Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками
занимательные факты

Носкова Кристина Олеговна

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

            Комитет по образованию Администрации городского округа Подольск

                       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                         детский сад № 57 «Ладушки»

Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Подготовила воспитатель:

Носкова К.О.

Подольск 2020 г.

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

     Задачи:

  • Познакомить педагогов с автором игрового набора, с теоретическими основами педагогики Фридриха Фребеля
  • Основные характеристики и содержание игрового набора
  • Показать практическое применение игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Оборудование: игровой набор «Дары Фребеля»

Фридрих Вильгельм Август Фребель(1782-1852 г.г.)- известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Также он разработал первые в мире дидактические игры для дошкольников, ввел пальчиковые игры, было это в 1844 г. Кроме того, именно Фребель изобрел первую мозаику для детей, а также многие другие интересные развивающие игры. Он считал полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задание для детей по плетению из бумаги, по оригами- складыванию из бумаги и многое другое.

Ф.Фребель ввел слово «сад», т.к. сравнивая детей с нежными садовыми растениями, которые выращивают благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Суть этой метафоры не в детях-цветах жизни, а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей.

Ф.Фребель разработал уникальную методику общественного, дошкольного воспитания детей, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов, так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.

Большое значение в системе Ф.Фребеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Он считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимой в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему.

Принципы педагогики Ф.Фребеля:

  1. Признание уникальности каждого ребенка
  2. Признание целостности детства во всех его проявлениях
  3. Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде
  4. Создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка
  5. Целостный взгляд на развитие каждого ребенка
  6. Признание ребенка как части семьи и общества
  7. Единство воспитания и образования, социума и природы, следования природе ребенка, его внутренним законам.

Образовательный процесс в ДОУ должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы и ведущей в ДОУ является игра. Мы работаем по ООП «От рождения до школы». Успешной реализацией данной программы способствует применение игрового набора «Дары Фребеля». Изначально он состоял из 6 модулей, но со временем его усовершенствовали и довели до 14 модулей. Основой даров является мяч, шар, куб. С их помощью можно изучать форму, цвет, величину, вес, число, и другое. Набор уже предлагается детям на первом году жизни.

 Модуль № 1 «Цветные текстильные мячики».

Цель набора: развитие у детей первоначальных представлений о мяче, чувственное представление о шаре через прикосновение, катание, хватание; развитие сенсорных ощущений, зрительно-моторной координации; развитие пространственного мышления; речевых способностей; можно применять с 2-3 месяцев.

Модуль № 2 «Деревянные шар, кубики, цилиндр»

Цель набора: познакомить детей с различной формой предметов, развивает умение анализировать, сравнивать, выявлять особенности фигур; формирует самостоятельные исследовательские навыки; можно применять с 2 лет.

Модуль № 3 «Куб из кубков» (8 кубиков)

Цель набора: развивает понимание целого и частей; помогает объяснить сложение, вычитание, умножение, деление, дроби, части, половина; дает понимание симметрии; развивает координацию рук; можно применять с 3 лет.

Модуль № 4 «Куб из брусков» (8 брусков)

Цель набора: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации; можно применять с 3 лет.

Модуль № 5 «Кубики и призмы» (27 мелких частей)

Цель набора: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объёмными формами; развитие воображения, зрительно-моторной координации; можно применять с 4 лет.

Модуль № 6 «Кубики, столбики, кирпичики» (27 кубиков и др. фигуры)

Цель набора: знакомство с понятием полуцилиндра, развитие пространственного мышления, воображения, учит детей выполнять различные строительные координации, анализировать, сравнивать, рассуждать, можно применять с 4 лет.

Модуль № 7 «Цветные фигуры»

Цель набора: изучение различных геометрических фигур, тренировка мелкой моторики руки, развитие зрительно-моторной координации, подготовка руки к рисованию и письму, развитие творческих способностей, речевых навыков, игровой деятельности, можно применять с 5 лет.

Модуль № 8 «Палочки»

Цель набора: демонстрирует линию и вводит понятие длины, развивает моторные, сенсорные, математические знания: длина, ширина, размер, цвет, периметр; можно применять с 4 лет.

Модуль № 9 «Кольца, полукольца»

Цель набора: представляют идею кривой, развивает мелкую моторику руки, координацию, сенсорные, математические, речевые навыки: идея края цилиндра, размер, цвет, величина; можно применять с 3 лет.

Модуль № 10 «Фишки»

Цель набора: обучение счету, выполнение простейших математических действий (сложение, вычитание) развивает творческие способности, игровую деятельность, сенсорные речевые навыки, сортировку и упорядочивание фигур по цвету и форме; можно применять с 5 лет.

Модуль № 11 «Цветные тела»

Цель набора: изучение геометрических форм; развивает сенсорные навыки, умение классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу; развивает речь, творческие способности; можно применять с 3 лет.

Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка»

Цель набора: подготавливает руку к рисованию, развивает мелкую моторику руки, сенсорные навыки, речь, игровую деятельность детей; можно применять с 2 лет.

Модуль № 13 «Башенки»

Цель набора: знакомит с математическими понятиями (целое, часть, половина); с треугольной призмой, полуцилиндром; развивает речь, игровую деятельность, моторику руки; позволяет создавать более сложные постройки; можно применять с 3 лет.

Модуль № 14 «Арки и цифры»

Цель набора: подготавливает руку к письму; развивает мелкую моторику руки, сенсорные навыки, творческие способности, активизирует речь; можно применять с 4-5 лет.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет достижение целей образовательной программы «От рождения до школы» через основной вид деятельности детей- игру и охватывает образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Именно применение данного игрового набора в работе с детьми способствует успешной реализации данной программы.

В образовательной области «Познавательное развитие» игры, предлагаемые Ф Фребелем формируют у детей универсальные качества мышления. Во всех играх, а особенно «Волшебный мешочек», развиваетсяспособность обнаруживать и объяснять сенсорные качества предметов. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягода», «Ее величество точка» дети могут проявить оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов, одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру. Особое значение знания о свойствах предметов приобретаются в играх «Большая стирка», «Пир на весь мир», «Аптека», где дети из геометрических фигур создают различные предметы: одежду, продукты, лекарства, предметы быта и др. В каждой из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а для тренировки кратковременной памяти предлагает игры «В мире фигур», «Гербы и флаги». Игра «Королевство кривых зеркал» ориентирует детей на самостоятельную исследовательскую работу через решение проблемной ситуации. Все вышеперечисленные игры подразумевают продуктивную, речевую, двигательную деятельность. Такие игры как «Аптека», «Космос», «Туристический автобус», «Аэропорт» могут использоваться, как дидактические, так и сюжетно-ролевые.

     В образовательной области «Социально-коммуникативное» развитие в процессе дидактических игр «Почка», «Пароход», «Итальянское кафе» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развивается самостоятельность, самореализация собственных действий. В играх «Дорожное движение», «Стихийное бедствие», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социума и природе посредством познавательно-исследовательской, конструктивной, двигательной, речевой деятельности.Игры «Золушка», «Настроение», «Магазин», «Приглашаем в теремок», развивают социальный и эмоциональный интеллект, формируют у детей готовность к совместной деятельности.

     В образовательной области «Речевое развитие» при помощи игр «Аукцион», «Волшебники», «Экскурсия в музей» эффективно развиваются формы общения. Ситуативно-деловые формы общения развивают такие игры, как «Я-змея», «Пчелы и змеи», «Путаница», «Небоскреб», «Для чего еще», в процессе коллективной и творческой деятельности. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок», «Ганзель и Греттель». Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления социокультурных ценностях нашего народа, общечеловеческих ценностях.

      В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через игровой материал формируется эстетическое отношение к окружающему миру, через знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира в играх «Бабочки», «За окном», «В лес». В играх «Посади дерево», «Ее величество точка» формируются элементарные представления о видах искусства через создание картин мелкими предметами. Удачно реализуется самостоятельная творческая деятельность детей в играх «Пастушок», «Веселые нотки», «Гномы и великаны», «Ритмические рисунки» через сознание  нотных станов , изображение песен и придуманных ритмов. Способствуют развитию музыкально-сенсорного восприятия, художественной литературы, фольклора такие игры как «Пианино», «Дудочка и кувшинчик», «Угадай песню», через театрализованную деятельность, конструирование декораций к спектаклям.

Игры в образовательной области «Физическое развитие» не только формируют у детей физические качества, но и начальное представление о некоторых видах спорта и играх с правилами- «Спортивные игры», «Волшебный мяч», «Веревочка». Игры «Охрана зрения», «Умею-не умею», знакомят детей с ценностями здорового образа жизни. Игры «Лови-лови», «Боулинг», «Ловцы…….», «Карусели» и др. способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой моторики рук. Надо отметить, что все игры данной методики являются подвижными или малоподвижными, в каждой игре используется физминутка или речедвигательная гимнастика.

     Любой педагог, проявив свой опыт и знание вправе внести новые идеи и дополнить методику занятий Ф.Фребеля собственными знаниями. Игровой набор легко согласовывается с любой образовательной программой ДОУ. Практические занятия создают благоприятные условия для организации совместной работы взрослого и ребенка, но и достаточно продуктивны для самостоятельной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Литература

  1. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г. 20 с.
  2. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 36 с.
  3. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Речевое развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 44 с.
  4. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «издательство «Варсон», 2014 г., 44 с.
  5. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «издательство «Варсон», 2014 г., 44 с.
  6. Карпова Ю.В., Кожевникова В.В., Соколова А.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Физическое развитие».  Методические рекомендации. Москва: ООО «издательство «Варсон», 2014 г.,24 с.
  7. Фребель Ф. «Будем жить для наших детей». Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г., 248 с.
  8. Фребель Ф. «Детский сад». Пер. с нем. М., 1993 г.
  9. Фребель Ф. «Педагогические сочинения». Пер. с нем.: В 2 т. М., 1993 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: презентация «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:•Познакомить пед...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...

Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Консультация: «Предоставление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель:Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаЗадачи:Познакомить педагогов...

Консультация для воспитателей: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса...

Семинар - практикум "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с дошкольниками"

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.     Задачи:Познакомить пе...