Дидактические средства и диагностический инструментарий для определения уровня адаптации воспитанника к условиям пребывания в ДОУ.
методическая разработка

Яшина Наталья Валериевна

1. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С.Роньжиной

 

2. Методика «Цветик - восьмицветик»  (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)

 

3. Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм)

 

4. Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной

5. Тест  для  родителей  «Я и мой ребенок».

6.  «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» методика  Ю.В.Микляевой.

                                                                              7. «Лист адаптации» Ватутина Н.Д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_po_adaptatsii_rebenka_k_dou.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические средства и диагностический инструментарий для определения уровня адаптации воспитанника к условиям пребывания в ДОУ.


1. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» методика А.С.Роньжиной

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Фамилия, имя ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и
игровая деятельность

Взаимоотношения
со взрослыми

Взаимоотношения
с детьми

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен/Реакция протеста

Инициативен

Принимает инициативу взрослого

Уход от взаимоотношений, реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен/ Реакция протеста

Принятие

Тревожность

Неприятие

Баллы

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:

2,6–3 балла – высокий уровень адаптированности.

У ребенка преобладает радостное или устойчивоспокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6–2,5 баллов – средний уровень адаптированности.  

Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1–1,5 баллов – низкий уровень адаптированности.

У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик),  либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

2. Методика «Цветик - восьмицветик»  (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)

Методика может использоваться с детьми от 2,5 лет.

Цель: выявить отношение ребенка к воспитателям и их к нему.

Материалы: сердцевина цветка белого цвета; разноцветные лепестки красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов (цвета Люшера).

Исследование проводится на белом фоне в форме игры-беседы.

Педагогу-психологу необходимо наладить доверительный контакт с ребенком, узнать имена и отчества воспитателей, погрузить его в игровую ситуацию и дать инструкцию:

1. «Выбери лепесток, который нравится тебе больше всего».

2. «Выбери лепесток, который ты отдал бы… (И. О. воспитателя)».

Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, рубашки и т. д. человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему.

Полученные результаты педагог-психолог интерпретирует исходя из содержательных характеристик цветов (таблица).

Содержательная характеристика цветов

Цвет

Характеристика

Желтый

«Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета: эмоциональная зависимость

Красный

«Активное взаимодействие». Веселый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности

Голубой

«Рядом, но не всегда вместе». Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы

Зеленый

«Надежда и опора». Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты

Фиолетовый

Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный человек, не обладающий авторитетом. «Пустое место»

Коричневый

Отстраненный человек. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывает ребенка

Серый

Не эмоционален, угнетает активность ребенка, придирчив к нему. Самолюбив, критичен

Черный

Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребенком и данным лицом

        На основании результатов, полученных в ходе диагностического обследования, педагог-психолог делает вывод о психологическом состоянии воспитанников в группе детского сада. А именно, выявляет детей с высоким уровнем тревожности и испытывающих эмоциональное неблагополучие в группе. А также выявляет отношение детей к воспитателям и воспитателей к ним, возможные факты физического и эмоционального насилия со стороны воспитателей и другие проблемы, которые мешают ребенку комфортно чувствовать себя в группе детского сада.

По всем выявленным фактам детского психологического неблагополучия в детском саду проводится дальнейшая углубленная работа (диагностика, коррекция, профилактика), с целью сделать пребывание ребенка безопасным и комфортным.

3. Опросник для выявления способности ребенка адаптироваться к жизни (А. Фромм)

• Легко ли рассмешить Вашего ребенка?

• Как часто он капризничает (нормативно реже 1 —2 раз в неделю)?

• Ложится ли ребенок спать спокойно?

• Все ли ест Ваш ребенок, в достаточном количестве, не капризничая?

• Есть ли у ребенка друзья, с которыми он охотно играет?

• Часто ли ребенок выходит из себя?

• Всегда ли нужно присматривать за Вашим ребенком?

• Удается ли ему не мочиться в постели?

• Нет ли у него привычек сосать большой палец, хныкать, много и подолгу фантазировать?

• Можете ли Вы оставить ребенка одного, не опасаясь, что он расплачется?

• Хорошо ли ребенок ведет себя со сверстниками, нуждается ли в особом присмотре?

• Нет ли у ребенка каких-либо незначительных страхов?

Опросник является эффективным средством для выявления проблем в адаптации для детей в возрасте до 3 лет.

Опросник построен на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность), возврате к более ранним привычкам, отставании в развитии.

Если на поставленные вопросы получено более половины отрицательных ответов, необходимо обратиться к специалисту.

 

4. Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог - психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

 эмоциональное состояние ребенка;

 социальные контакты ребенка;

 послеполуденный сон;

 аппетит ребенка.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.

Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

 хороший аппетит;

 спокойный сон;

 охотное общение с другими детьми;

 адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

 нормальное эмоциональное состояние.

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в доу

1. Эмоциональное состояние ребенка

(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

(+1) Иногда задумчив, замкнут.

(-1) Легкая плаксивость, хныканье.

(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.

(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.

(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

(+2) Сон спокойный.

(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

(-3) Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.

(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.

(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.

(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.

(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.

Определение уровня адаптации в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в доу

Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

До 5 дней -1 неделя

+12…+8

А1 и П1 высокий

А1 и П2

Средняя

До 15 дней - 3 недели

+7…0

А1 и П3 средний

А2 и П2

Усложненная

До 25 дней - 5 недель

-1…-7

А2 и П4 сложный

А3 и П3

Дезадаптация

Более 5 недель

-8…-12

А3 и П4 дезадаптация

А4 и П4

5. Тест  для  родителей  «Я и мой ребенок».

   Тест дополняет ваше представление о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

                              Вопросы 

                    Ответы 

                   

                       Можете ли вы 

Могу и всегда так поступаю

Могу, не всегда так поступаю

Не 

могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

       А 

      Б

      В

2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

       А

      Б

      В

3. Признаться ребенку в ошибке,совершенной по отношению к 

нему?

       А

      Б

      В

4. Извиниться  перед  ребенком  в  случае неправоты?

       А

      Б

      В

5.Сохранить самообладание, даже если поступок  ребенка вывел  Вас  из  себя?

       А

      Б

      В

6. Поставить себя на место ребенка?

       А

      Б

      В

7.Поверить хотя бы на минуту,что Вы добрая фея (прекрасный 

принц)?

       А

      Б

      В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

       А

      Б

      В

9. Всегда  удерживаться  от употребления слов и  выражений, которые могут ранить ребенка?

       А

      Б

      В

10.Пообещать ребенку,исполнить его желание за хорошее поведение?

       А

      Б

      В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет и не во что не вмешиваться?

       А

      Б

      В

12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно  обидел  другого  ребенка?

       А

      Б

      В

13.Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

       А

      Б

      В

ИТОГО:

       

       

       

  Ответ «А» оценивается в 3 очка.           Ответ «Б» оценивается в 2 очка.            Ответ «В» оценивается в 1 очко.

                      Результаты теста «Я и мой ребенок». 

От 30 до 39 очков.Ребенок самая большая ценность в Вашей жизни.Вы стремитесь не только понять, но и узнать его,относитесь к нему с уважением,придерживаетесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.Другими словами,Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

От 16 до 30 очков.Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности.Вы обладаете способностями воспитателя,но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.Порой Вы чересчур строги, в других случаях -излишне мягки; кроме того,  Вы склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект.Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.

Менее 16 очков.  У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам  не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

6.  «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей» методика  Ю.В.Микляевой.

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков детей.

Показатели:  Оцениваются умения:

  • Поздороваться;
  • Обратиться;
  • Привлечь внимание;
  • Побудить к действиям;
  • Передать информацию;
  • Поблагодарить;
  • Спросить;
  • Задать уточняющий вопрос;
  • Выразить несогласие;
  • Выразить отрицание.

Оценка каждого из данных параметров оценивается в 1 балл.

Невыполнение задания – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 10.

10-7 баллов – высокий уровень;

4-6 баллов – средний уровень;

3 и менее баллов – низкий уровень.

                                                                              7. «Лист адаптации» Ватутина Н.Д

По предложенным критериям оцените данный уровень от 1 до 5 баллов.

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Дата обследования « » года

1. Эмоциональный настрой ребенка во время прихода в детский сад. ____________________________________________________________

                                                      -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5

негативноенастроение                                                                          позитивноенастроение

2. Отношение к расставанию с родителями. _____________________________________________________________________________

                                                      -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5

возбужденное                                                                                          спокойное

3. Изменение показателей физического развития ребенка.

1) Снижение веса _____________________________________________________________________________ больше 3 мес. 2 мес. меньше мес. длительное функциональное незначительное

2) Вегетативные реакции (потливость, дрожание рук и т. д.) _____________________________________________________________________________больше 3 мес. 2 мес. меньше мес. длительные функциональные незначительные

3) Двигательная расторможенность _____________________________________________________________________________больше 3 мес. 2 мес. меньше мес. длительная функциональная незначительная

*Общая сумма баллов:

от 0 до 17 — тяжелая адаптация,

от 13 до 34 — адаптация средней тяжести,

от 35 до 52 — легкая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностический инструментарий для исследования уровня развития дошкольников

Диагностический инструментарийдля исследования уровня развития дошкольников РазделпрограммыИсследуе-мая функцияАвтор, методика, заданиеНаправленностьПсихофизиологическая сфераТонкая моторикаАссим...

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материалаОбразовательная область «Познавательное развитие»...

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по всем областям

При реализации диагностического инструментария особое внимание уделяется организации и проведению педагогической диагностики....

Доклад на тему: «Диагностический инструментарий по определению эмоцианального благополучия ребёнка в ДОУ»

Я считаю, что важным условием эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная с мла...

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности художественно-эстетических способностей

Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности художественно-эстетических способностей...

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений.

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений детей на  определения уровня коммуникативных навыков....

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений.«Мы рисуем вместе»

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений детей на  определения уровня коммуникативных навыков....