учета возрастных особенностей: внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя (законного представителя) при организации совместной деятельности.
  • принцип развития: определение индивидуальных зон развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности;
  • принцип единства: общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка, как сотрудников, а не как ведущего и ведомых;
  • принцип индивидуального подхода педагога к детям и родителям.

Нормативно-правовая база проекта

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профориентации и психологической поддержке населения РФ»;
  • Закон Кемеровской области от 5 июля 2013 года №86-ОЗ «Об образовании»;
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Устав Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Яйский детский сад «Солнышко».

Ожидаемые результаты

  • Расширится сфера интересов, представлений, опыта и нравственных установок воспитанников.
  • Повышение интереса к образовательной деятельности и увеличение родителей – активных участников образовательных отношений.
  • Будет создана развивающая предметно-пространственная среда, подобраны оптимальные образовательные технологии,  позволяющие решать различные задачи ранней профориентации.
  • Сформирована достаточная профессиональная компетентность педагога в вопросах ранней профориентации.

Контроль за реализацией проекта

  • Педагогическая диагностика знаний, умений воспитанников.
  • Анализ участия родителей (законных представителей) в жизни группы.
  • Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды
  • Самоанализ профессиональной компетентности педагога и применения образовательных технологий в вопросах ранней профориентации старших дошкольников.


Введение

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого–педагогической работы по освоению образовательных областей.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест образовательной работе детского сада.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно – пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.


Актуальность

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу. В истории развития педагогической мысли подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка – дошкольника. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников струдом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М.В., Логинова В.И. Мегедь, В.В. Мишарина, Л.А., Овчаров А.А. Шахманова А.Ш. В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий. Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Развивать ценностное отношение к труду. Эти задачи отражены в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». На сегодняшний день выделены основные направления развития ребёнка, в которых определены образовательные области.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профориентации и психологической поддержке населения РФ»;
  • Закон Кемеровской области от 5 июля 2013 года №86-ОЗ «Об образовании»;
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Устав Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Яйский детский сад «Солнышко».

В основе образовательной программы МКДОУ «Яйский детский сад «Солнышко» лежит образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

При всех её достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в ней уделяется недостаточное внимание. Данная программа предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе «Игровая деятельность» такая задача вообще не ставится.

Проблема, решаемая в ходе образовательной деятельности: недостаточная информированность детей о разнообразии профессий.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе. Одним из наиболее эффективных методов в практике работы по профориентации является метод проектов. Метод проектов - интерактивный метод.

Метод проектов эффективен в том случае, когда в работе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой привлекаются знания и опыт из различных областей. В основе метода проектов лежит:

  • развитие познавательных умений и навыков детей;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания и понимание;
  • умение критически мыслить.
  • умение интегрировать свои знания из различных областей наук и жизненный опыт;

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Цель реализации проекта по ознакомлению воспитанников старшей группы с трудом взрослых - формирование положительного эмоционального отношения к миру профессий, предоставление  возможности использования своих сил в доступных видах детской деятельности.

Задачи:

  • обогащать и конкретизировать представления детей о профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
  • формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • закреплять умения воспитанников выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
  • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Принципы совместной деятельности по ранней профориентации старших дошкольников:

  • принцип сотрудничества предусматривает участие всех членов коллектива: детей, родителей и педагогов. Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ;
  • принцип учета возрастных особенностей: внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя (законного представителя) при организации совместной деятельности.
  • принцип развития: определение индивидуальных зон развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности;
  • принцип единства: общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка, как сотрудников, а не как ведущего и ведомых;
  • принцип индивидуального подхода педагога к детям и родителям.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:

  1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
  3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию)связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность по реализации задач ранней профориентации основывается на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются следующие методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

  • приближение детей к труду взрослых;
  • приближение работы взрослых к детям;
  • совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых.

Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.

Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём. Многие русские художники отображали в своих картинах из- 20 нурительный труд взрослых и детей (например, В. Г. Перов «Тройка», И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»). Показ таких репродукций педагог обязательно должен сопровождать разъяснительной беседой, в которой сделать акцент именно на положительных изменениях условий и содержания современного труда взрослых.

Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игрыимпровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик». Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника. При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Приближение работы взрослых к детям.

 К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие.. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объёма познавательного материала, но и во всё большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы.

Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры.

Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Словесные игры помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации.  В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. В

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т.п.), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика и т.п.). В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, моделируют их профессиональное поведение.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
  • оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.


Перспективный план образовательной деятельности

по реализации проекта «Много профессий хороших и разных»

Месяц

Профессия

Цель

Методические приёмы

сентябрь

Полицейский, инспектор ГБДД

Работник МЧС

Расширить представления детей о людях, наблюдающих за порядком на дорогах. Следят, чтобы водители и пешеходы не нарушали правила дорожного движения.

Расширять представления об отважных профессиях. Для того, чтобы совершать подвиги, надо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

- Целевая прогулка по улицам города;

- рассказ родителя, инспектора ГБДД;

- игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика»;

- проблемная ситуация»Что будет, если исчезнет полиция»;

- чтение С. Михалкова «Дядя Стёпа»

- изготовление атрибутов  для игр.

- Рассматривание иллюстраций;

- просмотр телепередач;

- беседа «Как работают пожарные»;

- чтение С. Маршака «Пожар»;

- экскурсия в пожарную часть;

- продуктивная деятельность: «Плакаты о противопожарной безопасности».

октябрь

Учитель

Шофёр

Ветеринар

Познакомить с важностью профессии учителя. Формировать правила поведения в школе. Воспитывать желание учиться.

Продолжать знакомить с трудом водителя. Закрепить представления о разных видах транспорта. Закрепить и обобщить знания о труде водителя в городе и в сельской местности.

Помочь детям заинтересоваться деятельностью ветеринарного врача.

Дать представление о больнице для животных.

Пополнить словарный запас.

- Экскурсия в школу;

- беседа с учителем;

- чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу»;

- разучивание стихов про школу, загадывание и составление загадок;

- пополнение атрибутами сюжетно-ролевой игры «Школа».

- Беседы с детьми о профессии  - шофёр;

- рассматривание тематических картинок «Виды транспорта»;

- чтение М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице», А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ милиционер», В. Маяковского «Кем быть»;

- загадывание загадок на тему «Транспорт»;

- пополнение атрибутами игр.

- экскурсия в медицинский кабинет;

- рассматривание медицинских инструментов;

- чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», В. Маяковского «Кем быть», Александровой «Дозор»;

- разбор проблемной ситуации «У тебя заболел котёнок?», «Вызов врача»;

- рисование «Моё любимое животное»;

- изготовление атрибутов к игре.

ноябрь

Строитель

Архитектор

Воспитатель

Дать представление о важности профессии строителя.

Дать представления об объектах, возводимых строителями, их разнообразии и функциях.

Дать представление об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о различных видах архитектуры (жилые здания, сооружение мостов, оформление площадей, памятников), об особенностях архитектуры, её функциях (польза, прочность, красота)

Закрепить знания о работе воспитателя, чем он занимается в детском саду. Развивать чувство благодарности к профессии воспитатель, желание оказывать посильную помощь

- рассказ воспитателя;

- беседа со строителем;

- рассматривание иллюстраций;

-экскурсии по улицам города, на стройку;

- чтение произведений: сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева;

- рисование «Строительство дома»;

- изготовление атрибутов для игр.

- Экскурсии, прогулки (знакомство с архитектурой своего города);

- рассматривание фотографий, зданий ближайшего окружения, иллюстраций зданий разного назначения, слайдов;

- беседы: «Дома бывают разные», «Что есть в городе для детей»

- строительные игры;

- загадки про здания;

- продуктивная деятельность: (лепка, рисование, аппликация, конструирование): «Наша улица», «Построим разные дома».

- Беседы: «Кто и как работает в детском саду», «Почему мне нравится ходить в детский сад»;

- рисование на тему: «Наши воспитатели»;

- подбор атрибутов для игры в «детский сад»;

- продуктивная деятельность: изготовление поздравительных открыток ко «Дню воспитателя».

декабрь

Художник

Скульптор

Энергетик

Дать представления об условиях, в которых работает художник. Упражнять в узнавании и назывании разных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт; изобразительных материалов: масляные краски, акварель, уголь, холст, мольберт, палитра. Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Познакомить с профессией скульптора, её особенностями. Дать представление о скульптуре малых формы и монументальной. Учить видеть выразительный образ (жесты, мимику, позу, движение), разнообразие материала (фарфор, камень, стекло, дерево, металл, бронза). Развивать художественный вкус, умение понимать красоту.

Расширять представление дошкольников о профессии энергетика, о людях, которые снабжают нас электроэнергией. Дать представления об источниках энергии.

- Рассматривание портретов, натюрмортов, пейзажей;

- рассматривание фотопортретов ит.д.;

- игры: «Портрет моего друга», «Нарисуй себя»; «Что нужно художнику»;

- беседа: «Кто такой человек-творец».

- Рассматривание репродукций, слайдов, фотографий различных видов скульптур;

- экскурсии к скульптурам;

- лепка из солёного теста;

- сюжетно-ролевая игра «Скульптор».

- Рассказ воспитателя;

- рассматривание иллюстраций;

- придумывание загадок;

- продуктивная деятельность: «Откуда берётся электричество?», « Домашнее «солнце»;

- проблемная ситуация: «Если не будет электричества».

январь

Артист цирка

Композитор

 

Журналист

Продолжать знакомить с профессиями циркового искусства (Жонглёр, акробат, фокусник, клоун, дрессировщик). Закрепить знания об особенностях этих профессий. Закреплять правила поведения в цирке. Развивать творческие способности. Обогащать речевой словарь: арена, занавес, купол, факир.

Продолжать знакомить с профессией композитора. Упражнять в названии и узнавании различных жанров музыки (марш, танец, песня…), музыкальных инструментах (фортепьяно, скрипка, гитара).

Учить слышать красоту музыкального произведения, её характерные особенности. Предложить представить какие чувства испытал композитор, когда писал эту музыку. Развивать воображение.

Расширить представление о профессии журналиста.

Журналисты готовят репортажи, берут интервью, транслируются по телевидению и радио.

- Рассматривание иллюстраций;

- беседа: «Что вы видели в цирке»;

- игровое упражнение: «Покажи фокус»;

- сюжетно ролевая игра «Цирк»;

- продуктивная деятельность:

билеты в цирк, изготовление афиш.

- Слушание различных музыкальных произведений;

- игры «Что подсказывает музыка?», «Какой музыкальный инструмент?»;

- драматизация музыкальных пьес, сказок;

- игры на музыкальных инструментах;

- сюжетно-ролевая игра: «Концерт».

- Просмотр фрагментов телепередач;

-  рассказ воспитателя;

- игровая ситуация «Ты берёшь интервью»;

- беседа «Как нам организовать детское телевидение»

февраль

Военный

Лётчик

Продавец

Формировать конкретные представления о герое-войне, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания о подвиге войнах-танкистах, войнах-моряках. Расширять представления о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитывать чувство патриотизма, восхищение героизмом людей.

Расширять знания о работе лётчиков. Закрепление знаний о воздушном транспорте. Знакомство с работой аэропорта.

Расширять знания о работе продавца. Продавцы продают товар. Они их показывают, дают покупателям советы. Работник торговли доброжелательный, коммуникабельный человек.

- Экскурсии памятникам, к местам боевой славы;

- рассматривание буклетов о войнах-героях;

- чтение Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты»;

- изготовление атрибутов к играм.

- Беседа «Кто работает в аэропорту»;

- чтение произведений: И. Винокурова «На аэродроме»;

- просмотр фотографий о лётчиках;

- рисование, лепка, конструирование «Самолёт»;

- изготовление атрибутов к играм.

- Экскурсии, целевые прогулки к магазинам;

- рассказ воспитателя;

- рассказ ребёнка «Мы с мамой ходили в магазин»;

- продуктивная деятельность: изготовление атрибутов.

март

Актёр театра

Писатель

Дизайнер  

Продолжать знакомить с таким видом искусства, как театр. Закрепить знания об основных атрибутах театра. Формировать навыки поведения в театре. Развивать творческие способности. Обогащать речевой словарь: сцена, занавес, партер, амфитеатр.

Продолжать знакомить с профессией писатель. Упражнять в узнавании и назывании различных литературных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малых фольклорных групп). Учить видеть красоту литературных произведений, их основную цель. Развивать творческие способности.

Познакомить с профессией дизайнер. Объяснить, что слово «дизайнер» обозначает:

1) сами предметы прошедшие художественное конструирование,

2) вид искусства,

3) деятельность художников.

Дать представление, существуют дизайнеры интерьеров, дизайнер одежды (модельер). Главные критерии ценности дизайнера это красота и функциональность, т.е. соответствует назначению предмета, его функции, польза.

- Игры-драматизации;

- игры с использованием пантомимы, мимики;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение: Н. Евреинов «Что такое театр»;

- беседа «В каких театрах вы побывали»;

- продуктивная деятельность: билеты, афиша, программки;

- сюжетно-ролевая игра: «Кукольный театр».

- Рассматривание книг;

- чтение произведений различных литературных жанров;

- игровые упражнения: «Придумай сказку», «Сочини небылицу», «Что будет если…», «что сначала, что потом»;

- драматизация сказок на новый лад.

- Рассматривание тканей, иллюстраций, журналов мод;

- рисование эскизов одежды;

- игры: «Оденем куклу», «Модельер»;

- продуктивная деятельность: «Узоры для ткани», «Журнал мод»;

- сюжетно-ролевая игра «Магазин Ткани», «Дом мод»

апрель

Космонавт

Библиотекарь

Художник-иллюстратор

Продолжать знакомить с профессией космонавт. Космонавты тренируются перед полётом, изучают карту звёздного неба. Ведут бортовой журнал, ощущают состояние невесомости. После завершения полёта космонавт докладывает о результатах космического путешествия руководителю полёта.

Дать представление что библиотека – это дом для книг. Там работает библиотекарь, который помогает подобрать необходимую книгу для чтения. Он записывает информацию в формуляры читателей. Знакомит с правилами работы читального зала.

Дать представление о специфики труда художников-иллюстраторов. Понимание того, что художник-иллюстратор создавая иллюстрацию учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение, потешка…) и использует различные средства выразительности.

- Рассматривание иллюстраций;

- рассказ воспитателя;

- чтение: С.Баруздин «Первый человек в космосе»;

- продуктивная деятельность: «бортовой журнал», «карты звёздного неба»;

- прослушивание песен.

- Экскурсия в библиотеку;

- беседы: «Что мы знаем о библиотеке», «Как работает библиотекарь»;

- продуктивная деятельность: книжки-малышки; формуляры для игры в «библиотека».

- Выставка книг с картинками и без;

- рассматривание иллюстраций двух-трёх художников к одному произведению (сравнение);

- игровое упражнение «Нарисуем книгу», «Нарисуй любимого героя»;

- изготовление книжек-малышек;

- составление иллюстрированных книг для малышей.

май

Медицинский работник

Музейный работник

Расширять знания о деятельности медицинских работников. Врачи в больнице (хирург, терапевт, окулист, лор и т.д) лечат больных, делают обследование. Медсёстры помогают врачам, делают уколы, перевязки и т.д.

 Дать расширенное представление о музейных работниках. Экскурсовод проводит обзорную экскурсию, рассказывает о предметах, находящихся в музее. Приобщать детей к истокам традиций русской культуры. Закреплять знания о вещах и предметах.

- Рассматривание иллюстраций;

- беседа о работе врачей в поликлинике;

-  чтение: А. Барто «Мы с Тамарой», «Очки»;

- продуктивная деятельность: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

- экскурсия в музей;

- создание альбома «Русская изба»;

- подуктивная деятельность: «Здание музея»;

- чтение сказок;

- конструирование «Русская изба»

Представления о профессиональной деятельности взрослых,
формируемые в профориентационной
сюжетно-ролевой игре в старшей возрастной группе

Сентябрь

  1. «Пекарня. Кондитер» — Пекарь месит тесто, формует булочки, выпекает их. Кондитер украшает выпечку.
  2. «Магазин» (овощной, хлебный) — Из кондитерской фабрики привозят готовые булочки, пирожные в хлебный отдел. В отдел «Овощи» привозят свежие продукты. Продавец их расфасовывает. Кассир принимает деньги, выдает чеки.
  3. «Поликлиника» (глазное отделение) — Врач проверяет зрение с помощью таблицы. Медсестра пишет рецепт на очки. Больные в аптеке покупают очки.
  4. «Спасатель. Пожарный» — Экскурсия в пожарную часть. Тушат пожар, спасают людей, преодолевают препятствия.
  5. «Фермер» — Фермер засевает поля пшеницей, овощами, пропалывает посевы, убирает комбайном зерно, сдаёт на мукомольный комбинат, продаёт муку в пекарню, овощи – в магазин.
  6. «Семья» — Экскурсия в зоопарк. Мама в магазине покупает продукты. Дети ходят в детский сад и школу, помогают маме по хозяйству. Папа — спасатель (фермер), ушел на работу.

Октябрь

  1. «Ферма» — Животноводы ухаживают за коровами, овцами: кормят их, чистят, убирают в стойлах. Коров и овец пасут на лугу.
  2. «Аптека» — фармацевт готовит лекарство по рецептам, затем продают его. Заботятся о здоровье людей.
  3. «Транспорт» — Водитель проводит профилактический осмотр своей машины. В авторемонтной мастерской слесарь устраняет неполадки. Все готовятся к празднику "Дню автомобильного транспорта": пишут поздравления, готовят угощение и концерт.
  4. «Детский сад» — Воспитатели проводят занятия, экскурсию в школу. Дети поздравляют педагогов с Днем учителя: читают стихи, поют, танцуют. Дети завтракают, обедают, няня моет посуду, убирается. Врач осматривает детей.
  5. «Магазин» (кондитерский, хлебный) — В магазин можно сделать заказ на выпечку торта к празднику. В отделе всегда свежая выпечка, большой выбор конфет, печенья.

Ноябрь

  1. «Ферма» — Доярки доят коров, молоко сдают на молокозавод в бидонах. Для коров заготавливают сено, чистят в стойле. К заболевшим животным вызывают ветеринара. Лишнюю продукцию везут на ярмарку, организованную в честь дня работников сельского хозяйства. Артисты для них приготовили концерт.
  2. «Столовая» — Повара готовят обед. Официанты вежливо обслуживают посетителей. Директор договаривается с фермерами о поставке продуктов.
  3. «Магазин» (игрушки) — Продавец расставляет полученный товар, советует покупателям, какую игрушку купить ребенку, отпускает товар по чекам. Чеки выдает кассир.
  4. «Детский сад» — Заведующая принимает в детский сад новых детей, беседует с ними. Повара готовят обед. Дворник следит за чистотой участков.  С детьми проводят занятия. Проводится праздник «День земли».
  5. «Путешествие» (в Арктику) — Ученые готовят аппаратуру для исследования. Кок делает запас продуктов для экспедиции. Радист проверяет рацию. Матросы готовят корабль к экспедиции.
  6. «Железнодорожный транспорт» — Строительство вокзала. Кассир продает билеты на поезд. Пассажиры готовятся к поездке. Диктор объявляет отправление поезда. Дежурный следит за порядком на вокзале. Пассажиры занимают свои места в вагоне. Проводник объявляет остановки, поит пассажиров чаем.

Декабрь

  1. «Консервный завод» — Фермеры излишки овощей привезли на завод. Рабочие их моют, сортируют и изготавливают различные консервы. Директор расплачивается с фермерами, заключает с ними договор.
  2. «Больница» (с разными отделениями) — Терапевт осматривает больных, делает назначение. Рентгенолог просматривает больного. Заполняет карточку, делает снимок. Врач-окулист проверяет зрение с помощью таблицы. Медсестра проводит процедуры.
  3. «Поликлиника» — Терапевт лечит больных, прослушивает, проверяет давление. По необходимости пишет направление в больницу. Медсестра делает уколы, ставит градусник, выписывает справки.
  4. «Строительство» (космодрома) — Строителям привозят материал, из него они строят космодром: здания для ученых, спортивный зал для тренировки космонавтов. Строительство ведется по чертежам.
  5. «Космическое путешествие» — Строительство космической ракеты. Космонавты тренируются на спортивных снарядах, проходят медицинскую комиссию, надевают скафандры, занимают место в ракете, летят на Луну.

Январь

  1. «Прачечная» — Белье принимает и выдает приемщица. Стирает машинист по стирке белья. Гладит и упаковывает гладильщик.
  2. «Почта» — Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы. Письма разносит почтальон. На почте работают оператор по приемке и выдаче посылок и бандеролей, заказных писем. На почте продают конверты, открытки, газеты.
  3. «Аэропорт» — В билетных кассах кассир продает билеты на самолет. Диспетчер разрешает посадку и взлет самолетов. Экипаж готовится к взлету, проверяет приборы, заправляет самолет топливом.
  4. «Театр» — Режиссер ставит спектакль. Актеры разучивают роли. Костюмер готовит костюмы. Декоратор готовит афиши, рисует декорации. Рабочие сцены делают свет.
  5. «Ателье» — Приемщица принимает заказ. Закройщик снимает мерку, обсуждает с заказчиком фасон, кроит ткань по выкройке. Швеи шьют платье. Гладильщик отглаживает готовое изделие.
  6. "Железнодорожный транспорт» — Машинист ведет товарный состав. На платформах перевозят легковые автомобили, в товарных вагонах другие грузы. Помощник машиниста следит за семафором. Поезд идет строго по расписанию, за этим следит диспетчер.

Февраль

  1. «Школа» — Учитель ведет уроки, спрашивает учеников, ставит оценки в журнал. Для мальчиков проводят "Веселые старты", девочки в честь «Дня защитников Отечества» готовят концерт.
  2. «Цирк» — Дрессировщик дрессирует зверей. Клоуны показывают свои шуточные номера. Гимнасты готовят номер на канате (ходьба). Директор цирка следит, чтобы звери были накормлены.
  3. «Рыболовецкое судно» — Летчик-наблюдатель находит косяки рыбы и сообщает капитану. Матросы быстро выполняют команды капитана. Рулевой стоит у штурвала. Кок готовит еду, кормит команду. Улов сдают в столовую, магазин и консервный завод.
  4. «Консервный завод» — Из полученной рыбы изготавливают консервы. Директор принимает на работу рабочих. Технолог следит за тем, как идет изготовление консервов. Грузчик грузит готовые консервы и их везут в магазин.
  5. «Библиотека» — Библиотекарь выдает книги читателям, заполняет формуляр.
  6. «Столовая» — Повар готовит обед. Перерабатывает привезенную рыбаками рыбу. Официанты обслуживают посетителей. Кассир получает деньги.

Март

  1. «Банк» — Директор банка руководит служащими, вежлив с клиентами. Кассир принимает деньги от населения, выдает квитанции. Инкассатор привозит из магазина выручку и сдает ее директору. Охрана банка следит за порядком.
  2. «Налоговая полиция» — Инспектор проверяет документы у директора магазина, директора банка.
  3. «Магазин» (Готовая одежда) — В магазине можно купить готовую одежду. Продавец дает рекомендации покупателям. Деньги принимает кассир. Директор следит за новыми поставками. После закрытия магазина кассир сдает деньги инкассатору. Артисты готовят концерт, посвященный «Дню работников торговли». Лучших работников награждают грамотами и подарками.
  4. «Транспорт» — Правила уличного движения. Машины едут по дороге, пешеходы идут по тротуару, дорогу переходят по «зебре». Машины заправляют на бензоколонке. За движением следит милиционер.
  5. «Автосервис» — Автослесарь выполняет различную работу по ремонту машин. Токарь изготавливает новые детали.
  6. «Телеграф» — Оператор принимает и отправляет телеграммы. Связист соединяет абонентов по телефону. Монтер ремонтирует телефоны.

Апрель

  1. «Парикмахерская» (дамский и мужской зал) — Мастер стрижет, делает прически, бреет, освежает одеколоном. Косметолог делает маски для лица. Деньги получает кассир.
  2. «Зоопарк» — Зверей осматривает врач-ветеринар, лечит больных. Экскурсовод рассказывает о животных, их повадках, показывает альбомы с фотографиями тех мест, где они обитают.
  3. «Конструкторское бюро» — Чертежник выполняет различные планы.
  4. «Театр» — Артисты выехали с концертом к морякам, пограничникам. Международный день театра.
  5. «Баржа» — Капитан следит за курсом. Моряки четко выполняют его команды, рулевой стоит у руля, кок готовит обед и кормит команду.
  6. «Космос» — Космонавты готовятся к полету:  тренируются в спортзале, проходят медкомиссию. Командир корабля сверяет маршрут с картой-схемой, наблюдает за звездами в телескоп. Космонавтов поздравляют с праздником: делают им подарки, показывают для них концерт.

Май

  1. «Пароход» — На исследовательском судне ученые изучают морское дно, редких рыб, морские течения. Есть капитан, боцман, моряки, кок, радист.
  2. «Библиотека» — Читальный зал. Читатель выбирает нужные книги, библиотекарь выдает ему их по читательскому билету. Следит за состояние книг, ремонтирует их.
  3. «Ателье» (дом моды) — Кутюрье делает эскизы моделей. Закройщик по ним раскраивает ткань, делает выкройку. Швеи шьют. Гладильщик отпаривает ткань. Манекенщица демонстрирует новую модель.
  4. «Ферма» — Животноводы ухаживают за овцами, стригут их, собирают шерсть. Готовую шерсть отправляют на прядильные фабрики. Из нее прядут пряжу и отправляют на ткацкие фабрики и в магазины. К заболевшим животным вызывают ветеринара.

Овощеводы выращивают из рассады овощи. Лишнее сдают в столовую, магазин, на консервный завод. Готовятся к празднику «День земли», проводят ярмарку.

  1. «Школа» — Учителя проводят уроки. Учитель физкультуры готовится вместе с учениками к спортивной олимпиаде. Директор школы проверяет дисциплину, успеваемость.
  2. «Космос» — Строительство космической ракеты. Космонавты готовятся к полету на Марс. Берут там пробы грунта, в лаборатории проводят их анализ. На земле их встречают друзья, семьи. После полета их проверяют врачи.


Планируемые результаты по реализации проекта
«Много профессий хороших и разных»

Планируемые результаты в работе с детьми

Направление

Показатели

Установка ребенка

Сфера интересов

  • Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
  • С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
  • С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
  • С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.
  • Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

Мне это интересно

Сфера представлений

Способен рассказать:

  • о профессии и месте работы родителей;
  • о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
  • о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
  • об общественной значимости труда;
  • о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
  • об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.

Я знаю

Сфера опыта и нравственных установок

  • Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
  • Гордится профессией своих родителей.
  • Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
  • Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.

Сформирован:

  • опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.);
  • опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
  • опыт конструирования, изготовления макетов, моделей
  • опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
  • опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
  • опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;
  • опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
  • опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;
  • опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.

- Я пробовал и привык трудиться и создавать

- Мои родители меня поддержат

Планируемые результаты в работе с родителями и совершенствования условий реализации проекта

Направление

Показатели

С точки зрения родителей

и общества

  • позитивный образ рабочих профессий;
  • родители знают, как познакомить детей со своей профессией, как развивать способности детей;
  • осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей детей;
  • осознанное отношение к профориентации детей: приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора;
  • у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

С точки зрения совершенствования образовательного процесса

  • создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации;
  • подобраны образовательные технологии и средства ранней профориентации;
  • сформирована достаточная профессиональная компетентность педагога в вопросах ранней профориентации.


Литература:

  1. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
  2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов : Издательство «Николаев», 2004. — 52 с.
  3. От рождения до школы [Текст]. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика- Синтез, 2016. – 352с.
  4. Пасечникова Т.В., Елькина С.В., Ефимова С.А., Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации [Текст]: Методическое пособие – Самара : Издательство ЦПО, 2013. – 45 с.
  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. - 400 с.
  6. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях [Текст]. -  М.: Издательство «Сфера», 2018. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы "Профессии разные нужны, профессии разные важны" воспитателей Дмитриевой Нины Михайловны и Морозовой Антонины Петровны

Материал занятия обобщает и систематизирует знания детей о профессиях, учит  группировать предметы по назначению и функциям, расширяет кругозор и обогащает словарный запас детей....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на тему: “Все профессии хороши, все профессии нужны” .

Конспект логопедического занятия с  детьми старшего дошкольного возраста с  фонетическим недоразвитием речи на тему:“Все профессии хороши, все профессии нужны” ....

конспект квест-игры "Много профессий хороших и разных".

Практика показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада. Данная работа представлена в форме  квест-игры с привлечением родителей и воспитателей ДОУ и предна...

Проект на тему: «Профессии – разные нужны, профессии- все хороши» с детьми младшего возраста.

Пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека, развитие познавательной активности и кругозора детей, формирование нравственных ценностей....

Проект "Все профессии хороши, все профессии нужны"

ПроектПроект "Все профессии хороши, все профессии нужны"...

Проект для старших дошкольников. «Все профессии хороши!».

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професс...

«Как много профессий хороших и разных».

В старшей группе реализуется блок «Как много профессий хороших и разных». Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах п...