Статья "Использование кукольного театра в качестве обучающей образовательной ситуации"
статья (младшая группа)

Материал будет интересен педагогам групп раннего возраста в работе по формированию навыков самообслуживания. В процессе овладения навыками самообслуживания  зарождается самостоятельность малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanya-neumelochka_sobiraetsya_k_dedu_morozu.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Аитова Марина Викторовна, воспитатель,

Бронских Светлана Леонидовна, воспитатель, Минсадыкова Гульсум Шарифьяновна, старший воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Центр развития ребёнка – детский

сад № 6» г. Магнитогорска

Использование кукольного театра в качестве обучающей образовательной ситуации

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет нас педагогов на решение множества задач и среди них формирование инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. 

Самостоятельность зарождается в раннем возрасте в процессе формирования навыков самообслуживания. 

Для нас важным является то, что Т.И. Бабаева определяет самостоятельность как интегральное качество личности, объединяющее в себе не только интеллектуальную, нравственно — волевую, но и эмоциональную стороны личности. Положительные эмоции – это созидательный двигатель, стимулирующий развитие начал самостоятельности. Поэтому закономерно, что дошкольной педагогике выделяют две группы методов и форм формирования навыков самообслуживания:

  • обеспечение создания практического опыта общественного поведения;
  • формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания.

Взрослый, как правило, играет роль источника эмоциональных сигналов. Так педагоги нашего учреждения активно используют кукольный театр, который по своей природе близок и понятен маленьким детям, и имеет свойство аттрактивности в силу «оживления» кукол. Поэтому кукольный театр имеет огромное эмоциональное воздействие на детей раннего возраста.

Однако, при использовании кукольного театра в качестве обучающей образовательной ситуации должны соблюдаться ряд требований.

  1. Обязательное введение «ведущего», действующего не за ширмой, а перед ширмой – непосредственно перед детьми. Такой «ведущий» поясняет смысл происходящего сюжета, обеспечивает обучающие акценты, активизирует внимание маленьких зрителей. Кстати, совсем не обязательно, чтобы «ведущий» выступал как просто взрослый человек. Он также может быть персонажем, но только не куклой в руках взрослого, а переодевшимся артистом, например, бабушкой-рассказчицей.
  2. В таком показе-обучении обязательно должны присутствовать активизирующие вставки: диалог с ведущим, побуждение к движению «покажи как», музыкальные номера с участием детей. Но такие песенки и игры должны быть разучены заранее.
  3.  С учетом возраста детей, изображаемая обучающая ситуация должна быть направлена на восприятие только одного навыка самообслуживания. Так восприятие не будет рассеиваться, а положительная эмоция будет связана с конкретным навыком. Лучше разработать серию сценариев кукольного театра.  
  4. Также с возрастом детей связано следующее требование, длительность кукольного представления должна быть не более 15 минут.
  5. Концовка кукольного представления не может быть неопределенной, она обязательно должна быть связана с овладением персонажем демонстрируемого навыка.  
  6. Обязательное обсуждение представления с детьми с помощью активизирующих вопросов: «Кто приходил к ребяткам?», «Что не умела делать, например, Таня?», «Кто учил куколку?», «А как надо это делать?», «А научилась Таня, например, сама мыть лицо?», «А дома ты сама это делаешь?». Поощряется совместное обсуждение с родителями.

Мы представляем вам сценарий подобного кукольного театра.

Таня-неумелочка собирается к Деду Морозу

Действующие лица куклы: Таня, Собачка, Зайчик, Дед Мороз.

Действующие лица актеры: Лисичка-ведущая.

Собачка.

Шагает Новый год по свету,

Заходит в каждый дом и улочку.

Ребята, одевайтесь,

На Елку собирайтесь!

Дед Мороз у ворот

Нам подарочки несёт!

Лисичка-ведущая.

Будем быстро одеваться

и друг другу помогать.

Но! Но! Но!

Каждый должен сам стараться

Вещи быстро одевать.

Таня (визжит за ширмой).

Ой-ей-ей!

Поскорее помогите!

Меня на ёлку соберите!

Собачка.

Кто визжит, как поросенок,

Рано утром в выходной?

Удивляются спросонок

Все соседи за стеной.

Ребятки, вы не знаете, кто кричит?

А как этот кто-то кричит?

Ответы детей.

Лисичка-ведущая.

Пусть никто не удивляется.

Это Таня одевается.

Она, запутавшись в вещах,

На полу сидит в слезах.

Таня (появление куколки с разбросанными вещами вокруг).

Я – не свинка, но визжу.

Я – не мышка, но пищу.

Я рыдаю и кричу,

Потому что,

Потому что…

Одеваться не люблю.

Лисичка-ведущая (Берет куклу в руки и рассказывает). 

Есть такая девочка –

Таня-неумелочка.

И чулочки, и сапожки

Надевают ей на ножки.

Все могла бы делать Таня,

Только нет у ней старанья.

Вот какая девочка –

Таня-неумелочка.

Собачка.

Ребята, пальцем погрозите,

«Быстрее одевайся»

Танюше вы скажите.

Дед Мороз уж дверей,

Всех зовет гулять скорей!

Активизируют в проговаривании детей (погрозить пальчиком).

«Быстрее одевайся»

Дед Мороз уж дверей,

Всех зовет гулять скорей!

Собачка.

Спросим мы у зайчика

Зайчика-попрыгайчика,

Как он одевается на ёлку собирается?

Зайчик (прыгает и весело проговаривает).

Зайка одевается,

На ёлку собирается.

Одел шубку, шапку, шарф.

Настоящий стал он франт.

Таня.

Ребята, пальцем не грозите,

Как одеваться расскажите.

К Дед Морозу, я хочу.

Праздник я не пропущу!

Лисичка-ведущая (показывает вещи).

На прогулку все детишки

Одеваются в штанишки.

Чтоб не мерзли наши ножки -

Обуваем их в сапожки.

Сверху мы наденем шубку,

А теперь - постой минутку!

Что забыли впопыхах?

- Шапку, варежки и шарф!

Таня.

Это трудное занятье.

Где терпению тут взяться?

Мои пальчики устали

И стараться перестали.

Собачка.

Ты Танюшка, не хнычь.

Всё получится, малыш!

Мы тебя все подождем,

А пока играть начнем!

Лисичка-ведущая. Пока кукла за ширмой одевается лисичка-ведущая играет с малышами.

Ах, ребятки-малыши,

Веселитесь от души.

Мы погреемся немножко,

 Мы похлопаем в ладошки:

 Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

 /Дети стоят в кругу и хлопают в ладоши.

Ножки мы погреем,

 Мы потопаем скорее:

 Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

 /Стоя в кругу, дети топают попеременно то одной, то другой ногой.

Рукавицы мы надели,

 Не боимся мы метели:

 Прыг, прыг, прыг, прыг!

 /Дети прыгают на двух ногах.

Мы с морозом подружились,

 Как снежинки, закружились:

 Да, да, да, да!

 /Дети кружатся и «разлетаются» в разные стороны.

Таня появляется в одежде, пританцовывает под музыку.

Лисичка-ведущая.

Ах, Танюша, молодец!

Тут и сказочке конец!

Таня плачет.

Ах, зачем я одевалась,

С Дедом Морозом не повстречалась!

Лисичка-ведущая.

Ах, Танюша, не реви!

И скорей глаза протри!

Ветер дует, завывает,

Дед Мороз сюда шагает.

И кричит он на ходу…

Голос Деда Мороза за ширмой: да иду я к вам, иду!

Звучит торжественная музыка, входит Дед Мороз и все персонажи.

Дед Мороз. 

Долго праздника я ждал,

Да подарки подбирал.

Вас я видеть очень рад,

И мальчишек, и девчат.
И, Танюша, здравствуй, детка!

Ты оделась, как конфетка!

Мне сказали, что вчера,

Ты одеваться не могла.

Но исправилась сегодня,

Возьми подарок новогодний!

Лисичка-ведущая.

А на радости такой

Все станцуем и споем!

Персонажи пляшут!

Дед Мороз. 

Ну, прощаться нам пора,

До свиданья детвора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр в дошкольном образовательном учреждении

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободно го выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, по пытаться максимально реа...

Методическая разработка Конспект ООД в младшей ясельной группе Образовательная область-социально-коммуникативное развитие Кукольный театр « Репка»

Конспект ООД в младшей  ясельной группеОбразовательная область-социально-коммуникативное развитиеКукольный театр « Репка»...

«Огнехвостик» (Кукольный театр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Безопасность»)

Формировать у детей знания о правилах безопасности дорожного движения. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к опасным для человека ситуациям. Воспитывать у детей желание и потребность соб...

Возможности использования кукольного театра, куклы и персонажей в развивающих и воспитательных ситуациях с детьми дома ребёнка

Ранний  возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребёнка.  Кукла очень близка детскому восприятию,  эту игрушку малыши знают с самого детства и с удовольс...

Кукольный театр. Сценарий кукольного театра "Как Медведь Новый год встречал!".

Кукольный театр для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 29.01.2021г....

Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга "Игры в кукольный театр": "Настольный кукольный театр по мотива русской народной сказки "Кот, Петух и Лиса"

    Образовательный видеоролик профессиональной практики в организации детского досуга  в период летней оздоровительной программы для детей, родителей и  педагогов, "Иг...

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников

Презентация "Народный кукольный театр как средство воспитания духовно - нравственных качеств дошкольников. История театра, современный кукольный театр....