«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Таратонкина Наталья Владимировна

В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Организация работы по формированию звуковой культуры речи в разных возрастных группах»

Система работы по теме:

«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила воспитатель

Таратонкина Наталья Владимировна

1. В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

2. Актуальность

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Согласно  результатам  наблюдений, дети раннего возраста стали приходить в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений. Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могут захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивают предметы в отверстия или емкости. Данные  наблюдений за детьми по развитию речи  показали, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Развитие мелкой моторики способствует:

- Развитию познавательных способностей

- Развитию речи

- Развитию собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий

- Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего возраста. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

3. Удивительная работа по освоению речи проходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза! В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, её частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели учёных на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Изучением мелкой моторики занимались такие ученые, как Н. А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, М. Монтессори и др. Исследователи, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. И.Кант писал: «Рука - вышедший наружу мозг».

4. Для решения данной проблемы по речевому развитию через развитие мелкой моторики мною изучены методические пособия: Федеральный  Государственный  Образовательный  Стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.; СанПиН 2.4.1.3049 – 13 Ростов-на-Дону: МиниТайп, 2014; Программа «Детство» Т.И. Бабаевой и др. Санкт-Петербург СПб.: «ДЕТСТО-ПРЕСС» 2011; План-программа педагогического процесса в детском саду к программе «Детство» Н.В. Гончарова и др. Санкт-Петербург «ДЕТСТО-ПРЕСС» 2005; 300 подвижных игр для дошкольников, Н.Э. Власенко, Москва АЙРИС ПРЕСС, 2011; Физкультурные занятия в детском саду, О.М. Литвинова, Ростов-на-Дону ФЕНИКС, 2008; Оздоровительная гимнастика. Первая младшая группа, Е.И. Подольская, Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2014; Художественное творчество по программе «Детство». Первая младшая группа, Н.Н. Леонова, Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2014; Художественное творчество. Первая младшая группа, О.В. Павлова, Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2015; Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста, О.Э. Литвинова, ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014; Конспекты комплексно-тематических занятий. 1-я младшая группа. Интегрированный подход, Н.С. Голицына, Москва «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2015; Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа, Г.Я. Затулина, Москва ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2013.

5. Для решения проблемы по речевому развитию поставила перед собой: Цель: Развитие речи детей с помощью организации единого образовательного процесса, создающего условия для планомерного и систематического развития мелкой моторики детей раннего возраста в ДОУ и дома путем непосредственной работы с детьми, родителями и усовершенствования развивающей предметно-пространственной среды.

6. Задачи: 

- Способствовать развитию речи (воспитывать звуковую культуры речи, обогащать, закреплять и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, стимулировать развитие связной (диалогической, монологической) речи);

- Создать систему работы с детьми, способствующую активному развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста;

- Усовершенствовать окружающую детей развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми (в том числе нетрадиционными), направленными на развитие мелкой моторики;

- Организовать систему работы с родителями, включающую их посильное участие в развитии мелкой моторики рук детей вне ДОУ.

7. Педагогическая идея: Развитие речи детей путем повышения уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью организации единого образовательного процесса, основанного на систематической работе в этом направлении с детьми и родителями, а также обогащении развивающей предметно-пространственной среды пособиями соответствующей направленности.

8. Этапы работы

I этап

Подготовительный:

- Изучение литературы

- Изучение опыта педагогов

- Разработка перспективного плана и плана работы с родителями

- Подбор методов и средств работы

- Пополнение РППС, изготовление дидактических пособий

- Создание картотеки пальчиковых игр

- Проведение диагностики

II этап

Основной:

- Реализация мероприятий, указанных в плане работы с родителями (проведение анкетирования, консультативная помощь и пр.)

 - Реализация мероприятий, указанных в перспективном плане работы с детьми

III  этап Заключительный:

- Проведение вторичной диагностики у детей по развитию речи

- Распространение опыта проведения работы (в ДОУ – открытый показ НОД)

Начало года

Уровень низкий- 7 из 11 детей (77%)

Уровень достаточный - 4 из 11 детей (23%)

Уровень оптимальный – (0%)

9. Работа с детьми:

Пальчиковые игры

Массаж ручек, самомассаж

Пальчиковый театр, театр би-ба-бо;

Игры с предметами

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с карандашами, пуговицами, природным материалом и прищепками;

Нетрадиционные дидактические игры;

Игры со шнуровками;

Изготовление совместных поделок с родителями;

Дидактические игры;

Мозаика — игры с разными мозаиками;

Игры и упражнения с мячом;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

Для развития общей и мелкой моторики стала планировать больше интегрированных видов деятельности. Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:

- физкультурные минутки;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- подвижные игры;

- релаксация.

Эти упражнения и игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, от повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Перечисленные виды детской деятельности используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:

НОД

Индивидуальная работа;

Самостоятельная деятельность;

Прогулка;

Утренняя гимнастика;

Самообслуживание;

Работа с родителями.

10. Работа с родителями:

Всю работу невозможно было провести без помощи родителей. Они у нас в группе первые помощники. После проведенной первой консультации на тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей» родители в группу приобрели дидактический материал по сенсорике и развитию мелкой моторики. Также были проведены консультации на темы: «Развития мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша». Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. В совместной деятельности запланировано:

Анкетирование родителей;

Индивидуальная консультативная помощь родителям;

Консультации по запросам родителей;

Открытый НОД;

Участие родителей в городских конкурсах с работами выполненными в технике пальчиковая живопись;

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

11. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:

Была создана предметно-развивающая среда, где подобраны игры направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Это игры: мозайки, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами. В книжном уголке речевой зоны пополняется «художественно-эстетический» раздел: потешки, стихи с участием рук и пальцев, которые помогают ребенку лучше запомнить текст, а также развивается детское воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша.

Приобретены и изготовлены дидактические игры, способствующие развитию мелкой моторики рук. Родителями создан «Бизиборд». Так же родителями подарены дидактические и конструктивные игры и пособия.

12. Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей раннего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи:

- некоторые дети научились выражать свои мысли словом. Стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней); расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; - в речи детей появились простые предложения. Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.

13. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Предполагаемые результаты на конец учебного года:

Повышение собственной профессиональной компетентности в области развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Повышение качества образовательного процесса.

Улучшение показателей развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Повышение показателей речевого развития детей.

Улучшение показателей развития интеллекта детей.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Углубление знаний родителей по данной тематике.

Создание педагогических разработок

14. Новизна личного вклада:

Создание и применение в системе работы «Бизиборда» с учётом в содержательном характере дидактической игры использование предметов окружающей действительности.

Использование в работе нетрадиционных дидактических игр, сделанных своими руками из экологических материалов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Обогащение словарного запаса детей лучше всего происходит с помощью наглядного метода, совмещённого с игрой. З...

Презентация"Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшей дошкольной группы"

В презентации представлен материал о инновационных способах развития мелкой моторики  у детей младшей дошкольной группы...

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"

Мастер-класс для педагогов по теме:" Развитие мелкой моторики и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мячиков Су -Джок"...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...