Основные аспекты современного воспитания
статья

В настоящее время практически каждый родитель столкнулся с тем, что наши современные дети – это другие дети. Эта статья посвящена тем родителям, которые с самого первого появления ребёнка в их семье принимают  активное участие в его воспитании, заинтересованы в его успешном развитии в современном, постоянно меняющемся мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_vospitaniya.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные аспекты современного воспитания

Подготовила воспитатель: Храмова Наталья Валерьевна

     Ни для кого не секрет, что современные дети и дети, бывшие детьми в начале 2000-х годов, и даже дети 10-15 лет назад — это совершенно разные дети. Сегодня это понимает каждый родитель. Нельзя постоянно воспитывать детей так, как их воспитывали наши родители. Сегодня применять к воспитанию  классические приёмы и методы не всегда эффективно.

     Внимательные и ответственные родители задаются  вопросом: «Как правильно воспитывать современного ребёнка, какими принципами  руководствоваться?»  

     В первую очередь нужно учесть, что  процесс воспитания — это не догма. Свой,  особый, подход  должен быть в каждой семье. Он не может и не должен быть одинаковым для всех. Каждая семья особенна по-своему:  разное количество человек,    разное финансовое положение, разная образованность родителей, их социальный статус, увлечения.

     Но в то же время  можно отметить  общие законы в воспитании, которые  должен учитывать  каждый родитель:  

  • любой ребёнок требует времени и внимания;  
  • проявление родителями милосердия и обязательно доброго отношения  к своему ребёнку;
  • между ребёнком и родителем должно быть  общее дело или занятие;
  • воспитание невозможно без взаимного доверия;  
  • к ребёнку можно и нужно применять требования, ребёнок должен уметь их принимать;
  • готовность родителя в любое время   прийти на помощь.  

     С помощью взрослых  ребёнок может научиться   правильно вести себя в обществе, быть естественным, уметь преодолевать посильные  преграды и трудности, находить решение, как поступить в проблемной  ситуации, преодолевать  какие-либо  страхи и комплексы, быть уверенным  в себе.

     Эти законы в вопросах воспитания всегда актуальны  и не зависят от времени.

     В предыдущие годы ряд родителей допускали приоритет ребёнка в семье,  считалось, что он — центр семьи, а родные существуют для него. С другой стороны немало родителей применяли авторитарный стиль воспитания. По их мнению, центром семьи являются они, родители, а ребёнок существует для них, они родили его для себя.    

     Сегодняшняя воспитательная практика не признаёт чьего-либо господства или главенства. Важно только не превратить воспитание во вседозволенность, не позволять детям «сесть вам на шею», стать маленьким тираном.  

     Цель такого воспитания – содружество, а не послушание и безропотное подчинение. Воспитанный ребёнок не обязательно должен быть спокойным и выдержанным. Более того, он должен быть активным, жизнерадостным, подвижным.  

     Воспитывая ребёнка по личным (чисто своим, семейным) законам воспитания и обязательно учитывая общие, современный родитель обязан соблюдать и общепризнанные принципы воспитания, провозглашенные ещё  с  времён  демократической культуры и применимые ко всем членам семьи, независимо от возраста и положения:

  • Все люди равны.
  • Между всеми людьми должно быть взаимное уважение.

     «Как перенести эти принципы с большого общества на маленький мир своей семьи? Как воплотить эти постулаты в жизнь? Ведь времена сегодня совсем другие, а культура нашего общества далеко не демократична», - задастся вопросом пытливый и неравнодушный родитель.

     Во-первых, нужно понимать, что и ребёнок, и взрослый – это люди. Новорожденный устроен так же, как и его родители (мама и папа) и  анатомически и психологически: он просит есть,  плачет, ему бывает тепло и холодно.  Природа дала ему те же потенциальные возможности, что и взрослым, потому что он человек.

     В то же время он индивид, единственный и неповторимый, и такого же человека в мире больше не будет. Ребёнок имеет такие  же чувства,  как и вы: он так же умеет радоваться и  огорчаться, быть тревожным или довольным, тянуться к одним и отвергать других.  Но его мысли, его восприятие  мира могут быть совершенно иными, не всегда такими, какими хотите их видеть вы, часто не совпадающими, а иногда и абсолютно  противоположными вашим. В нашем непостоянном   мире еще неизвестно и вряд ли можно предположить,  чьи взгляды  лучше и правильнее.

     Во-вторых,  ребёнок как человек   так же, как и вы,  имеет все те права, что и у вас. Следовательно, разницу во взглядах придётся не только принять, но и  уважать.  Умный  и понимающий родитель объяснит это, прежде всего себе, а потом и ребёнку, приблизительно так: «Сегодня я не понял тебя. Но я не считаю,  что твои взгляды и привычки хуже моих.  Завтра я постараюсь их принять и помочь тебе их выразить. Я помогу тебе удовлетворить твои потребности, если это  не повредит твоей или чужой жизни, твоему или чужому здоровью».

     Современное воспитание не должно быть болезненным, оно не может наносить ребёнку душевные и, тем более физические, травмы. Чтобы этого ни в коем случае не случилось,  ситуация в семье должна быть стабильной.   Воспитывая ребёнка, супруги  договариваются  о простой вещи – согласованных требованиях и действиях. Только тогда ваше воспитание будет результативным, и вы сами увидите положительные плоды.

Методы современного воспитания

    1. Воспитание веры в себя.  

     Воспитание начинается с рождения ребёнка. Прежде всего,  поверьте,  в собственные силы и дайте  чувство уверенности в своих силах ребёнку. «Ребёнок нуждается в поощрении подобно тому, как растение нуждается в воде» (психолог Рудольф Дрейкурс). Отсутствие у ребёнка веры в себя нередко приводит к срывам в поведении. Не стоит употреблять  по отношению к своему ребёнку негативные эпитеты, такие, как  «дурак, растяпа, чучело, неряха, копуша» и т.д. Это может привести к замкнутости  ребёнка, его заниженной самооценке и, как следствие, к отсутствию в дальнейшем активных действий. Ребёнок  понимает оскорбление и унижение не через прямой смысл слов, а часто через тон голоса и мимику. Он  верит своим родителям. Когда родитель оскорбляет его, ребёнок огорчается,  искренне верит в сказанные взрослым слова  и соглашается с тем, что он плохой. Он считает  себя именно таким, каким его определяет родитель. Позднее своё поведение ребёнок выстраивает по  характеристике,  данной родителем.

    2. Взаимное уважение. 

     Общение ребёнка и родителя строится на взаимном уважении. Дети могут научиться быть вежливыми и уважительными только тогда, когда сами родители  подают  им личный пример вежливости и уважительного обращения между членами семьи.  Если родитель показывает  неуважение к другим членам своей семьи и ребенок это видит и понимает, вряд ли  взрослый получит уважение со стороны ребенка даже притом, что он старший. В грубой и унижающей человеческое достоинство семейной атмосфере ребёнку трудно стать   внимательным и почтительным.

    3. Равноценность в общении с ребёнком.

     Нельзя говорить о том, что в семье должно существовать равноправие. Родители и дети не могут быть равны. Дети зависят от родителей, а взрослые за них отвечают.  Однако все члены семьи  одинаково ценные. Дети растут и взрослеют. С возрастом  родители учатся   ценить их изменения:  другой способ мышления,  другое видение мира. И если  родители это  принимают, а дети им доверяют, то можно говорить о равноценности в общении. Данный принцип нельзя подменять вседозволенностью.    Взгляды и намерения повзрослевшего ребёнка не должны  причинять другим  вреда.

    4. Обращение внимания на достижения вашего ребёнка. 

     Ребёнок, маленький и большой, может многое. Сами не замечая того, родители  невольно подрезают ему крылья и убивают   веру в себя, когда  начинают  критиковать или осуществлять гиперопеку, стремясь сделать за него  буквально всё, не давая ребёнку показать, на что он способен сам. Вероятно, такие родители сами были в детстве обделены вниманием и заботой: их мало хвалили и поощряли.  Поэтому  невольно они переносят свой неудачный опыт на  своего  ребёнка, ведь по-другому  они не умеют воспитывать. Чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы, обязательно нужно обращать внимание на его достижения.

    5. Самостоятельное принятие решения.

     Родители должны дать ребёнку  право самим принимать решения там, где это возможно и необходимо.   Иначе  отвергнутая  родителями самостоятельность ребёнка    спровоцирует  неумение либо отсутствие желания самим управлять своей жизнью.  

    6. Последовательность в воспитании. 

     Если  родители,  учителя или просто взрослые непоследовательны в своих действиях, ребенок это чувствует. Он теряется, переживает, испытывает отрицательные эмоции. Ребёнок должен хорошо ориентироваться в границах своей ответственности,  т. е. знать, где зона его компетентности, а где  -  взрослых). Чувствуя  непоследовательность взрослых, ребёнок может научиться приспосабливаться и использовать  этот их промах в своих интересах, чтобы добиться своего, получить желанное. Правильно будет, если взрослые заранее установят между собой, что они разрешают, а что запрещают. Такое обоюдное решение нужно  проводить  в жизнь, несмотря на обстоятельства (поругались, заболели, изменилась ситуация и т. п.). Запретов не может быть много, они должны быть ограничены. Широко известен жизненный постулат: «Всё, что не запрещено, то разрешено». Однако запрет запрету рознь. На нарушения запретов  обязательно  должна быть реакция со стороны взрослых. Игнорирование нарушения может свести все успехи на нет. Ребёнок знает и  предвидит, что последует со стороны взрослых на то, что он нарушил запрет.  Он не должен испытывать страх перед этим. Ему так же  должна быть известна и процедура покаяния – что он должен сделать, чтобы его простили. Последовательность взрослых в своих действиях по отношению к ребёнку и его поступкам — хороший стимул в воспитании положительных черт его характера.

     Итак, анализируя  основные аспекты современного воспитания, внимательно рассматривая  его принципы, методы и приёмы, следует отметить, что как бы ни менялось время, как бы ни менялись поколения, одно остается неизменным – наши дети всегда останутся нашими детьми, а мы, взрослые,  навсегда останемся их родителями. Только родителям решать, каким следовать принципам, какие педагогические методы считать правильными, какие применять меры – современные или традиционные. Главное быть внимательными к развитию   своих детей и уделять им, по возможности, достаточное количество времени. Процесс воспитания должен быть постоянным, а не осуществляться по расписанию. Желанный ребёнок — это часть нашей жизни, которая без него просто невозможна.

 

Список литературы

1. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания –

Объединё нное гуманитарное издательство. - М.: ОГИ, 2006.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Большая книга общения с ребёнком: [безусловное принятие, помощь ребёнку, активное слушание, понимание ребёнка. - Москва: АСТ,  2017.  

3. Дрейкурс Р., Золц В.Д. Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания. - Екатеринбург: Рама Пабли-шинг, 2011.  

4. Илюхина Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Международной научной конференции. - Краснодар: Новация, 2018.

5.  Имж А. Воспитание – это не только контроль. Книга о любви детей и родителей. - Санкт-Петербург: Питер, 2019.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей

В статье описаны механизмы взаимосвязи матери и ребенка, раскрыты понятия "психологический симбиоз", "мать-одиночка", "неполная семья", описано психопатогенное влияние гиперопеки на развитие ребенка и...

Семинар - практикум "Семья и детский сад: основные аспекты взаимодействия в процессе физического воспитания"

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в ...

Дистанционное обучение для родителей "Здоровье и безопасность - важный аспект современного воспитания дошкольников"

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поло...

регистрационное удостоверение о прохождении семинара " Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные аспекты"

Данное   удостоверение   получено   за   ознакомление  воспитателей  с  основными  аспектами  патриотического  воспитания  де...

Художественно-эстетическое воспитание, основные аспекты для дошкольников

Художественно-эстетическое воспитание, основные аспекты для дошкольников...