стендовый доклад
консультация

Шлюпикова Ольга Анатольевна

доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_na_pechat.docx782.26 КБ
Файл stendovyy_doklad.docx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

Региональный семинар «Открыть в ребенке человека» 20 апреля 2017 г.

Стендовый доклад

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

F:\фото\Ольге Анатольевне\IMG_7045.JPG

Круглый стол «психология социальных эмоций»

Воспитатель I квалификационной категории

Шлюпикова О.А.

г. Бердск

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников.

Но наше настоящее время вносит свои коррективы в процесс развития эмоциональной сферы ребенка. Не последнее место в этом процессе занимает активная компьютеризация нашей жизни. Вместе с положительными сторонами компьютерные технологии способствуют замещению непосредственного общения людей виртуальным.  Наш  язык  утрачивает свою эмоциональность, его заполняют иностранные слова, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, язык которых лишен эмоциональной окраски и образности.

Поэтому сегодня крайне актуальны и постоянно напрашиваются вопросы: «Как же развивать эмоциональную сферу дошкольников? Какими методами, средствами и технологиями вооружится педагогу?»

Думаю, что одним из наиболее  эффективных и доступных средств развития социально-эмоциональной сферы у детей является устное народное творчество нашего народа, дошедшее до нас из глубины веков. Я считаю, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает  его красоту,  лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Фольклор имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения эмоциональной культуры детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача -- заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир устного народного творчества. Фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через фольклор детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Фольклор раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной культуре ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная культура качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Детей следует учить «языку эмоций». Но, к сожалению, развитию эмоциональной культуры детей уделяется недостаточное внимание, и мы это видим из литературы.

Фольклор обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Устное народное творчество воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины.

В своей работе я широко использую устное народное творчество в развитии социально-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Своей  основной задачей я считаю  развитие эмоциональной речи детей,  становление их самосознания, развитие умения управлять своими чувствами,  привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге. Считаю, что использование выразительных средств русского фольклора, способствует обогащению и развитию эмоциональной культуры  дошкольника.

Я обращаюсь к разным фольклорным жанрам: былинам и легендам («Добрыня и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Балбешка», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др.), сказкам («Колобок», «Рукавичка», «Крылатый, мохнатый да масляный»),  выразительный  язык которых изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых  дается характеристика образа, выражается отношение к нему: «молодец-удалец», «котишка-мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Зародился обычай собираться, чтобы вместе читать потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, петь русские песни, а то и отведать вкусной тыквенной каши из чугунка. Многие занятия завершались чаепитием из самовара. Старших детей учила готовить блюда русской кухни. Сколько радости это приносит детям! Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику.

Сказки являются для ребенка учителем и толкователем нравственных законов. Именно с помощью сказки дети усваивают первые правила взаимоотношений людей и поведения в обществе. Их фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Завораживающий сказочный сюжет помогает детям легко усваивать сложные понятия долга, чести, совести.

 

Очень активно я  использую в работе с детьми и малые фольклорные формы потешки:

  • - с игровым началом: «Ладушки», «Идет коза рогатая…», «Сорока, сорока….», «Пальчик, пальчик…», «Чики, чики, чикалочки…»;
  • - составленные в диалогической форме, например: «Ваня, Ванечка, куда ходил? - В лесочек. – Что видел? - Пенечек»
  • - пословицы: содержащие иронию и насмешку:  «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да  бабушка» или « Люди с базара, а Назар на базар»; поучительные: «Играй, да дело знай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и др.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь

Ещё один вид малых форм  словесного народного творчества - загадки. Они – настоящий  кладезь народной мудрости, наблюдательности, смекалки. Я учу детей не только отгадывать загадки, но и обучаю их самым простым  приемам составления  загадок: нахождению и указанию  на основные признаки, характеризующие предмет. Например  «Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка» (гриб). Или учу выделять  некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на  основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц,  желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа).

В группе была создана разнообразная развивающая среда соответственно возрасту. Совместно с детьми и их родителями в группе создан мини-музей «Забавная игрушка». По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы «би-ба-бо», настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и другие; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки» и т.п. Помимо этого, в группе имеются большое количество иллюстративного материала, различные виды театра, часть которых изготовлены своими руками. По моему мнению, использование элементов кукольного театра при чтении сказок, общение персонажа сказки с детьми вызывают у них особый всплеск эмоций. От лица героя проигрываются  сложные ситуации, решаются проблемы.

Поэтому я считаю, что театрально-игровая деятельность - это самый верный и короткий путь к сердцу и разуму ребенка, и что с ее помощью значительно проще привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми, раскрепощаться как актеру. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагали детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: «Веселое путешествие колобка», «Репка, репонька, вот какая крепенька», «У козы рогатой чудные козлята», «Два медвежонка», «День рождения козочки», «У страха глаза велики». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использовали в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий. Со старшими дошкольниками я часто провожу игры со сказками на новый лад. Например, хорошо всем знакомая сказка «Теремок» может  иметь несколько иное содержание, которое направлено на привитие таких качеств, как вежливость, аккуратность, опрятность, уважение к еде. Воспитывает у детей навыки культурного поведения. Сказка «Репка» - это сказка в стихотворной форме, написанная современным языком, психологические сказки («Добрый колобок»),

Дошкольный ребёнок-человек играющий. Особую роль отвожу хороводным играм. В группе имеется большое количество картотек хороводных игр, собранных самой и при помощи коллег и родителей. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации

Хороводные игры доступны ребенку, потому что они:

  •  просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;
  •  музыкальны;
  •  имеют установку на забаву, развлечение.

В освоении хороводных игр использую следующие приёмы:

  • целостный показ игры;
  • частичное разучивание;
  • совместный анализ игровых образов;
  • сочинение игровых образов.

Учитываю условия для проведения хороводных игр: осуществляю отбор хороводных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников. Хороводные игры использую как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня. Развивающий потенциал игры направляю на совместное «раскодирование» эмоций и чувств, их выражение и импровизацию.

Применяю  методики, способствующие развитию у детей умения творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;

Участие ребёнка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.

Для полноценного использования устного народного творчества в работе с детьми в группе имеется книжный уголок, где собрана разнообразная детская литература. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Чтобы работа была систематичной, я разработала перспективное  планирование тематических занятий по ознакомлению детей с народным творчеством; в группе есть разнообразные  картотеки «Игры наших бабушек и дедушек «Народных подвижных игр», «Хороводных игр», «Словесных игр», альбомы песенок, потешек, прибауток и колыбельных, которые, имея нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром.

Помимо этого я провожу с детьми  занятия, где они знакомятся с предметами старины, народными традициями, изготавливают игрушки своими руками и проявляют себя в художественном творчестве. Реализуя задуманное осуществляли гибкое руководство, постоянно ориентировались на каждого ребенка: поощряли поиск, не оставляли без внимания ни одно высказывание, внимательно относились к ответам и рассуждениям. Воспитывали у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться к взрослому вопросом, за помощью или советом. Нередко занятия проводились в достаточно свободной форме: дети могут ходить, сидеть или стоять за столами, располагаться на ковре, максимально приблизившись к месту действия, например при чтении сказки, когда хочется получше рассмотреть иллюстрации. Тем самым создается эффект спокойной домашней атмосферы.

Ну, и, конечно, не обходимся мы и без проведения традиционных праздников, которые помогают детям творчески самовыражаться. С детьми старшего возраста возродили забытые календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу (Вторник-заигрыш), Васильковый день  (Праздник полевых цветов), Петров день  (Сенокос) и др.

          Считаю, что всякий  праздник - это дополнительный всплеск положительных эмоций, которые дети получают в ходе его проведения.

         В. А Сухомлинского считал, что: «Эмоциональный фактор - единственное мощное средство, развивающее ум ребенка, обучающее его и сохраняющее детство».

Действительно, развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественные произведения и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Работу по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста  я провожу  в тесном контакте с родителями в различных формах: консультации: «Народная игра как средство духовно-нравственного воспитания»; беседы: «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников», родительского собрания: «Формирование образа семьи у старших дошкольников»; совместное разучивание произведений устного народного творчества, драматизация русских народных сказок, утренники, анкетирование.

         Думаю,  что приобщать ребенка к русской  народной культуре следует начинать с раннего детства и продолжать в школе. В своей  дальнейшей работе я буду стараться использовать  все виды и формы устного народного творчества, потому что это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Закончить хотелось бы словами К. И. Чуковского: «Детские литературные произведения воспитывают в человеке человечность - эту дивную способность волноваться чужими несчастьями,  радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!»

F:\фото\Ольге Анатольевне\IMG_7321.JPG

                                     

Рекомендации для педагогов.

Для того чтобы обеспечить развитие эмоциональной культуры детей воспитателю необходимо:

  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка группы;
  • быть готовым к сотрудничеству с ребенком;
  • налаживать доверительные, теплые и доброжелательные отношения с ребенком;
  • создать в группе благоприятный психологический климат;
  • обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • овладеть такими формами взаимодействия с ребенком, при которых порядок в группе достигался бы не дисциплинарными методами, не системой специальных мероприятий, а общей организацией жизни группы, насыщением ее эмоционально - привлекательной деятельностью, вниманием к каждому ребенку и взаимоотношениями между детьми;
  • учитывать эмоциональное состояние ребенка для успешного проведения развивающих программ;
  • планируя занятие, подбирать ситуации, которые могли бы быть эмоционально значимы для ребенка;
  • использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста разнообразные жанры фольклора;
  • включать фольклор не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в повседневную;
  • для развития у ребенка собственной позиции, обеспечить предоставлением ему инициативы в выборе и организации различных видов деятельности, и прежде всего игры;
  • осуществлять гибкое руководство, ориентируясь на ребенка;
  • поощрять стремление детей к знанию: ни одно высказывание ребенка не должно быть оставлено без внимания или оценено негативно;
  • развивать у детей умение свободно переключаться из одного эмоционального состояния в другое;
  • развивать у детей способность сопереживать, через фольклор.

Библиография

  1. Бергсон А. Смех. Психология эмоций. Тесты.- М., 1984.
  2. Вавилова И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.
  3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
  4. Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М., 2002.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1999.
  6. Градусова Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
  7. Григорович Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович. - М.: Вече, 2001. - 98 с.
  8. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова.- М.: Просвещение, 2006. - 132 с.
  9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стенина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис Дидактика, 2007.
  10. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева, Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 161 с.
  11. Доронова Г.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.Н. Дошкольное учреждение и семья. - М.: Ланка - Пресс, 2002.
  12. ЕрмолаеваМ.В.,Ерофеева И.Р. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. - Москва - Воронеж,2008.
  13. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.- С.34-35.
  14. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. - М.: 2006. - 156 с.
  15. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль, 2000.
  16. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
  17. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством: учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование праздничной культуры дошкольников. Стендовый доклад

В докладе освещены следующие вопросы: 1. Праздники, развлечения - их роль в формровании вкуса и творческих способностей у детей....

Стендовый доклад логико - математические игры, как эфективное средство подготовки к школе.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

Стендовый доклад: " Работа с талантливыми детьми"

Одарённые дети – ценная и хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Особо подчёрки...

Стендовый доклад "Развивающие пособия как фактор раннего развития детей 1,5 - 3 лет"

Материал из опыта работы с неорганизованными детьми раннего возраста (не посещающими детский сад)...

Презентация к стендовому докладу "Образовательная область труд"

—«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Труд.»...

Стендовый доклад "Взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в условиях целевых ориентиров образовательных областей"

Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и,    Падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.Педаго...

стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.

За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...