Консультация для воспитателей на тему «Трудовая деятельность как средство воспитания нравственной личности».
консультация

Зиновьева Татьяна Николаевна

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребёнка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_vospitaniya.docx78.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Трудовая деятельность как средство воспитания

нравственной личности».

Выполнила: Зиновьева Т. Н.

воспитатель

ГДБОУ детского сада № 39

г. Санкт – Петербург

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребёнка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества. Труд способен: укрепить физические качества; развить умственные способности; повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т.д.; развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу; подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст ребёнка – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырёх направлениях: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе. Также выделяют ручной и художественный труд. Труд начинается у детей с первой младшей группы, где основой становится формирование навыков самообслуживания и продолжается до подготовительной группы.

  1. Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен приём как показ способов выполнения действий, причём поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание входит и подготовка своего учебного места.
  2. Хозяйственно – бытовой труд это четко выдержанная общественная значимость. Ребёнок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающею его среду. В содержание труда входит: уборка помещения и своих шкафчиков, стирка одежды для кукол, ремонт книг и т.д.
  3. Труд в природе.  Например: уход и выращивание растений. Часто имеет отсроченный результат (надо ждать, у детей вырабатывается выдержка, терпение); ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность. Позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений, животных.
  4. Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в двух направлениях:

- дети сами изготавливают поделки

- дети сами учатся украшать свои изделия.

Задачи нравственного воспитания в трудовой деятельности:

- сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;

- развить трудовые умения, усовершенствовать их;

- воспитывать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, аккуратность, бережливость;

- сформировать навыки в организации рабочего процесса;

- формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Вопрос к воспитателям: Какие формы и организации труда вы знаете?

  1. Поручения – могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуальных. По продолжительности они могут быть кратковременными или длительными. По содержанию должны соответствовать разным видам труда, доступными и понятными по мотивам и способом выполнения.
  2. Дежурство – продолжительность бывает разной в зависимости от вида труда, возраста детей.
  3. Совместный коллективный труд – обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Вопрос к воспитателям: Назовите условия организации трудовой деятельности?

  1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость). Этому способствует музыкальное сопровождение: если дети заняты ручным трудом – тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая.
  2. Совместный труд детей с взрослыми (с родителями, с воспитателями).
  3. Обсуждение результатов труда и поощрение (значки, медали)
  4. Организация материальной среды и трудового оборудования. Трудовое оборудование должно быть:

- подобрано в соответствии с возрастом;

- безопасное;

- хватать всем детям.

  1. Учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
  2. Трудом нельзя наказывать

При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Для того чтобы трудовая деятельность стала средством воспитания, детей нужно мотивировать побуждать к трудовой деятельности: поощрять, играть в дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядно показывать в совместном труде, беседовать, в художественной литературе, на примере героев рассматривать иллюстрации. Педагог должен обучить ребёнка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет смысл.

В младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность ещё не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс отличается от их поведения в игре. Так, когда ребёнка трёх лет спрашивают: «Ты любишь трудиться?» - он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» - дети обычно отвечают: Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Важно пронаблюдать поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытьё пластмассовых игрушек, купание кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут ещё действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама; накрывать на столы, как няня и т. д. однако увлечение процессом часто превращается труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.

Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой; надо поливать вот так (показывают); надо налить воды и полить цветы». Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач воспитания нравственной личности. Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как ребёнок сможет выполнять трудовые поручения взрослых.

Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут себя в них. Они знают последовательность, определённого задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели.

 Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать, растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному. Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходят от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив водой. Они хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, её последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?».

Вывод, чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке цели. Именно взрослому необходимо выбирать для детей задания. При этом следует избегать непосильных задач, потому что, не достигнув результата, ребёнок может в следующий раз отказаться выполнить задание.  При условии целенаправленного педагогического руководства развитие трудовой деятельности и формирование нравственной личности у детей происходит одновременно.

Чтобы работа была систематической и целенаправленной, нужно учитывать знания, полученные детьми в предыдущих группах, ближайшем окружении, месте работы родителей, знакомить с основными предприятиями города, рассказывать о профессиях.

Главной работой является работа с семьёй, поэтому нужно привлекать пап и мам к непосредственному участию в труде совместно с детьми (участвовать в конкурсе поделок или в субботнике).

Структура трудового процесса состоит из пяти элементов:

1.Определение цели и мотивация трудового процесса (Что?)

2.Отбор материалов (Из чего?)

3.Отбор инструментов (При помощи чего?)

4.Последовательность трудовых действий (Как?)

5.Результат труда (Что получилось?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников"

вт консультации раскрывается сущность подвижной игры, ее особенности, значение для развития дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".

Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему: "Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника"

Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Консультация для воспитателей на тему: «Трудовая деятельность в летний период»

Консультация для воспитателей на тему:«Трудовая деятельность в летний период»...

Публикация на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка"

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...

Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"

Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....