Возможности использования кукольного театра «би-ба-бо» для формирования взаимоотношений между детьми подготовительной к школе группы.
статья (подготовительная группа)

Лазаренко Екатерина Алексеевна

Через театрализованные игры у детей формируется опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения необходимо исходить  из того, что произведение или сказка должна иметь нравственную направленность и быть понятна детям. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования кукольного театра «би-ба-бо» для формирования взаимоотношений между детьми подготовительной к школе группы.

  Выбирая материал для инсценировки спектакля с использованием театра «би-ба-бо», нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей 6-7 лет, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

  Возможности использования кукольного театра «би-ба-бо» в подготовительной к школе группе могут быть различными:

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

  Театрализованная  деятельность в детском саду организована в утренние и вечерние часы; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.). Все формы театрализованной деятельности проводятся небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

  Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: «би-ба-бо», настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

  Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

  В подготовительной группе необходимо  развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

  Содержание занятий по театрализованной деятельности включает: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения для социально-эмоционального развития детей; коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности); игры-превращения, образные упражнения; упражнения на развитие пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики; театральные этюды; отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций; подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций; знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

  Возможности использования кукол «би-ба-бо» в подготовительной к школе группе практически безграничны. Несколько идей сюжетов спектаклей и сценок, в которых куклы-перчатки с удовольствием примут участие в качестве актеров:

- Русские народные и авторские сказки. Серый волк, зайчик, лисичка и медведь – все уже собрались на лесной тропинке, чтобы встретить колобка и послушать его песенку. А ежик расскажет зайчику про палочку-выручалочку из сказки В.Сутеева. Енот и бурундук поделят горох в амбаре.

- Путешествие по разным странам. Познакомьте ребенка с обитателями разных стран. Жирафик и обезьянка, крокодильчик и львенок расскажут об интересной фауне жаркой Африки. Пингвинчик и белый медведь станут представителями двух полюсов Земного шара. А попугайчик, кенгуру и коала помогут на некоторое время оказаться на интереснейшем материке Австралия.

- Рассказы о зверях и птицах разных климатических поясов. Кто живет в пустыне? А в морских водах? Кого можно встретить в горах, а кто обитает в джунглях? Змея и амурский тигр, акула и панда, белочка и белоголовый орел. Купить куклы-перчатки можно в любом ассортименте.

  Организовывая кукольный театр «би-ба-бо» в детском саду, следует всегда помнить, что он является не только средством развлечения, но и имеет большое воспитательное значение. Поэтому нужно серьезно относиться к подбору репертуара. Дети любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными и в то же время развивать фантазию ребенка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, правдивость, смелость, отзывчивость и т. д. 

Так, в спектакле «Зайкина избушка» показан смелый, находчивый Петух, всегда готовый помочь товарищу в беде. Пьеса «Теремок» помогает воспитанию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, дружбы. При выборе репертуара следует учитывать интересы, возрастные особенности детей, их развитие.

  Музыка — неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Дети старшего дошкольного возраста  легко запоминают песни и музыку, которая сопровождает спектакль. Поэтому мелодии должны быть простыми и легко запоминающимися.

  Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Например, показ сказки «Теремок» сопровождается одноименной русской народной песней в обработке Т. Попатенко, а спектакль «Петрушкин цирк» — звучанием различных музыкальных инструментов и игрушек: Дружок «играет» на пианино, Зайка Скок — на дудочке, Кошка — на металлофоне, Петрушка — на звоночках. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме. Музыка подчеркивает ритмичность движений кукол.

  Иногда музыкой могут сопровождаться отдельные моменты спектакля. Например, в спектакле «Таня и ее друзья» четыре музыкальных эпизода: выход зайцев, песня зайцев, песня зрителей и заключительная песенка всех персонажей.

Для исполнения зрителями следует брать песни, разученные на музыкальных занятиях: «Бобик» (спектакль «Петрушка и Бабушка в гостях у ребят»), «Веселая девочка Алена», «Лошадка Зорька», «Петушок», «Бубен» (спектакль «Петрушкины игрушки»), «Теремок» (спектакль «Теремок»), «Песенка дружных» (спектакль «Зайкины подарки») и т.д.

  Игра с куклами «би-ба-бо» оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Так как игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. На этапе активного освоения театрализованной деятельности дети обучаются навыкам общения и коллективного творчества, умению уступать и договариваться.

  Так же через театрализованные игры у детей формируется опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения необходимо исходить  из того, что произведение или сказка должна иметь нравственную направленность и быть понятна детям. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя. Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке. (средняя группа)

Из оыта работы воспитателя.Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке....

Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка

Ранний  возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка.  Кукла очень близка детскому восприятию,  эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольс...

Использование технологии моделирования при решении текстовых задач.(формирование элементарных математических представлений).Подготовительная к школе группа.

Использование технологии математического моделирования значительно облегчает обучение дошкольника решению текстовых задач....

Консультация для воспитателей в средней группе «Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет»

Консультация для воспитателей в средней группе «Формирование взаимоотношений между детьми 4-5 лет»...

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет»

Консультация для воспитателей «Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет»...

Использование мнемотехники при заучивании стихотворения Е. Арсеньевой «Осень наступила» с детьми подготовительной к школе группы

В своей работе с дошкольниками при заучивании стихов я часто использую метод иллюстрации, который позволяет логически запомнить текст через смысловое  соотнесение. Установление смысловой связи ме...

Использование приемов социоигровой технологии при организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

Главная забота воспитателей -не обучение, не развлечение,даже не развитие, а стольнедидактическая вещь как дружба".Е.Е. Шулешко...