Выступление. «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
материал (младшая группа)

Оцарева Елена Викторовна

    Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь.  Игры по сенсорному развитию  имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление.

«Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические  игры».

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Необходимыми  для умственного развития маленьких детей являются дидактические игры.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с предметами, учатся культуре общения друг с другом. (Слайд 3)

Ребенок в своей жизни сталкивается с многообразием  красок, форм и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Ребенок даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без  педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное развитие.

На мой взгляд, эта тема - наиболее актуальна, т.к мы идём в «ногу со временем». Процесс образования  идет вперед, появляются новые  программы, разработки,   в следствии меняется и потребность школ в умных, любознательных детях. Поэтому,  должен меняться и сам  воспитатель - вносить что- то новое, яркое.  Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, дидактические  (развивающие)  игры. Предпосылками  возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе дидактических игр.

Именно поэтому я выбрала  тему: «Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические  игры».

 (слайд 4) Целью педагогического опыта является: Развитие познавательной активности детей раннего возраста средствами дидактических игр по сенсорному развитию.  В своей работе я выделила определённые задачи, которые сформировала для работы с детьми,  родителями, самообразованию. Задачи представлены на слайде.(слайд 5)

Задачи ( по работе с детьми)

Задачи ( по работе с родителями) (слайд 6)

Задачи (по самообразованию)  (слайд 7)

  Для решения поставленных задач в своей работе я использовала следующие методы, которые представлены на слайде.(Слайд 8)

1. Аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий – для изучения, анализа методической литературы и опыта коллег.

2. Проблемный, частично поисковый, исследовательский – для постановки темы, цели, задач деятельности.

Только в комплексе эффективно использованные методы работы смогли привести к положительному результату.

Исследования проводились поэтапно на базе МБДОУ д/с №12 «Яблонька», работающего по программе детского сада. Работа проходила на базе 1 младшей группы « Лучики» данного детского сада.

Всего в экспериментальной деятельности на разных этапах принимали участие  20   дошкольников в возрасте 2-3 лет и их родители. 

Выполнение  экспериментальной деятельности было рассчитано на один учебный год и осуществлялось с  2020- 2021 у.г.

Я начала свою работу со сбора и анализа информации по данной теме, изучила исследования ученых, психологов, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики  (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и  педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Т. В. Башаева, Э. Г. Пилюгина) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 Проанализировав программы дошкольного образования  («Детство»,  «От рождения до школы», «Истоки», «Первые шаги», «Детский сад по системе Монтессори» для выявления основных задач сенсорного развития, можно сделать выводы, которые представлены на слайде. (слайд 9)

 Для того, чтобы довести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения и  навыки во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог.

В своей работе я использовала разнообразные методы и приемы, которые представлены вашему вниманию на слайде: (слайд 10)

- Словесные ( беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, др.)

- Наглядные ( использование дидактического материала, картинок, игрушек, предметов с ярко выраженными цветом, формой , величиной, показ образца, показ способа действия )

- Практические ( действия ребенка с предметами, сравнение, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей, др.)

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. (Слайды фото 11 с играми)Предлагаю детям  разноцветные шнурки, палочки, прищепки для ловких рук; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками: «Угощения для ёжика», «Наряди елочку», «Озеро», «Собираем урожай» и т. д. Готовя пособия, дидактические игры, я опиралась на  эталонную систему основных цветов спектра. (Слайд фото 12 с игрой) Планируя игры, упражнения по ознакомлению детей с цветом, величиной, формой, развитию мелкой моторики пальцев рук  - я придерживалась принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. Например, сначала знакомила детей с двумя контрастными цветами. В этом мне  помогли игры «Ленточки для шариков», «Ленточки красивые – красные и синие»,  

 

(Слайд фото 13 с игрой)В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие », «Подари зайчику морковку», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький) » способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

(Слайд фото 14 с игрой)Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек»,др.

При проведении дидактических игр с детьми раннего возраста, я объясняла правила по ходу игры : (Слайд фото 15 с игрой) Например, игра « Собери  пирамидку». Объясняла правило при сборке игрушки с одновременным показом.

Я считаю, что выбор методов и приёмов в организации дидактической игры, зависит от программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных особенностей.

Сенсорное развитие  детей раннего возраста через дидактические игры осуществляю через различные виды деятельности (в совместной деятельности, в режимных моментах), как часть в НОД. 

Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим миром, особенно с природой. Дидактические игры я также использовала как часть НОД  по развитию речи, ознакомлению с окружающим, в конструктивно-модельной деятельности. Также я использовала групповые, подгрупповые и индивидуальные формы организации.

Для успешного формирования сенсорных представлений у детей, я придерживаюсь следующих принципов, которые представлены на слайде. (Слайд 16)

• Принцип систематичности и последовательности

• Принцип деятельного подхода

•Принцип активности

• Принцип логического мышления

• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением.

• Принцип учета  возрастных и индивидуальных особенностей.

Я стараюсь делать каждый день своих воспитанников маленьким праздником. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. 

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических  воздействий со стороны всех участников процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.

В начале года не все родители понимали значимость сенсорного развития  через дидактические игры именно для детей раннего возраста. С помощью консультаций, наглядной информации я знакомила родителей своих воспитанников  с материалом по сенсорному развитию детей раннего возраста. Во время индивидуальных консультаций, бесед я обращала внимание не только на достижение  ребёнка, но и на то, над чем надо ещё поработать, предлагала методы и приёмы, которые помогут в этом  родителям.

С целью определения эффективности моей работы, я провела диагностическое исследование детей раннего возраста, которое проводила два раза в год (в начале и в конце учебного года) (слайд 17 с диаграммой)

По результатам диагностики было выделено 3 группы:

дети с низким уровнем, со средним уровнем и с высоким уровнем развития.

На начало учебного года по результатам диагностики с низким уровнем развития было 50% (10 детей) , средним-45%(9 человек), с высоким-5% (1 ребёнок).

Для каждой категории детей (низкий, средний, высокий уровни) были обозначены свои задачи и задания. Дети выполняли задания с удовольствием, так как они были представлены в игровой форме.

Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, музыкальные ), разные виды конструкторов, рассматривание предметных картинок с выделенными признаками сенсорных эталонов и др. предлагались детям в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, в вечернее время.

С детьми низкого уровня развития работа проводилась индивидуально. Наиболее эффективными для них стали приёмы многократного повторения, вопросы, словесное поощрение, др.

С детьми среднего уровня развития – задания, игры и др. предлагались в подгруппе (3-4) человека. Эффективно использовался метод повторения задания самими детьми, анализ результата, помощь сверстников, и др.

Детям с высоким уровнем  развития предлагался материал с усложнением, устная инструкция педагога, др.

Родителям в индивидуальных беседах были предложены соответствующие рекомендации, пожелания, др.

На конец учебного года была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты:  с низким уровнем развития – 10%  (2 детей),  средним – 55%  (11 детей),   с высоким – 35%  (7 детей).

Данные результаты подтверждают эффективность построенной мною системы работы с детьми. (слайд 18 с диаграммой)

Проведённое диагностическое исследование показало положительную динамику роста  познавательной активности детей по сенсорному развитию.

По окончании своей экспериментальной работы, считаю, что все поставленные задачи были реализованы и получен значимый результат.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведённой работы, направленной на развитие познавательной активности малышей средствами дидактических игр.

    Как известно, игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь.  Игры по сенсорному развитию  имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.

В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Выступление на ГМО "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

Выступление на ГМО "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"...

«Сенсорное развитие раннего возраста через различные виды деятельности»

laquo;Сенсорное развитие  раннего  возраста   через различные   виды деятельности»...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...