Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Ранний  возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка.  Кукла очень близка детскому восприятию,  эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольствием в нее играют.   Умелое педагогическое руководство игрой детей подразумевает включение использования куклы, сказочного персонажа или кукольного театра практически в любую развивающую и воспитательную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей

в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка

Подготовили: воспитатель Лиева Н.Н., Бородащенко Н.В.

педагог-психолог Помогаева В.И., методист Сапронова М.Л.

Ранний  возраст – наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка.  Кукла очень близка детскому восприятию,  эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольствием в нее играют.   Умелое педагогическое руководство игрой детей подразумевает включение использования куклы, сказочного персонажа или кукольного театра практически в любую развивающую и воспитательную ситуацию.

Давайте рассмотрим основные ситуации  жизни малыша в доме ребёнка.

В период адаптации для вновь прибывших в группу детей, которых пугает незнакомая обстановка, театрализации воспитателя с куклами и игрушками являются  палочкой-выручалочкой. Активно взаимодействуя с куклой или игрушкой, дети быстрее начинают доверять педагогу и подходить к другим ребятам, у них улучшается  аппетит, что считается для малышей очень хорошим показателем в адаптационный период.

Кроме того, научить ребёнка правилам жизни в группе  легче и приятнее, задействовав куклу или забавного персонажа (например, Петрушку).  В игровых ситуациях гораздо интереснее много раз повторять алгоритмы жизни в группе (приветствия, прощания, умывания, одевания, кормления, укладывания спать и др.). Малоактивные, стеснительные дети легче пойдут на контакт посредством игрушки, чем напрямую с малознакомым для них взрослым. Организуя для малыша комфортную и благожелательную атмосферу, мы даем ему опыт психологического принятия, ощущения безопасности и эмоционального комфорта.

В ведущей деятельности детей раннего возраста – предметной, а в наших условиях еще и задержки развития, важна деятельность эмоционального общения, где тоже не обойтись без куклы и обыгрывания. Поэтому организовывая с детьми занятия непосредственной образовательной деятельности, логопедические и занятия со специалистами реабилитационного центра малыши:

  • строят дорожки, домики, простейшую мебель (стол, стул, кровать) для зайчика или куколки;
  • помогают персонажам разобраться с формой, цветом, величиной в игровых заданиях;
  • открывают и закрывают разнообразные баночки и коробочки, ища там различных персонажей;
  • делают первые шаги в мир сюжетно-ролевых игр – кормят кукол, укладывают их спать, гуляют, лечат и т.д.

При организации образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными стандартами в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях наши малыши:

  • осваивают речь, эмоционально включаясь в ситуации помощи кукле или животному;
  • ищут мелких животных в тазике со смесью круп;
  • рисуют узоры на силуэтах посуды и одежды для куклы;  лепят бусы, посуду и угощение для куклы; лепят ежу – яблочко, зайцу – морковку и т.п.;
  • на примере устного народного творчества, осваивая персонажей потешек и сказок (Петрушка, дед, бабка, домашние и  лесные животные и др.) социализируются, знакомятся с домашним бытом и семейным укладом;
  • знакомятся с образом тела, частями тела, с названием действий человека на кукле-марионетке и пазлах с изображением человека;
  • знакомятся с половозрастными различиями на примере кукольного набора «Семья»;
  • знакомятся с выражением и различением эмоций, с правилами социально приемлемого поведения на примере ситуаций, разыгрываемых с куклами;
  • поют, танцуют и играют с персонажами на музыкальных занятиях, утренниках, развлечениях;
  • активнее и с интересом занимаются на физкультурных занятиях¸ если участвует сказочный персонаж.

Социализация особенно важна для воспитанников интернатных учреждений. Дети с удовольствием смотрят представления, организованные студентами, школьниками,  педагогами дома ребёнка, городским кукольным театром.

Театр кукол является любимым детским зрелищем и в нашем доме ребенка. Дети ждут кукол, чтобы пообщаться с ними, погрустить, посмеяться, пожить кукольной жизнью. Спектакль завораживает малышей, так как на их глазах происходит обыкновенное чудо: куклы оживают и рассказывают свои сказки. Малыши нередко боятся деда Мороза, медведя и других персонажей в исполнении взрослых, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их, но только маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, уже не пугаются волка, даже грозят пальчиком и прогоняют.  

В доме ребёнка давняя традиция – консультировать  студентов и волонтеров по вопросам подбора материала и способа подачи  персонажей, музыкального сопровождения. Галина Алексеевна обучила многие поколения молодежи, передала им бесценный опыт оптимального взаимодействия с детьми посредством театра.

Подрастая, наши малыши  сами становятся артистами – играют роли в театрализациях. Мы, педагоги, используем ее в работе в основном как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в Доме ребенка.  Тем не менее, мы видим много возможностей для применения различных видов театра в жизни детей.

В работе с детьми раннего возраста мы используем следующие виды театров:

  • настольный театр (это – театр плоскостной картинки, деревянно-выточенный, конусный, игрушек);
  • на руке  (бибабо, пальчиковый, варежковый);
  • стендовый (фланелеграф и магнитный);
  • теневой театр;
  • живой куклы;

Чем  интереснее и ярче смотрится кукольное представление, тем больше стоит за ним подготовительной работы  и таланта педагога.

Подводя итог всему выше сказанному нельзя не отметить необходимые качества и компетентность педагога, успешного в различных ролях и использовании кукол и персонажей. Это:

  • знание особенностей восприятия ребенка;
  • понимание уместности ситуации, когда использование театра принесет пользу;
  • владение голосом;
  • богатая интонационная выразительность;
  • эмоциональность;
  • знание фольклорного и сказочного материала;
  • умение включить ребенка в обыгрывание ситуации;
  • способность к перевоплощению и многое другое.

Занимаясь  с  детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников  интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью. А самое  главное – навыки, полученные в  театрализованных  играх, дети смогут  использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, п...

«Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка»

Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не и...

Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр...

Статья "Использование кукольного театра в качестве обучающей образовательной ситуации"

Материал будет интересен педагогам групп раннего возраста в работе по формированию навыков самообслуживания. В процессе овладения навыками самообслуживания  зарождается самостоятельность малыша....

Возможности использования кукольного театра «би-ба-бо» для формирования взаимоотношений между детьми подготовительной к школе группы.

Через театрализованные игры у детей формируется опыт социальных навыков поведения. При выборе произведения необходимо исходить  из того, что произведение или сказка должна иметь нравственную напр...

Использование кукольного театра в организации досуга с детьми раннего возраста

Актуальность моей статьи заключается в том, что кукольный театр является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательн...