Проект Ижемская шаньга Калитка
проект (средняя группа)

- Познакомить детей историей Ижемской шаньги «Калитка».

- Приобщить детей кулинарному искусству. - Прививать умения, знания и навыки в приготовлении Ижемской шаньги «Калитка» и популяризировать её как яркий образец национальной кухни.

- Создать условия для развития творческой активности детей в кулинарной  деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izhemskaya_shanga_kalitka.doc.docx134.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 средняя группа

«Ижемская шаньга «Калитка»

Описание: https://sun9-54.userapi.com/c11476/u73222696/127751042/x_fcb87e5b.jpg

                                                                 Составитель:

                                                    Воспитатель: Кожура Полина Егоровна

                                          МБДОУ «Детский сад №1»

                      г. Сосногорск  

        г. Сосногорск 2021г.        

Паспорт проекта «Ижемская шаньга «Калитка»

Цель проекта

- Познакомить детей историей Ижемской шаньги «Калитка».

- Приобщить детей кулинарному искусству. - Прививать умения, знания и навыки в приготовлении Ижемской шаньги «Калитка» и популяризировать её как яркий образец национальной кухни.

- Создать условия для развития творческой активности детей в кулинарной  деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Назначение проекта

Информационно-творческий, познавательно-игровой

Сроки реализации проекта

краткосрочный

Источники финансирования проекта

Участники проекта:

ФИО

Должность

Образование (какое учебное заведение окончил, срок окончания обучения, специальность по диплому),

Квалификационная категория

Перечень статей, публикаций

Кожура Полина Егоровна

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Образование средне-специальное, окончила Сыктывкарское педучилище №2 в 1978году

Педагогический стаж – 43 лет

Принимала участие: Опубликована статья в сборнике материалов Всероссийской заочной научно – практической конференции «Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации дошкольного образования» статья «Реализация  регионального  компонента в образовательном процессе ДОУ» (март 2014г.)

Результаты реализации проекта

Данный проект познакомил детей с Ижемской шаньгой «Калитка». Дети познакомились историей появления «Калитки». Совместная работа по изготовлению коми «Калитки» подвела детей к пониманию о значимости за общее дело при изготовлении шаньги, научила детей откликаться на просьбу, принимать помощь, делать дело вместе, преодолевая сложности, зная, что дружба во всем помогает.

Полученные результаты работы по реализации данного проекта заинтересовали  детей,  педагогов  и родителей рецептом изготовления Ижемской шаньги «Калитка», а значит, что традиции коми кулинарии будут продолжаться в наших семьях.

Содержание проекта

                                                                            «Пища – это часть культуры,

которая отражает занятия человека»

Т.Чудова

    В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.

   Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

    Коми народ гостеприимный, славится миролюбивостью. И определенные приоритеты для развития культуры, сохраняя традиции и национальной кухни необходимы. Нельзя упускать, чтобы умолкла коми речь, не сохранились традиции.

      Одним из важнейших направлений работы дошкольного учреждения в целом, и каждого педагогического работника в отдельности, является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения дошкольников к духовным ценностям своего народа.

     Поэтому я решила познакомить детей национальной выпечкой ижемцев коми шаньгой «Калитка». Я выросла в селе Бакур Ижемского района и видела, как бабушка с мамой любовью пекли в печке коми шаньгу  «Калитка».  Это традиция передавалась из поколения в поколение. Шаньги  пекли с картошкой, крупой, ягодами. Пекли шаньги круглой формы, как солнышко, которые были не только вкусные, но и согревали душу, радовали глаз.

    Сейчас я сама пеку «Калитку» и хочу познакомить своих воспитанников и их родителей.

     Чтобы популяризировать национальный вид выпечки, я создала проект «Ижемская шаньга – «Калитка»Название «шаньга» перешло в русский язык из языка коми. Оно очень часто встречается в русских сказках, былинах и народных эпосах. В своем «толковом словаре живого великорусского слова» В.И.Даль любовно называет шаньгу «шанежка или шанечка» и описывает её, как «хлебец квашенный, ржаной, ячный, облитый маслом, сметаной. Традиционно шаньги выпекались в печи, однако современная хозяйка может успешно испечь их в обычной духовке.

    Таким образом, перед нами, педагогами стоит задача, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!

Соблюдение принципов:

 - принцип природосообразности -    учет возрастных особенностей, развитие инициативы;   - принцип доступности – осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей форме;

  - принцип ориентации – в основе лежит закономерность, приобретение ребенка к  новым знаниям;  

  - принцип формирования целостной картины мира – расширение  кругозора и последовательное знакомство с национальной кухней коми народа;

  - принцип интеграции – состояние взаимопонимания, взаимодействия друг с другом;

  - принцип культуросообразительности – учет особенностей национальной культуры, приобщение культурному наследию  коми народа;

  -  принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье;

 - основная идея – идея развивающего обучения. 

Актуальность проекта:

Заключается в том, что традиции коми национальной кухни утрачивают свое значение. Постепенно забываются традиции приготовления пищи и история возникновения блюд коми национальной кухни. Ведь в том, что мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада поколений наших предков. Наш Коми край – это местность с  наибогатейшей историей и увлекательными традициями. И наша задача состоит в том, чтобы познакомить детей с традиционной кухней коми народа, а в данном проекте – ижемской шаньгой «Калитка», чтобы чувствовать частью своего народа.

 Я думаю, что необходимо знать и гордиться национальной коми кухней, ведь вкусная, аппетитная и полезная еда укрепляет человека лучше всякого лекарства.

А главное, знакомство с коми кухней способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.

Цель проекта: 

-  Изучить и сохранить особенности национальной коми кухни;

-  Приобщить дошкольников к культуре народа коми посредством  знакомства детей с выпечкой коми национальной кухни

- Выяснить особенности коми шаньги «Калитка» и популяризировать её как яркий образец национальной кухни среди детей и их родителей.

 Задачи проекта:

 Познавательное развитие:

- Узнать значение названия кулинарного блюда «Ижемская шаньга «калитка»;

- Узнать рецепты приготовления «Калитки», выявить особенности приготовления, так как в каждом районе Республики Коми выпечка своеобразная.

Речевое развитие:

- Формировать диалогическую речь во время приготовления «Калитки».

Социально-коммуникативное развитие:

- Научиться изготавливать коми шаньги;

- Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми  и сверстниками при изготовлении «Калитки»;

-Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.

Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать художественно-творческую деятельность детей при разделывании и прищипывании  теста

Ожидаемые результаты проекта:

   Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.

Для детей:

-развитие интереса  детей о национальной кухне  коми народа;

-выставки детских работ;

-изготовление Ижемской шаньги «Калитка».

Для педагога:

- освоение проектного метода;

-повышение уровня педагогической компетентности

-повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

Формы и методы реализации проекта:

- Система НОД;

- интегрированные творческие занятия;

- Чтение сказки Соломонии Пылаевой «Шанежка»

- Детское экспериментирование (при изготовлении шаньги).

- Словесные методы: метод творческой беседы, рассказ, общение детей и взрослых друг с другом;

- Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию) ;

- Методы моделирования ситуации: изготовление из теста вместе с детьми ижемской шаньги «Калитка», разрешение проблемных ситуаций

- Практические методы: посещение мини-музея «Коми изба», рассматривание иллюстрации, рисование коми шаньга «Калитка», лепка коми шаньги, показ  театрализованной постанови по сказке Соломонии Пылаевой «Шанежка»

- Игровые методы. Виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т.д.

Работа с родителями:

- Активное вовлечение родителей в творческий процесс изготовления Ижемской шаньги «Калитка»

- Заинтересовать родителей простой в изготовлении, вкусной шаньгой, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- Анкетирование.

- Индивидуальные беседы.

Наглядная информация:

- Папка  с описанием истории коми национальной кухней.

- Выставки и фотовыставки изделий коми кухни.

- Совместная деятельность детей и родителей при изготовлении и выпечке коми шаньги

 
Новизна проекта и практическое значение:

     Новизна и инновация выражается в создании в дошкольном образовательном учреждении системы работы по развитию интереса детей дошкольного возраста  к коми национальной кухне,  которая позволит сделать работу с семьёй более интересной и эффективной. Будет способствовать погружению родителей в процесс воспитания у детей любви к своему народу.

Проблемы, которые решает проект:

     Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Необходимо вести работу по – удовлетворению  детского любопытства и дать детям элементарные знания о традициях коми кухни .   

Педагогические задачи:

 - Развитие речевой деятельности, как средства общения;

-  Развитие умения соучастия, сопереживания;

-  Формирование интереса к коми национальной кузне;

-  Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать;

- Развитие интереса  детей и родителей к выпечке коми шаньги.

Функции проекта 

Информационно-творческая, познавательно-игровая функция проекта

Круг активных и пассивных участников проекта 

Воспитанники  группы.

Воспитатель групп.

Родители детей группы.

Критерии, показатели, индикаторы позволяющие оценить результаты проекта

    В начале проекта был разработан план по ознакомлению детей коми кухней, а именно, Ижемской шаньгой «Калитка». Детей  познакомили сказкой Соломонии Пылаевой «Шанежка», по которой в конце проекта дети показали инсценировку.

В группе созданы условия для развития творческой активности детей и определяются оценки развития навыков кулинарной  деятельности:

- обследование продуктов, необходимых для изготовления «Калитки»;

- навыки замешивания теста;

- основы коллективной творческой деятельности.

Критерии психологической оценки развития навыков кулинарной  деятельности:

 - коммуникативно - речевые навыки;

- поведенческая активность;

- любознательность;

- стремление к общению с группой детей;

- конфликтность, агрессивность;

- отношения с взрослыми.

Дети познакомились последовательностью приготовления шаньги «Калитки», инсценировали сказку Соломонии Пылаевой «Шанежка».

 

Этапы проекта

Цель

І этап-подготовительный

- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями

- Сбор и накопление материала, изучение литературы по теме «Коми национальная кухня»

- Разработка перспективного плана работы по ознакомлению детьми Ижемской шаньги «Калитка»

- Организация развивающей предметно-пространственной среды

- Разработка модели мини-библиотеки «Шаньги разных районов Республики Коми».

- Анкетирование родителей

ІІ этап-

Основной (практический)

- Реализация основных мероприятий  проекта.

- Беседа «Ижемская национальная кухня».

 - Создание мини-библиотеки по ознакомлению детей с шаньгами  коми национальной кухни разных районов Коми Республики.  

- Беседа с детьми об изготовлении Ижемской шаньги «Калитка»

-Чтение художественной литературы,  лепка, рисование

- Изготовление и выпечка шанечки.

-Совершенствование навыков использования голоса, разучивание текста  сказоки С. Пылаевой «Шанежка»

- Организация и проведение образовательной деятельности

- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание муляжей коми шаньги).

ІІІ этап- заключительный

- Представление опыта работы по кулинарной деятельности детей дошкольного возраста через презентацию проекта

- Показ театра «Шанежка» с участием детей и родителей

-Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков

-Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей

Перечень мероприятий

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

Условия реализации проекта

1.

1.1.

Подготовительный этап

-Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

- Изучить методическую, научно-популярную и  художественную литературу по теме;

- Подобрать иллюстрационный материал по данной теме;

-Чтение сказки Соломонии Пылаевой «Шанежка»

-Информированность родителей о предстоящей деятельности  по работе над проектом «Ижемская шаньга «Калитка» – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития кулинарной деятельности детей.

Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Знаете ли вы коми национальную кухню и знакомите ли детей» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
Наглядная информация: Папка-передвижка:

«Коми национальная кухня – как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Возвращение к истокам»

Памятки:

 «Организация кулинарной  деятельности в средней  группе»;

«Правила безопасности на кухне»

Консультации для родителей:

«Неделя коми кухни в детском саду»;

«По рецептам коми бабушек»;

«Национальная кухня – коми выпечка»

01.03.

2021г.-

05.03.

2021г.

Воспитатель

Разработан перспективный план работы с детьми по организации знакомства детей коми национальной кухней.  Модель(проект) кулинарной  деятельности в средней группе разработано

Заинтересовать родителей перспективами развития национальной кухни коми народа, вовлечь их в жизнь группы, сделать их союзниками в своей работе.

-Родители информированы; Предложения родителей о содействии в проведении предстоящих мероприятий;

Консультации проведены в рамках родительского собрания, бесед, оформлены папки -  передвижки

1.2.

- Беседа «Ижемска национальная кухня»;

- Беседа с детьми об изготовлении Ижемской шаньги «Калитка»;

- Чтение сказки С.Пылаевой «Шанежка»;

- Подбор  образовательных ситуаций.

01.03.

2021г.-

05.03.

2021г

Воспитатель

Собрана литература по культуре коми национальной кухни.

Собрана информация о рецептах Ижемкой  шаньги «Калитка»

 

1.3.

- Создание мини-библиотеки по ознакомлению детей с шаньгами  коми национальной кухни разных районов Коми Республики;  

-Разработка модели кухни в групповой комнате;

01.03.

2021г.-

05.03.

2021г

Воспитатель

-Пополнили мини-библиотеку с литературой и картинками коми национальной кухне.

-Пополнили игровую деятельность посудой.

-Пополнили мини-музей коми национальной утварью.

1.4.

 - Анкетирование родителей, с целью изучения состояния семейной и педагогической работы по ознакомлению детей с коми  национальной выпечкой.

Вопросы анкеты:

1.Какие блюда коми кухни вам известны?

2. Какие рецепты коми выпечки используются в твоей семье?

- Буклет для родителей «Рецепты Ижемской кухни»

01.03.

2021г.-

05.03.

2021г

Воспитатель

Провели анкетирование с родителями по выявлению знании коми народной выпечки.

Изготовили буклет с рецептами коми кухни.

.

2.

2.1.

Практический этап (основной)

- Беседа «Ижемская национальная кухня».

- Беседа с детьми о выпечке коми  Ижемской шаньги «Калитка».

08.03.

2021г.-

12.03.

2021г

Воспитатель

дети

Познакомила Ижемской национальной кухней

Закрепили последовательность выпечки «Калитки» и ингредиенты. 

2.2.

-Рассматривание иллюстраций по теме;

- Чтение   художественной литературы: пособие «блюда коми народа»;

- Чтение сказки С.Пылаевой «Шанежка»;

-Разучивание коми пословиц и поговорок, загадок, скороговорок;

-Слушание песен: «Пирожок» муз. А.Филипенко, сл.Н.Кукловской;

-Прослушивание в аудиозаписи сказки «Шанежка»;

-Литературная викторина «Узнай по картине и назови коми национальное блюдо».

15.03.

2021г.-

20.03.

2021г

Воспитатель

дети

Познавательный интерес.

Интерес воспитанников, эмоциональное отношение.

Поддержка  интереса к художественному слову.

Побуждение к поиску новой информации.

2.3.

Настольно-печатные игры: 

- «Собери сказку «Шанежка»,

- «Расскажи сказку»;

 - «Назови сказку»;

- «Любимые сказки»;

Подвижные игры:

- «Вотчȫм» Цель: учить находить круг со своим изображением ягод;

- «Кто быстрее» Цель: развивать ловкость.

-Дидактические игры:

- «Моя империя выпечки»

Цель:

Составление коми блюда из определенных продуктов.

- «Кухонная утварь коми народа»

Цель: учить находить и называть традиционную кухонную утварь.

- «Загадки повара»

Цель: учить отгадывать загадки

- «Найди тень» - хлеб и хлебобулочные изделия

- «Что лишнее»

Цель: найти лишний предмет

 Игровая образовательная ситуация:

- «Продукты питания»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Семья» Цель: развивать ответственность, уважение друг другу, взаимопомощь.

- «Пекарня» Цель: Расширять знания детей о труде работников пекарни: тестомес, разделочник теста, заведующий пекарней, экспедитор, пекарь, водитель

- «Булочкая» Цель: расширять представления о мастерстве кондитеров и пекарей, о значимости их труда.

08.03.

2021г.-

26.03.

2021г

Воспитатель

Побуждать детей к творческой деятельности используя настольно-печатные игры, подвижные игры, дидактические игры, игровые образовательные ситуации, сюжетно-ролевые игры сюжетно-ролевые игры,

Подготовили детей к действиям с предметами кухонной утвари.

Закрепили отгадывание загадок.

Научила детей играть в сюжетно-ролевую игру, развивая диалогическую и монологическую речь.

2.4

Непосредственная образовательная деятельность:

-Речевое развитие: «Знакомство со словами «шаньга, калитка» и их значение» Цель: содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речи ;

- Беседа «Вкусная бабушкина выпечка» Цель: прививать уважение, любовь, гордость традициям своих бабушек;

- Рисование «Праздничная выпечка – коми шаньга» Цель:

Формировать умение и навыки детей отражать в рисунке коми национальные блюда, используя различные способы рисования;

- Лепка «Угощение кукол «Калиткой» Цель:

упражнять в скатывании шариков и сплющивании их;

учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара;

развивать познавательный интерес, образные представления, умение выбирать содержание изображения (начинка);

 воспитывать желание помогать, уважение к коми культуре, аккуратность, самостоятельность

08.03.

2021г.-

20.03.

2021г

 Познакомила детей новыми коми словами, коми национальной кухней;

Закрепили умение изображать коми выпечку художественным способом, лепили из пластилина.

 

2.4.

Заучивание текста сказки:

 «Шанежка»

15.03.

2021г.-

20.03.

2021г

Воспитатель

дети

Чувство радости от творческой деятельности, развитие познавательного интереса

2.5

-Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению коми «Калитки».

Мотивирование родителей для совместного с ребёнком приготовления и выпечки коми шаньги в домашних условиях.

08.03.

2021г.-

20.03.

2021г

Воспитатель родители

Развитие активного интереса.

Чувство радости от творческой деятельности.

3.

3.1

Заключительный этап

Испечь вместе с детьми коми шаньгу «Калитка»

Ингридиенты:

Молока -1литр;

 Масло растительное – 2 стол ложки;

Соль – 1 чайная ложка;

Яйцо – 1 штука,

Сода – кончик чайной ложки, мука ржаная – 120 грамм, до загустения теста - мука высшего сорта.

Начинка – картофельное пюре

Сливочное масло

Показ инсценировки по сказке С.Пылаевой «Шанежка» для детей младшей группы и родителям.

26.03 2021г.

Воспитатель дети, родители

Радость от яркого праздника

3.2

Выпуск фоторепортажа «Испекли мы вкусные бабушкины калитки»

26.03 2021г.

Воспитатель дети, родители

Чувство радости от творческой деятельности

Итоги проекта:

     Покупая в магазине выпечку,  многие не знают, что эти блюда относятся к национальной кухне коми народа.  Наши бабушки из  поколения в  поколение передают секреты своего мастерства своим дочерям, внучкам.  И я решила  при помощи своего проекта, поделиться секретами мастерства своей бабушки и мамы с детьми и родителями моей групп.

В результате работы над проектом «Ижемская шаньга «Калитка»:

- У детей сформировался интерес к коми национальной выпечке.

 -Дети активно, с желанием участвовали в приготовлении Ижемской шаньги      «Калитка».  .

-  Родители принимают активное участие в жизни ДОУ. В домашнем рационе детей появились коми шаньги, чему я и дети очень рады.

Использованная литература:

1. «Традиционная культура коми народа» этнографические очерки – Сыктывкар Коми книжное издательство 1994г.

2. Где ты живешь: населенные пункты Республики Коми. Историко-демографическая справка / И.Л.Жеребцов.  – Сыктывкар – Коми книжное издательство, 2020г.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Коми шаньга"

Мастер-класс "Коми шаньга"...

Проект "Атлас Ижемского района в картинках для детей дошкольного возраста"

знакомство детей дошкольного возраста с природным, климатическим, водными, животным и растительным миром, а так же с культурой, бытом и занятиями коми ижемцев с помощью передвидных карт....

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка”

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка&rdquo...

Проект "Геральдика Ижемского района"

Проект разработан для ознакомления старших дошкольников с государственной символикой Ижемского района....

Ижемская кукла - акань

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы   с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает и о традициях коми народа.Вызвали интерес детей и ...

Исследовательско-творческий проект "Ижемские пимы"

Исследовательско-творческий проект "Ижемские пимы"...

Презентация. Ижемский район

В данной презентации о Ижемском районе, о его народе, традициях и достояниях....