Использование технологии моделирования при решении текстовых задач.(формирование элементарных математических представлений).Подготовительная к школе группа.
статья (подготовительная группа) на тему

Использование технологии математического моделирования значительно облегчает обучение дошкольника решению текстовых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_modelirovaniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида 399» городского округа Самара

«Использование технологии моделирования при решении текстовых задач

(формирование элементарных математических представлений)»

Подготовительная к школе группа

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     воспитатель МБДОУ№399

                                                                                     Деменева С.Г.

                             

г.о.   Самара 2018г.

         Умение решать текстовые задачи – один из основных показателей уровня математического развития дошкольников. Однако, многие дети допускают ошибки при выборе арифметического действия.. Любая тестовая задача состоит из двух частей: условия и требования.

В условии сообщается сведения об объектах и их величинах, об отношениях между ними.

         Требование - это указание, что нужно найти. Требование может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.

          Решить задачу - это значит через логически верную последовательность действий и операций с числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на вопрос). Решение задачи - это сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, степени ее сложности, умений ребенка и его индивидуальных особенностей. Дошкольники обычно пользуются арифметическим способом решения задачи, при котором ответ на вопрос находится в результате выполнения арифметических действий над числами. Поэтому, для того чтобы решить задачу, ребенок должен четко представлять этапы решения задачи:

1. Восприятие и анализ задачи.
2. Поиск и составление плана решения.
3. Выполнение плана, нахождение ответа.
4. Проверка решения и устранение ошибок, если они есть. Формулировка окончательного ответа.
5. Задачу можно решить двумя способами: арифметическим и практическим, а после решения сравнить полученные результаты.

Чтобы увидеть задачу в целом, понять ее, самостоятельно решить используется эффективный прием моделирования.

Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами. А также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п.

Чертеж представляет собой условное изображение предметов, их взаимосвязей, взаимоотношений величин с помощью отрезков в определенном масштабе. Этот вид моделирования труден для дошкольников. Однако чертеж, на котором взаимосвязи и взаимоотношения передаются приблизительно, без точного соблюдения масштаба, так называемый схематичный чертеж или схема, вполне доступен детям дошкольного возраста.

В подготовительной группе дети знакомятся со смыслом действий сложения и вычитания, учатся переводить на язык математических символов ситуацию, изображенную на рисунке, реальное жизненное явление, а также объяснять по рисункам или схемам действие, которое нужно выполнить. На этом этапе внимание фиксируется на понимание того, что означают знаки «+» и «-».

 «У девочки было 3 цветных карандаша. Брат подарил ей еще 2 карандаша. Сколько карандашей стало у девочки?» и т.п.

Решая подобные задачи, дети выполняют действия с предметами или с их заместителями и связывают их с действиями сложения. При этом они вслух ведут рассуждение: «У девочки 3 да 2 карандаша – всего 5, значит, если к 3 прибавить 2, получится 5»

Задачи на нахождение суммы и остатка – первые задания, с которыми знакомятся дошкольники. Важно, чтобы каждый ребенок понял, каким действием решается конкретная задача и почему.

С помощью моделей педагог вместе с детьми может преобразовывать одни задачи в другие, составлять обратные задачи. Прием моделирования может быть использован не только для объяснения выбора действия, но и для выполнения следующих заданий: по готовой модели составить новую задачу, определить соответствует ли данная модель прочитанной задаче, выбрать из двух моделей ту, которая соответствует данной задаче, найти ошибки в рисунках и т.п.

При использовании моделирования дошкольники легче воспринимают текст задачи, совершают меньше ошибок при выборе действия. Какие модели можно использовать при ознакомлении с текстовыми задачами в подготовительной к школе группе? Эти модели можно разделить на

- вещественные (обеспечивающие физическое действие с предметом);
         - графические (рисунки, условные рисунки, чертежи, схемы);


 
- знаковые:
- краткая запись (на естественном языке);
- запись при помощи математических знаков (1+2; 2+3).

Например: Составить задачу по таблице:

Таким образом, использование различных видов моделей в процессе обучения решению арифметических задач позволяет педагогу обогатить детей новыми знаниями, дать богатый материал для умственного развития, создать условия для математического развития детей, определить основные принципы обучения, характер дидактических средств и в дальнейшем перейти к решению задач повышенной трудности.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются творческие способности, связанные с воображением, направленным на решение различных задач. В рамках технологии математического моделирования формирование творческих и математических способностей детей опирается на действие символизации и детализации и тем самым обогащает результаты детской деятельности при формулировке и решении арифметических задач.
 

Литература

1. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал для детей 5-6 лет / Е.В. Колесникова. - М., 2006.
2. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет /Б Е.В. Колесникова. - М., 2005.
3. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников : Современные направления / Г.А. Репина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну «Математика». НОД. Познание. Формирование элементарных математических представлений (подготовительная к школе группа)

НОД. Познание. Формирование элементарных математических представлений (подготовительная к школе группа)...

Математическое путешествие по странам Формирование элементарных математических представлений, подготовительная к школе группа

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.Задачи занятия:• продолжать развивать умение двигаться в заданном направлении.• закрепить...

Конспект открытого занятия С использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений подготовительная группа тема: «Путешествие в тридевятое царство»

Конспект открытого занятияС использованием ИКТпо формированию элементарных математических представлений подготовительная  группатема: «Путешествие в тридевятое царство»...

Конспект открытого занятия С использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений подготовительная группа тема: «Путешествие в тридевятое царство»

Презентация занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в подготовительной группена тему: « Путешествие в тридевятое царство»...

Использование метода моделирования при решении текстовых задач

Введение государственного образовательного стандартного открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы . В  нашем детском саду реализуется  прогр...