Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»
методическая разработка

Носкова Кристина Олеговна

мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rospis_derevyannyh_lozhek_hohloma.docx317.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Ладушки»

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»

C:\Users\Ибрагимов\Desktop\IMG-20190618-WA0036.jpg

Подготовила:

                                                                                                               Носкова К.О

Подольск,2020г.

Цель: ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративное рисование хохломских ложек.

Задачи: ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне - красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания; хохломские изделия, ложки; заготовки-силуэты ложек на разном фоне (желтом, черном); кисти, краски гуашевые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, таблица-схема рисования хохломских узоров на ложке; образец, выполненный педагогом.

Ход

Уважаемые педагоги, сегодня я кратко познакомлю вас с программой по художественному воспитанию детей  4 – 7 лет «Художники», по которой работаю уже второй  год. А так же познакомлю вас подробнее с  хохломской росписью.

Реализуя программу «Художники»,  я поставила цель: развитие универсальных предпосылок учебной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.

А для достижения этой цели определила задачи:

1) формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью;

2) расширять познавательную активность, кругозор, обогащать речь новыми понятиями;

3) формировать умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметов, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии;

4) развивать координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Для решения поставленных задач была организована работа по направлениям:

работа с детьми;

работа с родителями;

представление опыта работы.

В течение учебного года с детьми проводились занятия по лепке, рисованию  по декоративно – прикладному искусству. Работу начала с организации образовательной среды: уточнив методику художественного исполнения росписи, подобрала и систематизировала иллюстрации, изготовила дидактические игры и пособия. Работа с детьми проводилась в четыре этапа:

Пробуждение интереса к прикладному творчеству.

Обучение техническим навыкам.

Составление композиций.

Внесение полученных результатов в художественное оформление.

На обсуждении детских работ часто присутствовали родители. В этот момент дети чувствовали всю серьезность выполняемой работы, у них появлялось желание в следующий раз нарисовать и сделать ещё красивее. Участвовали родители и в развлечениях «Русская ярмарка», «Сказочный теремок», вместе с детьми изготовляли поделки для выставок семейного творчества.

Важность знакомства детей с декоративно-прикладным искусством обсуждали на родительских собраниях, проводились консультации. Моя консультация направлена на то, что бы познакомить родителей с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, расширить их знания об истории нашей Родины.

Выступление на родительском собрании «Народно-прикладное творчество»

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают ребенка со своим народом, страной. Корни этого влияния – в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей Хохломой, Дымкой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписью. Эти виды декоративно- прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяются содержание, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности и традиции.

Сегодня я хочу познакомить Вас с теми видами декоративно-прикладного искусства, с которыми в этом году познакомятся ваши дети по нашей образовательной программе что бы вместе с детьми Вы могли рассматривать и любоваться изделиями народных мастеров.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической, формой, обобщённость силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка – колоколом с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или на петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто оранжевый цвет.

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это не большие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см., изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а так же детские игрушки.

Очень популярны жостовские подносы. Художник расписывает их не с натуры, а ориентируясь на свое воображение. Поэтому 2х одинаковых изделий просто не бывает.

Они писали сценки из городской и сельской жизни, животных, птиц, цветы. Яркие живые краски, наивный «детский» орнамент – все это придает изделию оригинальность, свежесть.

Ну а сегодня мне бы очень хотелось чуть по подробнее остановиться  на таком  виде декоративно прикладного искусства  как хохлома. Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. А символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой»

Вот и я сегодня хочу, чтобы вы  передали мне из рук в руки ту самую частичку яркого пламени, что горит в хохломской росписи. Я подготовила для вас деревянных ложек а вы мне на них нарисуете узоры хохломы

1. Начинаем  работать с деревянными ложками. Разукрашиваем  изделия желтой гуашью.

2. Край  прокрашиваем красной гуашь

3. Наносим орнамент – ягодки, красной гуашью.  На ложке – ватными палочками грозди смородины, методом тычка.

4.На ложке ватными палочками делаем цветочки синим цветом

5 . Рисуем кистью листики смородины.

6.Рисуем завитки черной краской, кистью.

7. Украшаем белой краской листочки и смородинки на ложке.

8. Рисуем на ручках красную кайму.

9. Изделие готово.

Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

Конечно, на занятиях дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Наша задача состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества.

Всем  огромное спасибо.

Все листочки как листочки

здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

называют хохломой!C:\Users\Ибрагимов\Desktop\IMG-20190618-WA0039.jpg

C:\Users\Ибрагимов\Desktop\IMG-20190618-WA0038.jpg

C:\Users\Ибрагимов\Desktop\IMG-20190618-WA0037.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театр из одноразовых ложек"

Настольная игра для детей от 3- 7 лет.Развивает речь ребёнка, воображение, внимание, память.Дети с удовольствием играют придумывают свою сказку....

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»

Самая известная из видов росписи в России бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос....

Мастер класс для воспитателей детских садов "Роспись деревянных ложек "Хохлома"

Ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры...

« Роспись деревянных ложек в стиле «Хохлома»

Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ в разработке своих мастер классов...

Роспись деревянных ложек в стиле хохлома

Самая известная из видов росписи в России - хохлома.Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. ...

Мастер-класс "История создания деревянных ложек"

Мастер-класс полезен для музыкальных руководителей при изучении истории музыкальных инструментов....

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Роспись деревянной ложки. Хохлома»

Данный конспект поможет воспитателю научить детей расписывать ложку по мотивам хохломской росписи....