Консультация для родителей "Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка "
консультация (старшая группа)

Садикова Ирина Борисовна

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр рано начинает завоевывать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей:

Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка

Подготовили:

 Воспитатель Садикова Ирина Борисовна

Воспитатель Селиверстова Анна Владимировна

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр рано начинает завоевывать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу
образного мышления ребёнка, помогает ему легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. Кукла – важный элемент в развитии ребенка. Кукла – воплощение сокровенного мира детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности. Важно отметить, что куклы и другие игрушки интересны не только детям. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам. Ведь кукла – это словно живое существо, если в нее вложена частичка души художника, зародившая неповторимую куклу. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Мы взрослеем, а кукла – игрушка, кукла – образ, кукла – аллегория, кукла – произведение искусства продолжает жить рядом с нами. Работая с куклой, можно не только воспроизвести проблему или какой-либо сценарий, а еще и показать свои чувства и мысли. Согласитесь, для замкнутого человека это будет гораздо проще, чем напрямую поведать о проблемах. Таким образом, в ходе игры можно научиться понимать не только себя самого, но и окружающих. Такой подход позволяет достичь большего взаимопонимания в семье.

Не будем забывать, что кукольный театр - это не только забава для веселого времяпрепровождения. Такой театр дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, трудолюбия, правды, добра и зла, а также высмеивает негативные качества людей: лень, зазнайство, обидчивость, капризность. У ребят формируется свое определенное отношение к таким чертам характера.

 Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением «настоящего» мира, мира взрослых.

 Участвуя в театрализованных постановках, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры с элементами кукольного театра интересны тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которой ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).  

Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.   Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.

Часто в игре с куклой ребёнок раскрывает какие-то свои внутренние переживания и проигрывает их в различных ситуациях. Так же он может приписывать ей какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Маленькие дети, играя с куклой, почти всегда подражают действиям взрослых и у них играючи, происходит отработка простейших жизненных навыков.

Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка.  Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях.

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами.  При этом человек не обязательно должен быть психически нездоровым – этот метод показан и здоровым людям, в частности, он может использоваться для социальной адаптации, помощи в выражении собственных чувств или в развитии воображения. 

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.

Эмоциональное развитие ребенка – есть основополагающая составляющая в развития интеллекта у ребенка. Именно эмоциональные способности будут играть наибольшую роль в дальнейшем будущем ребенка. С помощью куклотерапии можно скорректировать нарушения в развитии ребенка, и помочь при следующих нарушениях:

  • заикании или других проблемах с речью;
  • повышенной агрессии, тревожности или возбудимости;
  • страхах или фобиях, нервных тиках;
  • психологических травмах;
  • энурезе;
  • легкой форме аутизма.

Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Часто «кукловодство» устраивается для всей семьи, таким образом можно разрешить внутренние семейные конфликты.

Советы педагогам и родителям

Необходимо вызывать интерес к игрушке с помощью различных игровых приемов:

  • выступать инициатором совместной детской игры и брать на себя функции ведущего. Проиграйте с ребенком некоторые эпизоды из знакомой сказки
  • привлекать к театральной постановке и других детей. Пусть все назовут вслух свою роль, пояснят свои действия, озвучат персонаж.
  • направлять развитие продуктивного воображения ребенка. Помогайте ребенку не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие и несложные, но свои произведения и проигрывать их с помощью кукол перчаточного типа.
  • поощрять все творческие проявления ребенка в театрально-игровой и художественно-речевой деятельности, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества.

Используйте театрально-игровую деятельность во время проведения детских праздников.

И наконец, не будем забывать, кукольные представления–  неиссякаемый  источник радости для детей.

Пусть с нашего доброго начала, театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля!



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взрослый человек как посредник между ребенком и окружающим его миром

Материал будет полезен педагогам ДОУ во взаимодействии с воспитанниками...

Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, п...

Мастер класс кукольный театр(кукла своими руками)

Домашнее чтение – одно из средств формирования у детей интереса к чтению художественной литературы, при этом оно не только обогащает и детей, и родителей знаниями, но и сближает всех членов семь...

"ИГРАЕМ В СКАЗКУ" Необычный театр (куклы своими руками)

Создаем кукол с различными эмоциями (радость, грусть, хитрость, жадность и т.д.). Работаем с эмоциями через театральную деятельность...

«Кукольный театр: кукла в руках взрослого человека, кукла в руках ребенка»

Кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не и...

Консультация для родителей "Театр, сделанный своими руками"

Цель: Привлечь родителей к пополнению и обновлению театрального уголка в группе...