Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка
учебно-методический материал по развитию речи по теме
Ранний возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка. Кукла очень близка детскому восприятию, эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольствием в нее играют. Умелое педагогическое руководство игрой детей подразумевает включение использования куклы, сказочного персонажа или кукольного театра практически в любую развивающую и воспитательную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей
в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка
Подготовили: воспитатель Лиева Н.Н., Бородащенко Н.В.
педагог-психолог Помогаева В.И., методист Сапронова М.Л.
Ранний возраст – наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка. Кукла очень близка детскому восприятию, эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольствием в нее играют. Умелое педагогическое руководство игрой детей подразумевает включение использования куклы, сказочного персонажа или кукольного театра практически в любую развивающую и воспитательную ситуацию.
Давайте рассмотрим основные ситуации жизни малыша в доме ребёнка.
В период адаптации для вновь прибывших в группу детей, которых пугает незнакомая обстановка, театрализации воспитателя с куклами и игрушками являются палочкой-выручалочкой. Активно взаимодействуя с куклой или игрушкой, дети быстрее начинают доверять педагогу и подходить к другим ребятам, у них улучшается аппетит, что считается для малышей очень хорошим показателем в адаптационный период.
Кроме того, научить ребёнка правилам жизни в группе легче и приятнее, задействовав куклу или забавного персонажа (например, Петрушку). В игровых ситуациях гораздо интереснее много раз повторять алгоритмы жизни в группе (приветствия, прощания, умывания, одевания, кормления, укладывания спать и др.). Малоактивные, стеснительные дети легче пойдут на контакт посредством игрушки, чем напрямую с малознакомым для них взрослым. Организуя для малыша комфортную и благожелательную атмосферу, мы даем ему опыт психологического принятия, ощущения безопасности и эмоционального комфорта.
В ведущей деятельности детей раннего возраста – предметной, а в наших условиях еще и задержки развития, важна деятельность эмоционального общения, где тоже не обойтись без куклы и обыгрывания. Поэтому организовывая с детьми занятия непосредственной образовательной деятельности, логопедические и занятия со специалистами реабилитационного центра малыши:
- строят дорожки, домики, простейшую мебель (стол, стул, кровать) для зайчика или куколки;
- помогают персонажам разобраться с формой, цветом, величиной в игровых заданиях;
- открывают и закрывают разнообразные баночки и коробочки, ища там различных персонажей;
- делают первые шаги в мир сюжетно-ролевых игр – кормят кукол, укладывают их спать, гуляют, лечат и т.д.
При организации образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными стандартами в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях наши малыши:
- осваивают речь, эмоционально включаясь в ситуации помощи кукле или животному;
- ищут мелких животных в тазике со смесью круп;
- рисуют узоры на силуэтах посуды и одежды для куклы; лепят бусы, посуду и угощение для куклы; лепят ежу – яблочко, зайцу – морковку и т.п.;
- на примере устного народного творчества, осваивая персонажей потешек и сказок (Петрушка, дед, бабка, домашние и лесные животные и др.) социализируются, знакомятся с домашним бытом и семейным укладом;
- знакомятся с образом тела, частями тела, с названием действий человека на кукле-марионетке и пазлах с изображением человека;
- знакомятся с половозрастными различиями на примере кукольного набора «Семья»;
- знакомятся с выражением и различением эмоций, с правилами социально приемлемого поведения на примере ситуаций, разыгрываемых с куклами;
- поют, танцуют и играют с персонажами на музыкальных занятиях, утренниках, развлечениях;
- активнее и с интересом занимаются на физкультурных занятиях¸ если участвует сказочный персонаж.
Социализация особенно важна для воспитанников интернатных учреждений. Дети с удовольствием смотрят представления, организованные студентами, школьниками, педагогами дома ребёнка, городским кукольным театром.
Театр кукол является любимым детским зрелищем и в нашем доме ребенка. Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними, погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью. Спектакль завораживает малышей, так как на их глазах происходит обыкновенное чудо: куклы оживают и рассказывают свои сказки. Малыши нередко боятся деда Мороза, медведя и других персонажей в исполнении взрослых, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их, но только маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, уже не пугаются волка, даже грозят пальчиком и прогоняют.
В доме ребёнка давняя традиция – консультировать студентов и волонтеров по вопросам подбора материала и способа подачи персонажей, музыкального сопровождения. Галина Алексеевна обучила многие поколения молодежи, передала им бесценный опыт оптимального взаимодействия с детьми посредством театра.
Подрастая, наши малыши сами становятся артистами – играют роли в театрализациях. Мы, педагоги, используем ее в работе в основном как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в Доме ребенка. Тем не менее, мы видим много возможностей для применения различных видов театра в жизни детей.
В работе с детьми раннего возраста мы используем следующие виды театров:
- настольный театр (это – театр плоскостной картинки, деревянно-выточенный, конусный, игрушек);
- на руке (бибабо, пальчиковый, варежковый);
- стендовый (фланелеграф и магнитный);
- теневой театр;
- живой куклы;
Чем интереснее и ярче смотрится кукольное представление, тем больше стоит за ним подготовительной работы и таланта педагога.
Подводя итог всему выше сказанному нельзя не отметить необходимые качества и компетентность педагога, успешного в различных ролях и использовании кукол и персонажей. Это:
- знание особенностей восприятия ребенка;
- понимание уместности ситуации, когда использование театра принесет пользу;
- владение голосом;
- богатая интонационная выразительность;
- эмоциональность;
- знание фольклорного и сказочного материала;
- умение включить ребенка в обыгрывание ситуации;
- способность к перевоплощению и многое другое.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, п...
«Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка»
Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не и...
Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...
Консультация для педагогов «Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка»
Консультация для педагогов....
Статья "Использование кукольного театра в качестве обучающей образовательной ситуации"
Материал будет интересен педагогам групп раннего возраста в работе по формированию навыков самообслуживания. В процессе овладения навыками самообслуживания зарождается самостоятельность малыша....
Возможности использования кукольного театра «би-ба-бо» для формирования взаимоотношений между детьми подготовительной к школе группы.
Через театрализованные игры у детей формируется опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения необходимо исходить из того, что произведение или сказка должна иметь нравственную напр...
Использование кукольного театра в организации досуга с детьми раннего возраста
Актуальность моей статьи заключается в том, что кукольный театр является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательн...