Доклад на тему: «Диагностический инструментарий по определению эмоцианального благополучия ребёнка в ДОУ»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бусыгина Людмила Геннадьевна

Я считаю, что важным условием эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная с младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_psihoo.docx75.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский №1 «Колокольчик» села Шереметьевки НМР РТ.

Доклад на тему:

«Диагностический инструментарий по определению эмоцианального благополучия ребёнка в ДОУ»

подготовила

Бусыгина Людмила Геннадьевна

                                                 Воспитатель 1 кв категории

                                              2021 год

Здравствуйте уважаемые коллеги. Я работаю в детском саду «Колокольчик» с. Шереметьевки, воспитателем старшей разновозрастной группы. Так как дети разного возраста, часто создаются конфликтные ситуации, возникают сложности в общение. Негативные эмоции вызывают агрессию, психоэмоциональное напряжения у детей всей группы, что является фактором эмоцианального неблагополучия.

Я считаю, что важным условием эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная с младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с нами проводят в детском саду большую часть своего времени.

Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения за детьми в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах. Это позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада.

Мы стараемся оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей, т.е. свободу выбора деятельности; вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности, например:

1) игры и упражнения для детей с затруднениями в общении: «Рукавички», «Сочиним историю», «Дракон», «Кто позвал?», «Мое настроение», «Веселое путешествие», «Дружная семейка», «Морское путешествие»;

2) игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Подушечные бои» «По кочкам», «Уходи, злость, уходи», «Грустно – весело», «Поссорились», «Совместный рисунок»;

3) методы регуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей «Возьми себя в руки», «Стойкий солдатик», «Замри»;

4) ситуативные беседы, игровые ситуации, направленные на формирование здоровье сберегающего поведения при выполнении бега и прыжков, развитие самоконтроля: «Как правильно бегать (прыгать)?», «Как правильно носить обувь?», «Хорошо – плохо»;

5) проблемно – практические ситуации, направленные на закрепление правил поведения для поддержания здоровья, поиск детьми путей выхода из сложившейся ситуации: «Как бы ты поступил?», «Незнайка в гостях», «Полезно ли говорить очень громко?», «Глаза – зеркало души», «Не так, а как?», «Лучше не бывает»;

6) чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Г. Остер «Папамамалогия. Наука на всю жизнь», «Физкультура или семейная качалка», С. Михалков «Праздник непослушания», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Л. Толстой «Детям»;

7) интерактивная деятельность – развитие умения входить в контакт со сверстниками, преодолевать негативные эмоции: «Поднимем друг другу настроение»; «Порадуйся с товарищами»; формирование навыков конструктивного поведения: «Не досталась игрушка», «Испортился рисунок», Все сможем, все сумеем»;

Педагогам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов. Мы часто играем с детьми и средней подгруппы в игру «Ласковые слова», целью которой является подружить детей, сформировать внимательное отношение друг к другу.

Дети садятся по кругу и по очереди произносят соседу ласковое слово, слова не должны повторяться. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

В старшем же и подготовительном дошкольном возрасте дети уже нуждаются во внимании сверстников, и нашей задачей становится обучать детей делать комплементы друг другу или добрые пожелания. Мы любим играть в игру «Комплементы».

Стоя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплемент своему соседу. Игра поводится по кругу.

Также используем несколько упражнений, которые помогают создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе, обеспечить их психологический настрой усвоению моральных норм и правил поведения.

Игра «Разноцветное настроение».

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Ход игры: «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!»

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный – бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему;

зеленый – общительное настроение –хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;

синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать

интересную книгу, посмотреть в окно;

малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;

серый – скучное настроение – не знаю, чем заняться;

коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;

черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен

Каждый из вас возьмет лепесток и скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите….Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

Игра «Два коврика».

Ход игры: Предлагаем детям по очереди выбирать, на какой коврик они хотят встать. Встают на черный сильно топают, оставляя на нем все плохое и неприятное, что они чувствуют, например: злость, обиду, страх. Наступая на белый коврик забирают с собой доброту, нежность, радость. Дети проговаривают, что они при этом чувствуют.

Упражнение «Да или нет».

Играющие встают в круг и берутся за руки, педагог зачитывает задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!» Если дети не согласны с утверждением, то топают и кричат: «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у волны?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Упражнение «Ковер-самолет».

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите.

И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое - на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду.

Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше.

Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке.  

  На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых. В среднем и старшем дошкольном возрасте исключительное значение приобретают особенности восприятия воспитателем ребенка, наличие и характер дистанции во взаимодействии с ним. Например, в детском саду в старшей группе дети очень любят обеих воспитательниц. Одна из них спокойная, другая, напротив, ярко эмоциональная и к тому же часто кричит на детей. Дети в этом возрасте уже способны понять подтекст высказываний воспитателя, справедливость или несправедливость наказания.

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.  Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании психологического комфорта в группе заключается в том, чтобы проанализировать групповую ситуацию. Для этого необходим определённый диагностический инструментарий.

Методика «Два дома»

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=317x10000:format=jpg/path/s94598840d92d0275/image/i81ac727d0377a5b2/version/1481798043/image.jpg

         Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

      Эту методику мы используем для детей более раннего возраста. Ребенку предлагаем поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов. Результаты дают нам возможность понять симпатии к тем или иным детям, находящимся в данной группе, а также отношение к людям более близкого и значимого окружения

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. "Я в своей группе детского сада".

     Данную методику мы проводим с детьми старшей и подготовительной к школе группы. Чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе наши воспитанники, мы предлагаем детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада». Во время тестирующего рисования не нужно комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

      Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
* Ребенок рисует только здание.
* Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
* Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

     Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
     Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
     Их наличие позволяет педагогу поставить еще один плюсик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.
     Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
     Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
     Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
      Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.
     Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
     Оценивать работы детей в этом случае нельзя. Несмотря на то что рисуночный тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.
     Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
     Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

           Цветовая диагностика «Домики» (Е.Ю.Фирсанова).

Данная диагностика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда.

Цель методики – определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребёнка к дошкольному учреждению.

     Данную методику мы проводим индивидуально с каждым ребенком. Детям в игровой форме предлагаем выбрать один из восьми домиков разного цвета. Где используются следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводилась беседа:

– Кате нравится ходить в детский сад?
– Что Катя будет делать в детском саду?
– Что Кате больше всего нравится в детском саду?
– Что Кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики фиксировались такие показатели, как:

1. Поведение ребенка.
2. Эмоциональное состояние.
3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность; нормальная речевая активность; чрезмерная речевая активность.
4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувство тревоги, страха, реакции протеста и прочее.; выбор красного и фиолетового цветов говорит о раздражительности и агрессии; выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства и тревожности; выбор желтого
, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.

Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности

Эту методику мы применяем к детям, которые агрессивно настроены в общение со сверстниками, со взрослыми. В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Мы предлагаем ребенку на листе бумаги нарисовать кактус, такой, какой он его себе представляет, не ограничивая во времени. По завершении рисования с ребенком проводится беседа, где задаются вопросы, ответы на которые помогут уточнить ситуацию. Именно опросник выявляет шкалу сложности работы по коррекции поведения ребёнка. По окончанию теста даём ребёнку установку на позитивный настрой, который можно выразить так: когда кактус вырастет он не будет колючим, он станет прекрасным цветком – он даже зацветёт..
1. Кактус домашний или дикий? (даётся характеристика образа)

2. Его можно потрогать? Он сильно колется? (учитывается размер, количество игл, т.е. степень агрессии)

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? (возможно ребёнок не хочет быть «колючим»)

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=323x10000:format=jpg/path/s94598840d92d0275/image/ib8ae0f8f33ad6ee3/version/1481798626/image.jpg

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приёмы снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.

Упражнение. «Настроение»
Ситуация: несколько минут назад у нас закончился неприятный разговор с мамой ребёнка, постоянно нарушающего дисциплину. В беседе с ней мы говорили о воспитании. Неожиданно для нас родительница показала полное неприятие наших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в саду». В ответ мы не смогли сдержаться. Наши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.
Как снять неприятный осадок после такого разговора?
Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как нам больше хочется, в полном соответствии с нашим настроением. Попробуем представить, что мы перенесли грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5—7 слов, отражающих своё настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с нашей стороны. После этого с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, повторить: «Я собой очень горжусь, я на многое гожусь».

2. Подпрыгивая на правой, а потом на левой ноге, повторить: «Я добра и энергична и дела идут отлично».

3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче»

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

5. Положив на лоб левую ладонь, а затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача».

6. Руки на бёдрах, делая наклоны туловищем вперёд-назад повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен - и я прекрасна».

7. Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

8. сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, всё получается так как надо».

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет. Есть плохие педагоги и родители.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть вместе с ним, а не делать за него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
  • безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
  • равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
  • гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
  • тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
  • создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;
  • внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • тактичное общение с ребенком для совместной “переработки” чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
  • конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

В своих отношениях с детьми нужно помнить о том, что

  • Ребёнок вам ничего не должен. Вы должны помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным
  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей помощи.
  • Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Признаки здорового эмоционального состояния
От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах

Используемая литература (и другие источники):

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер,2004
  3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.
  4. Изотова, Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников// Мир психологии. — 2015. № 1. С. 65-77.
  5. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.Изотова, Е.В. Никифорова. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. –288 с.
  6. Карелина, И. О. Развитие эмоциональной сферы в период детства: учебное пособие / И. О. Карелина. – Ярославль: Из-во ЯГПУ, 2008.
  7. Коломинский, Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – М.: Просвещение, 1997. — 426с.
  8. Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное  развитие дошкольников/ А.Д. Кошелева,  В.И. Перегуда, О.А.Шаграева. – М.: Академия, 2003.–176   с.
  9. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3.
  10. Мухина В.С. Детская психология. М., Просвещение, 1995
  11. Фаустова И.В., Гамова С.Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. – 2016. — №6
  12. ФилипповаГ.Г. Эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение в психологии// Детский практический психолог: программы и методические материалы: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / под. ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. –М., 2001. –356 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материалаОбразовательная область «Познавательное развитие»...

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по всем областям

При реализации диагностического инструментария особое внимание уделяется организации и проведению педагогической диагностики....

«Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада» (Авторы: Любина Г., Микулик Л.)

Цель:  Выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада...

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности художественно-эстетических способностей

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности художественно-эстетических способностей...

Дидактические средства и диагностический инструментарий для определения уровня адаптации воспитанника к условиям пребывания в ДОУ.

1. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С.Роньжиной 2. Методика «Цветик - восьмицветик»  (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)...

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений.

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений детей на  определения уровня коммуникативных навыков....

Доклад в рамках методического объединения на тему "Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ"

Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду- наиважнейшая составляющая образовательного процесса...